Опубликовано в газете Молодой дальневосточник! 20

Андрей Крикливый
ДОСТОЙНО ВСТРЕТИТЬ 160-ЛЕТИЕ ОСНОВАНИЯ
СЕЛЕНИЯ ХАБАРОВКА, БУДУЩЕГО ХАБАРОВСКА

В 2018 году для Дальневосточников, в некотором роде, юбилей:  исполняется 160 лет подписания Айгуньского договора о разграничении с китайской стороной границы по Амуру и Уссури, и, соответственно, с расположением Сибирского 13-го Линейного батальона на месте, где, впоследствии вырос город Хабаровск. А, как принято, к юбилеям готовятся – готовят «подарки», вспоминают «виновников» торжества…
В Хабаровске увековечено имя ряда исторических персонажей, как, имеющих прямое отношение к появлению на карте России нашего города (Н. Н. Муравьёва-Амурского – деятеля государственного масштаба, стратега), так и вообще не имеющего никакого отношения, кроме названия города (Ерофея Хабарова), как и командующего Линейным батальоном капитана Якова Дьяченко. Но, совершенно упущено имя адмирала Казакевича, имеющего непосредственное отношение и к возникновению поселения Хабаровка, и к её названию. Вернёмся на время в прошлое…
Началом Истории Российского Приамурья и Приморья, следует считать событие, когда Пётр Васильевич Казакевич (Козакевич) старший офицер военного транспорта   «Байкал» под командой Г. И. Невельского, летом 1850 года, первым из русских моряков на шлюпке с несколькими матросами начал исследование  Амурского лимана. День за днём, метр за метром матросы промеряли деревянным футштоком, а Казакевич заносил на карту глубины,  вошёл в устье Амура. Тем самым открыл и нанёс на карту Северный фарватер с глубинами, позволяющими заходу кораблей из Охотского моря и Татарского пролива в Амур – фарватер Невельского. Мы, ныне живущие на Дальнем Востоке, плохо себе представляем цену этого события: по тем временам, его можно приравнять, например, к полёту Юрия Гагарина в космос. Если с Ю. Гагарина началось освоение околоземного космического пространства, то с открытия Казакевича началась колонизация и присоединение огромной территории к России.
Вполне очевидно, заслуги и личность П. В. Казакевича по достоинству оценил генерал-губернатор Восточной Сибири генерал-лейтенант Н. Н. Муравьёв: в 1851 году Казакевич был произведён в капитаны 2 ранга и назначен штаб-офицером для поручений при генерал-губернаторе.
Муравьёв смотрел в будущее – поручил Казакевичу создавать в Сретенске на Шилке судоверфь. В 1852 году на ней началось строительство первого на Амуре речного 50-сильного буксира «Аргунь».   Для этого не было здесь ничего – ни машин, ни оборудования, ни материалов, ни мастеровых… Тем не менее, под руководством Казакевича пароход был построен. Не ахти-какой, но пароход, в то время, когда Российский флот всё ещё ходил под парусами…
Между тем, Муравьёв приказал готовить Первый сплав в низовья Амура, где уже Г. И. Невельским были установлено несколько постов. Казакевич руководил подготовкой  77 плавсредств.  Весной 1854 года флотилия, во главе с  самим Н. Н. Муравьёвым начала сплав по Шилке и Амуру – Казакевич отвечал за плавсредства, соответственно, за безопасность сплава.
После удачного сплава Казакевич произведён в чин капитана 1-го ранга и под именем купца 1-й гильдии Соловьёва, отправлен в Северо-Американские Соединённые Штаты для закупа трёх пароходов и оборудования для создания на Амуре ремонтной и судостроительной базы  Сибирской флотилии.
В 1856 году Высочайше утверждена Приморская область Восточной Сибири – территория нынешних Хабаровского, Приморского, Камчатского краев и Сахалина вместе взятых, с центром в Николаевске. Военным губернатором и  главным командиром Сибирской флотилии и портов Восточного океана  назначен, вернувшийся из САСШ и произведённый в контр-адмирала Казакевич П. В.  Девять, самых трудных лет становления жизни на Нижнем Амуре он единолично управлял огромной территорией. Укреплял Сибирскую военную флотилию, заселял территорию переселенцами, организовывал жизнь на почти безлюдных пространствах.  Военный пост Николаевский вырос до города – столицы области. Здесь построена современная мастерская (прототип судоверфи), а затем появилось и судостроение, создана мореходная школа, школа юнг, гимназия, образованы духовая  музыкальная и балетные студии, создан исторический музей, существующий до сих пор, основал порт Владивосток…   За время его губернаторства построили Амурский телеграф, связавший Николаевск, через Хабаровку, с Владивостоком, организована почтовая связь, проложены в тайге дороги…  Словом, на долю Казакевича пришлось самое тяжелое – организация нормальной жизни в первозданной Природе.
