Труд всему голова

Владимир Галин
   
        НА КРЕПОСТНОМ  ПРУДУ. Глава 15

        ВЛАДЫКОЙ МИРА  ДОЛЖЕН БЫТЬ ТРУД.


        Труд и все , что с ним  связано и отличает человека от остального мира животных. Человек не разрывно связан с природой, как и обезьяны со львами, но свое существование он обеспечивает посредством труда. Научение навыкам труда и привитие трудолюбия  составляют основу воспитания подрастающего поколения. Продолжение развития  грамотности  в общеобразовательной школе шло параллельно с получением  профессиональных навыков в учебно-производственных мастерских.  Мастера профессионального обучения играли первую скрипку  в жизнедеятельности учащихся.  Если  воспитатели  играли  своеобразную  роль мамы, то отцом каждого воспитанника  был мастер.  От их грамотности, профессиональных знаний и умения, от их личной психологии , нравственности, душевности в прямой зависимости  были результаты  исправления и перевоспитание воспитанников.

              Не Боги горшки обжигают, но в деле исправления и перевоспитания надо бы каждому быть   именно им. Но люди есть люди и святых между нами нет. Каждый из нас живет и творит так, как Бог на душу положил. Поэтому в жизни училища  главную роль играет организация  учебно воспитательного процесса все 24 часа в сутки.

             У меня как директора училища была полная  свобода педагогического творчества, но на воспитанников  я больше действовал опосредственно  через мастеров, воспитателей и учителей. Только учителя имели специальную педагогическую подготовку. Разумеется , что учебно производственная деятельность спец училища регулировалась  законами , положениями и инструкциями. Вся деятельность училища была и под строгим контролем республиканской Прокуратуры.

             Разумеется. Никто, ни я, ни все подчиненные мне работники в своей практической деятельности не могли прыгнуть выше своей головы, но мы старались делать все что было в наших сила, на что мы были фактически способны. Больше своих возможностей мы делать не могли. Но тем не мене мы честно и добросовестно делали свое дело. Каждый на столько, сколько у него было совести. Имена лучших мастеров и воспитателей я до сих пор храню в своей памяти. Некоторых уже нет  в живых.  Мне хочется в знак благодарности за совместный труд назвать их поименно.

          Жили были такие люди и работали по совести своей,  как дядя Миша, так все пацаны звали  мастера Шабанова Михаила Тимофеевича. Был он в годах. Толст и краснощек, удивительно добродушный. Со всеми ребятами у него был контакт. Они все к нему липли, как мухи на мед. Он брал их на абордаж не строгостью , а добротой и снисходительностью  Мастер Михалев Ксан Ксаныч. вел группу каменщиков. Молод и горяч Технарь, много уделял внимания  кружку «Умелые руки». Смастерил дельта план  катерок, и гоняли на нем по воде канала БЧК. Пивнев Александр Ильич, высокий под два метра молодец, классный краснодеревщик. Закончил  индустриально  педагогический техникум с красным дипломом. В его группе была всегда высокая дисциплина. Нелюбов Анатолий Михайлович образец скромности и трудолюбия.  Никогда не повышал голос на воспитанников, но все они выполняли  его распоряжения беспрекословно. Дубовик Владимир Трофимович, активный и инициативный, своей энергией заряжал ребят во всех  соревнованиях.Борис Борисов  и Сергей Михалев были не многословны, но делали свое дело с чувством ,с толком,с расстановкой. Под  стать мастерам были и воспитатели Гречанин Александр Григорьевич, пользовался авторитетом среди пацанов по прозвищу Боцман. Он  как никто  другой знал многие секреты воспитанников. Лозоренкнко  Николай Алексеевич  и Валаев Василий Петрович. отставные офицеры при сокращении вооруженных сил, в работу воспитателе вносили элементы воинской дисциплины. Их группы  при строевых смотрах для участия в праздничных демонстрациях трудовых коллективов района на 1 мая 7 ноября. Группы воспитателей Сары Алманкуловой и Нелюбовой Екатерины Васильевны занимали призовые места за участие в художественной самодеятельности. Застрельщиком  комсомольских инициатив был заместитель по воспитательной работе выпускник университета Володин Владислав  Михайлович.

              Организацию  учебно воспитательную работу приходилось вести в условиях парадокса:  с одной стороны изоляция подростков  от окружающей уличной среды прерывало их связь с блатным миром, а с другой стороны, они сосредотачивались в одном коллективе каждый со своим пороком  заражали друг друга , как оспой. Мы  должны были  их собственному опыту асоциального поведения противопоставить нормы  коммунистической морали- думай прежде о Родине, а потом о себе.

              Постоянные усилия всего педколлектива не оставались втуне.  Учащиеся с хорошим настроением , с душевным подъемом и дисциплиной  участвовали очередное участие в первомайской демонстрации трудящихся района. Свободно пройти и не разбежаться по сторонам, благополучно вернуться за ограду училища, это многого стоит. Это тоже важный воспитательный момент, который не заметно, как капля. камень точит

            Свою положительную роль играли  проводимые регулярно конкурсы  между всеми группами « Лучший по профессии», которые мы проводили один раз в квартал. Победителем в конкурсе по первому году обучения стал воспитанник  Корубко, который  постоянно нарушал дисциплину и являлся  притчей во языцех. Но чемпион есть  чемпион и призом объявлено увольнение к родителям. Вместе с ним чемпионом стал и Литвинов, у которого не лучшая характеристика, чем  у Корубко. Все 8 победителей  были поощрены увольнением на  каникулы.

              Изменилось отношение воспитанников к алым лентам, которыми  увенчивали победителей конкурсов. Раньше они срывали их и жгли,  теперь  эти красные ленты возвышали их в собственных глазах. Злостные нарушители дисциплины стали просить перевести их куда-нибудь в другое училище, но других для них не было. Сила соломину гнет, приходиться подчинятся новым порядкам

            Характерным типом  труса, на болоте которого  произрастают все поганки , являл бедняга Колмочевский. Он перед всеми дрожит. У всех на побегушках. Даже когда его защищают, он оправдывает своего обидчика .  Основа подлости человеческой -  в их трусости, мерзость – в беспринципности,  Достаточно  преодолеть страх, обрести волю защищать свое достоинств и положение в коллективе меняется. Среди ребят, как среди цыплят, кто только опустил крылья  и поник, все остальные начинают его  клевать просто так, от нечего делать.

           Принимали  мы  трудовое участие и в работе на сахарных плантациях колхоза. и  на  раскрытии виноградников. На заработанные деньги  каждому на заказ сшили в промкомбинате района новые брюки. И организовали дополнительное питание.

     Без труда не вынешь рыбку из пруда.. Праздная  жизнь сам собой заполняется пороками.