Как подготовить повышение конкурентоспособности

Альмина Имкенова
Президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф в выступлении на Гайдаровском форуме, 2016 в РАНХиГС сказал о том, что мы стоим на пороге революционных изменений, которые нашей цивилизации несут современные высокие технологии, но к этим переменам никто у нас сегодня не готовится, должным образом. А между тем, изменения эти произойдут на трех основополагающих уровнях: на уровне стран, на уровне бизнеса, на уровне каждого отдельного человека. И самые драматические изменения будут проходить на этом уровне. Нас ждет  колоссальный разрыв в доходах между теми, кто овладеет новыми технологиями и остальными людьми. В мире прогнозируется  колоссальный спрос на специалистов и будет сохранен спрос на низкоквалифицированных работников. Остальным людям придется очень тяжело. И с этим надо  что-то делать. Ключевая роль в этом процессе - конечно, отводится образованию - от детских садов до Вуза. Содержание и методы образования  нужно менять. Нужно менять модель образования. Нам нужны серьезные прогнозы,  где мы будем через 20-30 лет.  Мы должны понять, что весь мир становится абсолютно конкурентным. Мы должны быть готовы к колоссальной самотрансформации каждого из нас.  [ 1]
 Действительно, трудно не согласиться с Грефом, мир сегодня становится абсолютно конкурентным. И поэтому все мы, жители России, и на государственном уровне, и на уровне бизнеса, и на личном уровне должны научиться побеждать в конкурентной борьбе. Но для того чтобы научиться побеждать нужно для начала узнать, что может обеспечить достижения победы. В чем главный секрет успеха в конкурентной борьбе?
Секрет этот миру давно известен. Побеждает в конкурентной борьбе тот, кто достигает более высокой производительности труда. В. И. Ленин писал в работе «Великий почин»: - «Производительность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Социализм создает новую, гораздо более высокую производительность труда...Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда».[2]
 Питер Друкер, основоположник современного менеджмента, написал в 1999 году в книге «Задачи менеджмента в 21 веке»  о том, что в ХХ веке самым важным и поистине уникальным достижением менеджмента было повышение в 50 раз производительности физического труда на производственных предприятиях. Это впечатляющее достижение. Именно этот поразительный рост производительности труда в США и в наиболее развитых странах западного мира и предопределяет их сегодняшнее политическое и экономическое доминирование в мире.
Но резерва роста здесь больше нет. Невозможно дальше повышать производительность физического труда. И поэтому, по мнению Друкера, самым главным достижением, которого менеджмент должен добиться в XXI веке – это должно быть  повышение производительности умственного труда.   Если самым ценным активом любой компании ХХ века было производственное оборудование.  То самым ценным активом любой организации XXI века  - станут ее работники умственного труда и их производительность. [3, 185]
То есть победителем в глобальной конкурентной борьбе в 21 веке станет тот, кто достигнет наибольшего уровня производительности умственного труда. Актуальность данной проблемы определило тему исследования: определить  факторы повышения  производительности умственного труда для обеспечения решающего конкурентного преимущества.
Начнем наше исследование с определения умственного труда: «К умственному труду (интеллектуальному труду) относится деятельность, связанная с приемом и переработкой информации, требующая напряженного функционирования процессов внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы». [4]
 Для современных профессий  умственного типа характерны ускоренный темп, резкое увеличение объема информации, дефицит времени для принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности.
Питер Друкер считает, что повышение производительности работника умственного труда  определяется следующими факторами:
 1. Производительность работника умственного труда требует четкого ответа на вопрос: «В чем заключается производственное задание?» 
2. Ответственность за производительность целиком возлагается на самого работника. Работники умственного труда должны уметь сами собой управлять. Быть независимыми.
 3. Непрерывная инновационная деятельность должна стать неотъемлемой частью умственной работы и включаться в производственное задание работника умственного труда; он должен отвечать за внедрение нововведений.
4. Работнику умственного труда надо, с одной стороны, постоянно учиться, а с другой - постоянно учить.
5.Производительность работника умственного труда не измеряется количеством или объемом - во всяком случае, это далеко не самый главный показатель. Зато качеству придается огромное значение.
6. Наконец, для повышения производительности работника умственного труда необходимо смотреть на него не как на “издержки”, а скорее как на “капитал”, и обращаться с ним соответственно. [3,195]
  Вернемся к словам Германа Грефа. «Нам нужны серьезные прогнозы,  где мы будем через 20-30 лет». Действительно, это очень важно. Представлять где мы окажемся, в каком мире. Попробую дать свой прогноз, где мы будем через 20-30 лет с учетом того, что основной упор в мире будет сделан на развитие производительности умственного труда.