Но, это в целом для Дальнего Востока, а какова роль Казакевича в истории Хабаровска?
До 1858 года освоение Амура, Приамурья и Приморья шло, как бы нелегально – волевым решением Н. Н. Муравьёва – узаконенных международных границ по Амуру между Российской Империей и Китаем не было.  Началом истории Хабаровска (Хабаровки) следует считать подписание 16 мая (ст. ст.) 1858 года Н. Н. Муравьёвым  с Цицигарским  главнокомандующим Дзянь-Дзюнем  Айгуньского трактата о разграничении Российской Империи с Китаем по Амуру и Уссури. После подписания Генерал-губернатор Восточной Сибири отдаёт:
Словесное приказание войскам по р. Амуру расположенным № 41 19 мая 1858 года ст. Благовещенская.
«Войска, прибывшие на р. Амур в прошлом году и прибывающие  в настоящее лето распределяются для квартирования и работ следующим образом:
1. Линейный № 14  батальон со своим штабом оставляется в ст. Благовещенской, часть его распределяется для построек поселений  Амурского конного полка, вновь заложенной церкви в ст. Благовещенской  и архиепископского дома.
2. Линейному № 13 батальону со своим штабом расположиться на устье реки Уссури или где указано будет по пути следования. Батальону сему назначается заниматься устройством собственного помещения  и укрепления на р. Амуре, сверх сего часть батальона командируется в помощь пешим казакам при постройке их поселений…»
(Выделено мною. А. К.)

Таким образом, Н. Н. Муравьёвым было принято решение поставить Линейный батальон в устье реки Уссури. Его назначение обустраивать Российскую границу по Амуру и Уссури. Для этого часть батальона с  офицерами была распределена  в помощь казакам для обустройства будущих станиц по Среднему Амуру, а ещё часть – по Уссури. Какая-то часть батальона (достоверно, неизвестно) во главе с командиром должна была стать и оборудовать штаб-квартиру в устье Уссури.  Дальше  события развивались следующим образом.
После подписания Айгуньского трактата – вопрос по границе с Китаем решен, Н. Н. Муравьёв с архиепископом Камчатским Иннокентием (будущим патриархом Московским)  и своим штабом 22 мая (ст. ст.) отправился со сплавом вниз по Амуру. Во время сплава обер-квартирмейстер  подполковник К. Ф. Будогосский избирал места для поселений Амурского пешего батальона – от начала хребта Малого Хингана до устья Уссури.
31 мая (ст. ст.)  Н. Н. Муравьёв прибыл в устье Уссури, где был казачий пост (будущая станица Казакевичевская), и где его ожидал, прибывший на пароходе из Николаевска военный губернатор Приморской области П. В. Казакевич. 
Прибывший сюда несколькими днями раньше, он уже успел осмотреть окрестности, поговорить с постовыми казаками, убедился, что для расположения штаб-квартиры батальона, долженствующего контролировать огромное пространство по Нижнему Амуру и Уссури, место явно не годится.
Во-первых, мало места для размещения гарнизона из нескольких сот солдат (часть из них с семьями), во-вторых, в маловодье  нельзя пароходам выйти в Амур по протоке (названной, «протока Казакевича»). Всё это он подробно изложил Муравьёву, и предложил разместить штаб-квартиру батальона в очень удобном месте – между гольдскими стойбищами  Сиза и Бури.
Тому, что, дословно именно такой состоялся разговор,  документального подтверждения нет. Но, вникнув во взаимоотношения между должностными лицами того времени, когда всё, что решалось,  приписывалось вышестоящему лицу, именно так и было. В исторических документах, все действия по колонизации Приамурья, это заслуга Н. Н. Муравьёва. Зная его характер, иного и предположить невозможно. Если он видел, что кто-то проявляет слишком много самостоятельности, ставил оного «на место», несмотря ни на какие заслуги.
Так, Г. И. Невельской, проявлявший самостоятельность, после того, что он сделал для России, был Муравьёвым безжалостно удалён от дел и, следовательно, от основных заслуг.
(В этом смысле, по характеру и самолюбию «последователем» Н. Н. Муравьёва был губернатор Хабаровского края В. И. Ишаев. Правда, в отличие, мягко говоря, от не очень образованного и воспитанного Ишаева,  Муравьёв получил серьёзное образование и воспитание – с Золотой медалью закончил Пажеский корпус – самое престижное учебное заведение того времени, готовившее деятелей государственного уровня).
