2. 4. 3. Марионетки. Конь с раздвоенным хвостом

Елена Шувалова
   Марионетки Лебедевой.Конь с раздвоенным хвостом.

  Интерпретируя сказку "Конёк-Горбунок" как пушкинскую, мы переосмыслили заново и её образы. Если сказку написал Пушкин, - то у него не просто литературные герои, а  герои - символы. 

  Два коня золотогривых - это тоже символы. Мы думаем, что это - символы Русских Поэзии и Прозы, - созданных Пушкиным.

 Сначала, увидев оригинальную интерпретацию Лебедевой: вместо двух коней - один, - только хвост у него раздвоен, - мы подумали, что автор эскиза свёл поэзию и прозу к одному понятию "Русской литературы", - воплотив его в одном прекрасном коне, - а её (литературы) разделение на поэзию и прозу  показал раздвоенным хвостом этого коня.

  Мы думали так довольно долго, - пока не поняли, что в этом эскизе выражена другая история,  что Лебедева вовсе не передавала пластическими средствами сюжет "Конька-Горбунка".

  Другая история, - это, - как мы поняли, - мысли о Русском языке, Пушкине, Русской литературе и "Коньке-Горбунке" русского писателя А.Н. Толстого, переданные эскизом скульптора С.Д. Лебедевой.

  И мы уже обнаружили созвучие мыслям Толстого о двух языках (литературном и народном) в марионетках двух "умных" братьев, - в сказке - Данилы и Гаврилы, а в эскизе - Негра и И.С. Тургенева.  В предыдущей главке мы решили, что марионетка Тургенева воплощает собой литературный язык, а марионетка Негра - народный.

  Марионетка прекрасного коня с раздвоенным концом стоит на противоположном конце от этих марионеток  и является здесь, - как мы теперь понимаем, - тем Русским языком, в котором Пушкин свёл литературный и народный языки в один язык. Напоминанием о том разделении и является разделённый надвое хвост коня.

 Перед марионеткой прекрасного коня стоит маленькая фигурка человечка в рыцарских латах, которые ему велики. Ручками в рукавичках он (человечек) загораживает прекрасного коня, - как смотритель  в музее загораживает музейный экспонат от настырных посетителей.  Лошадка и стоит - как такой музейный экспонат, на пьедестале;(такой же пьедестал ещё только у фигурки Пушкина на Кобылице). В сказке этой фигурке, - по-видимому, - соответствует Городничий; (тот, который доложил царю о чудо-конях на ярмарке). Исторический же прототип этого человечка мы пока что разглядеть не можем. Возможно, это просто собирательный образ функционера от литературы, дежурного литературного критика...  Характерно то, что рост у этой фигурки - самый маленький, - то есть, это - ничтожный человечек, - да ещё и берущий на себя слишком много, - поскольку надел латы, которые ему не по росту - слишком велики. Он стережёт прекрасного коня от расколдовывания. Он хранит его как музейную реликвию.
 


Продолжение: http://www.proza.ru/2017/05/20/982

 
 
 



















Иллюстрация: 11 марионеток С.Д. Лебедевой "Конёк-Горбунок", 1936 г. / В кн.: Б.Терновец. Сарра Лебедева. - М.-Л.:Искусство, 1940.- С.29.