Предположу, что экономика в её самых высокотехнологических отраслях вскоре резко помолодеет. Эти отрасли экономики и сегодня в основном является молодежными и, похоже, что со временем в них станут работать еще более молодые люди. В этих отраслях произойдет то же, что произошло в женской спортивной гимнастике. Место девушек и женщин со временем заняли совсем юные девочки подростки. Повышение сложности исполняемых элементов привело к тому, что чисто физиологически возрастные спортсменки оказались полностью неконкурентоспособными по отношению к своим более юным соперницам. Им всем пришлось уйти из спорта.
 
В этом смысле мне интересен голливудский фильм, недавно вышедший на экраны кинотеатров. «Босс-молокосос». «The Boss Baby».[5]  В картине главный герой — совсем не простой младенец, он обладает лидерскими задатками, уже носит деловые костюмы и во всем видит бизнес-задачу. Можно, конечно, отнестись к данному фильму, как к чистой фантазии. Но вспомните о том, что когда-то так же фантастично выглядели голливудские фильмы, в которых президентом США был афроамериканец. К глобальным изменениям нас готовят заранее. Так что вполне возможно, в скором времени в наиболее быстроразвивающихся технологических отраслях будут работать и даже управлять ими в основном специалисты школьного возраста. А это приведет к изменениям во многих сферах жизни.
Любопытный факт. Проблемой самого раннего развития детей озаботился одним из первых в мире вовсе не детский психолог и не профессиональный воспитатель детского сада. Одним из наиболее серьезных специалистов в этом вопросе стал талантливый инженер, основатель и председатель японской  корпорации SONI  Масура Ибуки. Он доказывает в своих работах по данному вопросу, что развитием детей нужно начинать заниматься не с возраста детских садов, а еще раньше.    Новорожденные дети – это  те люди, которые придут на твое производство и будут делать его конкурентоспособным. Помимо своей основной деятельности этот человек занимался образовательной деятельностью, был основателем ассоциации развития младенцев.
Исследования японских ученых  выявили огромные потенциальные возможности  детей младенческого возраста. Эти открытия  предлагают новые подходы и принципы по  раннему развитию и воспитанию детей. Исследования выявили, что в течение первых трех лет жизни у ребенка самый высокий потенциал к обучению и развитию. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо. Музыкальный слух, физические способности (координация движения и чувство равновесия) формируются как раз в этом возрасте. Примерно в это же время развивается и основа эстетического восприятия - сенсорная реакция [6].
Далее на что я хотела бы обратить внимание,  как и японский ученый Масура Ибуки,  на то, что в сегодняшнем мире первое, что бросается в глаза - это дефицит доверия между людьми, что вызывает хаос в обществе насилие, экологические проблемы.  Так как даже если ребенок будет умнее других, но не будет доверять людям, он не сумеет многого добиться в жизни. И развитие доверия происходит в раннем детстве. [6]
То есть для того чтобы обеспечить высокотехнологические отрасли экономики юными талантами, готовыми к победам в глобальной конкурентной борьбе в силу лучше более старших коллег в силу своих физиологических и адаптивных  особенностей необходимо максимально рано начинать процесс их обучения. В этом залог их более высокой производительности умственного труда по сравнению с остальными людьми. Не случайно темой младенческого обучения в Японии занялся один из крупнейших организаторов бизнеса в мире. Видимо он имел видение того, как будет дальше развиваться мировое сообщество. Кто и как будет побеждать в глобальной конкуренции. И постарался обеспечить своей стране конкурентное преимущество в будущем.
Думается, что наработанный японский опыт в раннем развитии детей может быть и нам полезен. Конечно, этот опыт пока не может быть у нас массовым,  так как  для этого необходима хорошо разработанная инфраструктура. У нас нет пока апробированных методик и подготовленных специалистов для создания новой системы образования, с новым содержанием от детских садов и младенчества и до Вуза. Но создавать эти новые форматы образования можно и нужно вначале для подготовки отдельных элитных групп для отраслей экономики страны, исходя из задачи обеспечения их конкурентных преимуществ, а потом продвигать этот процесс обновления в целом для всей России, для её экономики и интересов каждого отдельного жителя страны. И строить новую систему образования, нужно будет в первую очередь исходя из задачи повышения производительности умственного труда, как главного конкурентного ресурса.