Детство

Игорь Мишланов
 Есть некоторое мнение, что дети рождаются как табула раса, а все вокруг уже создает из этой табулы конкретного человека - характер, привычки и тд. Великий Зигмунд, судя по всему был уверен в этом, да и почти все материалисты, экзистенциалисты и прочие исты....но буддисты с их учением о карме придерживались другого мнения....мне кажется, что человек появляется на свет - уже вполне тем, кем будет .....все в нем уже запрограммировано - его прошлое - настоящее - будущее

это из моего стиха

Что ты знаешь о прошлом, бущущем и настоящем?
Судьба  лежит обнаженная в Долине Сна.
Её глаза завязаны,
Её плод еще не созрел,
Её тело бесформенно,
Её желания неопределенны,
Но она знает уже все о нас.

        Да...знает....но выбор иногда все-таки есть....хотя какой может быть выбор у сгустка энергии ????

Представьте себя  - все детство меня мучили такие, вроде бы, недетские вопросы, но это не мешало мне быть обыкновенным ребенком.
         У меня не было родных братьев или сестер, но была двоюродная сестричка Ася, мы были одногодками и просто обожали друг друга, я до сих считаю, что она была ангелом - очень светлой сущностью....все детство мы провели в месте, сначала жили в одном доме, а потом, когда тетя Галя и дядя Володя переселились в другой дом, я постоянно ходил к ним в гости, а часто и просто жил у них, Дядя Володя имел четыре вышки и преподавал что в Очерском техникуме, и ему дали огромную трехкомнатную квартиру, где у Аси была своя детская комната, кроме того, тетя Галя обожала всяких животных - там жили - Немецкая овчарка по кличке Урал, несколько кошек, а также попугай, черепаха, домашний ежик - просто отличная компания для маленького ребенка, кроме этого у них была просто огромная библиотека, рабочий телевизор, а главное - диапроектор с кучей диафильмов, я просто обожал смотреть диафильмы - в те годы, когда не было цветного тиви - смотреть в в темноте всякие сказки - было пределом кайфа для такого впечатлительного ребенка как я

               Тут вполне уместна цитата



И когда ты утешишься (в конце концов, всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнёшь окно, и тебе будет приятно... И твои друзья станут удивляться, что ты смеёшься, глядя на небо. А ты им скажешь: "Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звёзды!" И они подумают, что ты сошёл с ума. Вот какую злую шутку я с тобой сыграю...
Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"

             Дом, в котором жила Ася, тетя Галя и дядя Володя, был двухэтажный, большой - там жили семьи преподавателей Очерского Техникума, и, конечно, там было очень много детей, весьма хулиганистых парней, девчонок было не много, и Ася пользовалась там авторитетом, поэтому меня старшие парни не трогали и иногда даже звали поиграть. А перед домом была большая детская площадка со всякими вертушками, качельками, волейбольная площадка, а дальше находилось футбольное поле с беговой дорожкой для спортивных занятий учеников технаря - в общем это было супер-прикольное место, тем более, что совсем недалеко стоял сосновый бор, куда мы часто ходили гулять с тетей Галей и Уралом, а с другой стороны через дорогу в Пермь было болото и стоял очень хороший ключик, где местные женщины могли прополоскать белье и набрать воду. Вода там была очень вкусная, хоть ключик и находился рядом с болотом. По болоту шла железная дорога из Очерского Машзавода, но поезда ходили не часто, и она тоже была местом всяких игр. Иногда я играл там один и думал - а что будет, если вот так взять и идти и идти по ней никогда не останавливаясь, идти всю свою жизнь, то куда придешь?

              Так я начал познавать Дао
                с железной дороги
                по которой не шли поезда
                с ключика
                на дне которого взрывался песок
с июльских болотных цветов
Особенно мне нравились купальницы с их слегка ядовитым ароматом
И сладких ягод боярышника по осени
С песен и сказок
Которые я сам сочинял
И пел цветам и самому себе
пока меня никто не слышал

Все детство я пел всякие песенки, которые придумывал на ходу
так делают многие дети
почему так не делают всякие взрослые, кроме поэтов и музыкантов.
Куда уходит
Детство

Говорят, что все дети только и мечтают, что вырасти и стать взрослыми, но я , видя, как маются взрослые - на работе, дома, да везде - мечтал, что я никогда не вырасту, мечтал всегда остаться ребенком.

Я любил тетю Галю, она была очень добродушным, очень улыбчивым человеком, любившим детей и животных, а вот дядя Володя, брат моего отца наоборот был очень молчаливым загадочным человеком. Тетя Галя говорила, что мы все Мишлановские, такие.... кроме того, он, как и мой батя очень любил всякие алкогольные напитки и у него был свой кабинет, куда он уходил, говоря, пойду работать. Обычно он делал очень важный вид, открывал какие-нибудь толстые книги, какими был забит его кабинет, но все знали, что под столом у него всегда стояла бутылочка=другая водки или коньяку, но это не значит, что он был просто алко голиком, нет, он был алкоголиком с четырьмя вышками и никогда не был буйным, как мой батя.... я любил его кабинет, забитый от пола до потолка книгами - энциклопедиями в основном, но была там и всякая фантастика.

