Пара слов о ТКИТ

Константин Берёзин
По поводу того, откуда произошла ТКИТ (теория культурно-исторических типов). Георгий Флоровский в своём труде "Пути русского богословия" рассказывает о том, что Аполлон Григорьев высказывал похожие идеи. Вопрос: Аполлон Григорьев сам это первый изобрёл? Мне кажется, нет. Григорьев, наверное, взял это у кого-то из немецких философов.

Для тех, кто не в теме, поясню: в культурологии и в философии истории есть ТКИТ (теория культурно-исторических типов). На мировом уровне наиболее яркие ея представители - это Шпенглер и Тойнби. Но у них были русские предшественники: Н. Я. Данилевский и К. Н. Леонтьев. Спорный вопрос - кто первый выдвинул идеи ТКИТ. Лично мне кажется, что она вырастает из немецкого романтизма.

Интуитивно кажется, что ещё при Гегеле и Шлегеле можно отыскать что-то похожее. Может быть, кто-то из второстепенных немецких литературных критиков, говоря о какой-нибудь поэме, вскользь упомянул такую идею (о рождении, росте и умирании народа), а потом это стало гулять по журналам, и так докатилось до России. Ведь по сути эта идея (о рождении, росте и умирании народа) по духу близка к романтизму, к романтическому вниманию к прошлому, вниманию к фольклору.

Соловьёв и Леонтьев - оба верующие, но Соловьёв делает отчётливый акцент на всеобщности христианства и на его социальной роли, а Леонтьев - на индивидуальном спасении, де-факто признавая социальную роль христианства (как её понимали многие европейцы, т. е. стремление помочь бедным, уравнять всех в правах) вредной. И в этом, как мне кажется, огромная ошибка Леонтьева. В этом мнении, собственно, заключается "пессимизм" Леонтьева. Он видел, что это либерально-буржуазное развитие Европы неизбежно, и видел, что оно мотивируется христианством, но не хотел признать прогрессивность и хорошесть этого либерального развития. (Хотя, конечно, в нём есть и минусы.)

Безусловно, в обуржуазивании и обмещанивании Европы есть некоторые негативные стороны. Но это не должно быть аргументом против буржуазного развития. Нужно просто стараться минимизировать культурные потери при либеральном развитии.

Леонтьев написал работу "Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения", в которой дал критику буржуазного общества.

В XX в. возникла массовая культура, которая нанесла огромный урон человеческим душам. Об этом говорили представители Франкфуртской школы (Фромм, Маркузе).

Через массовую культуру распространяется пошлость (в широком смысле слова). Конечно, это плохо. Но это не значит, что не надо учить детей читать и писать (из опасения, что умеющий читать и писать человек столкнётся с массовой культурой).

В XIX в. страна, в которой слабо развита буржуазность и либеральность, стала бы неконкурентоспособной, соперники стали бы её подавлять и экономически, и политически.








.