3 июня (ст. ст.) Н. Н. Муравьёв пишет военному губернатору Забайкальской области М. С. Карсакову письмо:
«…Устье Уссури совершенно в глуши, в 4-х верстах от главного русла Амура. Вследствие сего я ставлю 13-й батальон весь на Бурее (стойбище Бури, А. К.), т. е. на главном русле, чтобы он мог удобнее во всякое время спускаться и подниматься к устью Амура, а в протоки в мелководье пароходы ходить не могут. Около устья Уссури весьма немного мест для поселения…»
По всей видимости, именно 3 июня сюда подошли плоты и лодки 13-го батальона. Очевидно судьба будущего Хабаровска – тогда ещё поселения, без названия была решена именно 3 июня 1858 года. Таким образом, правильным было бы отмечать День рождения города не 31 мая, а по новому стилю 16 июня.
После этого Муравьёв с Казакевичем отправились вниз по Амуру на пароходе «Амур» (собранным в Николаевске). Название селения появилось позже, когда Н. Н. Муравьёв возвращался с Нижнего Амура, и 28 июня (ст. ст.) прибыл на место, где уже обустраивалась часть 13-го батальона. Смею предположить, что название селению «Хабаровка» было предложено Казакевичем, когда они с генерал-губернатором  несколько дней шли вниз по Амуру. Именно потому, что это была территория Приморской области, а Н. Н. Муравьёв с большим уважением и доверием относился к П. В. Казакевичу. 
О том, что название появилось только после 28 июня, свидетельствует Рапорт капитана Дьяченко № 1379 от  21 июня 1858 года, отправленный «из деревни Бури на р. Амур».  Но уже рапорт № 1600 от 31 июня «из штаб-квартиры Хабаровка». А рапорт № 1699 от 14 августа 1858 года отправлен из «дер. Хабаровка».
Нигде, ни в одном документе, ни в воспоминаниях современников, ни разу не встречается название «пост Хабаровка». Оно придумано в советское время, скорее всего, женщиной, мало разбирающейся в военных терминах.
Поэтому, кочующее из публикации в публикацию современных авторов, утверждение, что был основан «пост Хабаровска», не может быть принято, в принципе. Вызывает, по-крайней мере, удивление, что это повторяют и люди, имевшие отношение к военной службе, не видящие разницы между «военным постом» и постоянным «гарнизоном». А Хабаровка сначала была именно гарнизоном из нескольких сот служивых, некоторые из них прибыли сюда с семьями.
В Хабаровске, стараниями некоторых «зацикленных» энтузиастов слишком много уделено внимания капитану линейных войск Я. В. Дьяченко. Конечно, под его руководством возводились первые строения поселения, организовывался быт солдат и офицеров Линейного батальона и их семей до организации гражданской службы. Но, в 1858 году были заложены десятки станиц на Среднем Амуре, и несколько станиц на Уссури. И в каждой станице был свой «дьяченко». Но, кто их сегодня помнит и знает?  Дьяченко, как офицер не высокого ранга, тоже выполнял приказы – сначала военного губернатора Забайкальской области Карсакова, а затем, военного губернатора Приморской области П. В. Казакевича. В том, что деревня Хабаровка стала городом Хабаровском, даже если сильно напрячься, трудно увидеть какую-то заслугу Дьяченко. Обустройство границы, это рядовое занятие линейных батальонов – для этого они и были созданы в Российской Империи.
А, вот роль П. В. Казакевича в становлении Приамурья и Приморья, как Российской территории, значительная, и не сопоставима с ролью Дьяченко. При нём город Николаевск действительно стал столицей Российского Востока, а на огромной территории Приамурья и Приморья появилась жизнь.
В 1858 году образована  Амурская торговая компания, она стала закупать за границей морские и речные суда, доставлялись на Амур в разобранном виде и уже здесь собирались, налажено и собственное строительство небольших судов. Началось регулярное грузовое и пассажирское сообщение   по Амуру между Николаевском и Благовещенском. Мало-помалу на Нижнем Амуре появлялись селения русских людей, вдохнувших жизнь в дикие территории. Но, где в Хабаровске улица Казакевича, где ему памятник? Впрочем, то же самое относится и к Г. И. Невельскому, роль которого не менее значительная…
По моему мнению, одна из причин пренебрежения к выдающимся историческим личностям Дальнего Востока,  заключается и в том, что подвиги совершали морские офицеры, а «почести» решали люди, не имеющие отношения к тяжелейшей и рискованной морской службе – по выражению моряков, «пехота».
В Хабаровске много улиц, носящих имена людей, как исторических личностей – случайных, конъюнктурных, малозначительных. Мало того, есть улицы с именами людей глубоко враждебных России и Русскому народу, не принёсших ничего, кроме одних только бед и несчастий…
Может быть, пришло время, вернуться к действительной Истории Российского Дальнего Востока и, наконец, расставить всё по совершенным подвигам и делам?
 
А. И. Крикливый – автор книги «Амурские истории в трёх веках»