       тетя Галя занималась профессиональным спортом, несколько раз побеждала на Всессоюзных спартакиадах по бегу на лыжах, так же была мастером спорта и заведовала Очерским отделением Спортивного Добровольного Общества -Урожай-

         а Ася была для меня просто Асей, я считал ее кем-то вроде Ангела, да и до сих пор так считаю, несмотря на то, что она покончила жизнь самоубийством еще совсем молоденькая, на почве сильного алкогольного расстройства из-за любви к какому-то обычному очерскому хлыщу, оставив после себя совсем маленького ребенка, но тогда мы уж повзрослели - я жил в Питере, но когда я узнал об этом, я долго плакал, хоть мы по сути уже перестали быть детьми.

              Каким образом ей удалось выпить сразу стакан уксусной кислоты  ....Какое отчаяние ее подвергло на это?
                Все-таки я думаю, что небеса приняли ее, в душе она была святой.

               Есть те, кто учит тебя жить, есть те, кто учит умирать.
               В этом смысле я вспоминаю своего любимого кота Карлоса. который умирая от неизвестной болезни, сидел и смотрел  на дорогу, обычную грязную дорогу, улицу Попова, дорогу, по которой он ходил почти всю свою жизнь по своим кошачьим делам.  И я уверен, что он плакал, хотя был по жизни суровым воином.
               Такой дорогой для меня стала улица Черняховского. Сначала меня возили по ней на коляске, потом я шагал за руку с мамой, потом ходил в детский сад, потом ездил на велики в библиотеку с кучей книг туда и обратно, в школу, из школы.... с карманами полными всяких кайфов, таблеток, шприцов. грибов, с мешками марихуаны и мака, гулял просто так один и детьми, с друзьями и Светланой .....почти вся моя жизнь связана с улицей Черняховского и со Старым кладбищем, которое тянется вдоль дороги и, которое еще во времена моего детства стало просто парком, где гуляю люди, слушая птиц, только те березки, которые тогда там посадили - теперь очень большие, а тогда, я помню, их основательно объедали козы, которых там пасли всякие бабушки.
Во времена моего детства Старое кладбище еще было заполнено дряхлыми деревянными крестами, из которых мы, мальчики, делали костры.....
                Мы жили с матерью в бараке (слово- то какое -тюремное-), там было  8 квартир.Матери выделили квартиру в бараке, когда она стала работать в леспромхозе.
                Обычная такая советская была квартира, что называется - все в одном. Шифоньер, холодильник и занавеска отделяли комнату от кухни, где был кухонный стол и печка-голландка, а в комнате стояла односпальная кровать, на которой спала мама, я обычно спал на полу, места было очень мало, что даже умывальник стоял в коридоре. ....То, что сейчас воспринимаешь, как дикость, в детстве воспринимаешь, как данность.
                Я нисколько не обламывался, что умываться приходилось в холодном коридоре , спать на полу, что не было телика, а сортир был общий на весь барак, с надписями М и Ж...такова была советско-русская действительность, да и сейчас она кое-где осталась таковой.
соседи у нас были неплохие  - две добродушных бабушки, у одной из них был телевизор и иногда я ходил к ней посмотреть сказки, которые шли только по воскресеньям. В те годы был только один теле-канал, забитый съездами КПСС...но были и прикольные передачи, типа Очевидное-невероятное, Клуб путешественников.
                правда, кроме бабушек была еще семья Усовых, они имели машину (круть по тем временам), держали поросенка, которого ритуально убивали во дворе, когда наступали заморозки, потом палили его шкуру паяльной лампой, разрезали ему брюхо, доставали кишки всякие и развешивали по всему двору.
поскольку все это проделывалось в выходные дни, я почти всегда становился свидетелем этого варварства.Вой этого поросенка до сих пор стоит в моих ушах... но говорю, тогда я принимал это, как данность и мне было даже интересно, как устроен поросенок.
усов был врединой, он постоянно ругал меня просто так - если я прошел в чуть-чуть грязных ботинках по общему коридору , даже просто громко пробежал. Очень правильным был дядя Усов, советский такой, человек, который не считает чем-то плохим жестокое убийство животного на глазах многого народу, с дальнейшим ковырянием руками в его кровавом чреве, но считал  что очень плохо, когда ребенок пробежит по коридору.
                Мама говорила, что это от того, что у них нет детей.
                По другую сторону от дороги находилось еще одно легендарное место моего детства - Лог....В старину называемый Разгульным, а ныне Поганым. Весной и особенно бурной осенью по нему, громыхая, текли потоки грязной воды с далеких полей = эта была самая настоящая Река грязи - а что может быть лучше для мальчики, чем Грязная Река...достаточно вспомнить одну из любимых книг моего детства - Приключения Тома Сойера - а около дома в давно был сделан карьер для добычи глины для печных дел и его полностью заливало грязным потоком - осенью, а особенно весной - это было Грязное озеро, а у берега стоял, неизвестно кем сделанный довольно крепкий плот, правда, иногда он разваливался, и я оказывался полностью в грязной и снежной воде - очередная стирка для матушки, ругань, иногда даже простуда - но как же не поплавать, пока есть возможность, но летом, когда карьер высыхал - он становился горой с пещерами, где прятались иногда мы, местные мальчишки-хулиганы...правда, особенным хулиганом я никогда не был и хулиганские игры претили мне, я не находил в них ничего интересного. Как-то, вроде лет в шесть, какой-то местный шкет долго расписывал мне прелести курения и упросил меня, чтобы я стащил у своего отца (он тогда еще жил с нами) сигарет. Я и стащил. Это были жутко крепкие простые сигареты без фильтра под названием _Лань-..пачка ыбла такая красивая, а сами сигареты были полный шит...но тот пацан спокойно выкурил целую сигарету, а меня вырвало с первой затяжки, и я поклялся никогда не курить, но, увы, этой клятвы я не сдержал. Когда я стал ходить в школу и подсел на книги, я часто уходил из квартиры в солнечный весенний день, на уже прогретые склоны лога, прятался там от всех и читал и даже готовил уроки, а кругом
цвела мать-и-мачеха

                И одуванчик.....

                Когда маме удавалось взять отпуск летом, мы обязательно уезжали к маминым родственникам в гости. Сначала в дяде Васе и тете Поле в Горький, так тогда назывался Нижний Новгород, потом в маминой маме и моей бабушке в село с загадочным названием Ново-майдан, а затем в маленький поселок Демидово, затерянный в самой гуще торфяных болот.

              Боже! как я обожал эти поездки!

               Маленький мальчик из маленького городка!

 
               Поезд с волшебным названием -Кама- увозил нас мамой из грязного Верещагино в асфальтированный мир огней большого города Горький с его машинами, автобусами, лифтами, но и просто ехать на поезде - это так волнительно, смотреть в окно на постоянно меняющиеся пейзажи, леса, маленькие станции, с загадочными названиями. Жаль, что сейчас многие дети, очень многие дети лишены этого простого кайфа - путешествий в плацкартном вагоне...спальные были дороги, и мы не могли себе этого позволить, мама итак часто работала на двух работах, что съездить в отпуск -с деньгами= как тогда говорилось....
      
             В Горьком жил мамин брат и мой дядя....дядя Витя со своей женой Полиной м моим двоюродным братом Сашей.
Саша был лет на десять старше меня и, конечно, не мог и не хотел составить мне компанию по играм, но относился ко мне более-менее благосклонно, иногда дщарил мне всякие прикольные вещички, которые ему надоели, типа огромной коллекции сигаретных пачек, а в мой последний приезд, когда мне было уже 14, свои старые джинсы -Монтана- уже белые, но все еще без единой дырочки.
много лет спустя я даже стих про них написал

Мои первые джинсы назывались Монтана!
Мне в подарок достались они от братана!
Он таскал их семь лет!
Я таскал их три года!
Вот такая тогда была мода!
Но потом я Монтану пустил на заплаты
И купил себе Тэксас
Точно с первой зарплаты,
Девяносто рублей отдать было не жалко,
Джинсы Тэксас - п-здатая марка!
 
А теперь все одно - не джинса, а говно.....

        Тетю Полю я побаивался, она была чересчур основательной, такой.....очень взрослой....что-ли, а вот дядя Витя очень мне нравился, он работал инженером на Горьковском автомобильном заводе и был всегда таким спокойным, Мне казалось, что он согласен со всем на свете. Возможно, что так оно и было, он болен очень сильной формой астмы и постоянно пользовался баллончиком для вдыхания. он знал, что может умереть в каждую минуту.

Они жили в 10-этажном доме немножко на окраине города в чистом спокойном месте. Мне нравилось гулять там просто по улице и есть мои любимые ириски. А поскольку я ездил туда почти каждый год, то у меня там были свои друзья.
              Единственно, что было плохо, что городской пляж был далеко от них.

               Там, где Ока впадала в Волгу. но разок-другой, мы все-таки уезжали покупаться, но все-таки, в отличии от моего родного пруда, вода там была всегда прохладной, но ребенку ведь наплевать на это. Приятно было растянуться на чистом речном песочке после купания - такого в Очере не было.

                После города Горького наш путь с мамой лежал в поселок Демидово, где жили дядя Вася, а вот имя тети я уже забыл, моя кузина Таня и кузен  Юра/ Ехать туда было даже прикольнее, чем в Горький.
Находился он  не так уж далеко от Горького, но уже в Ивановской области. Надо было садиться на автобус, потом ще на один, а потом пересаживаться на узкоколейный старинный поезд, который страшно дымил, поскольку работал на угле....это было так романтично, прям как в кинофильме про революцию, которые я так любил и которых тогда было полно.
                Этот старинный поезд мчался по узкоколейке среди торфяных лесов и болот и очень часто. особенно в жаркое  лето можно было увидет небольшие огоньки среди леса - это горел торф, а то и огромные пожары с войсками, вертолетами, шумом - похоже на кадры войны во Вьетнаме - это были войны с лесными пожарами....меня, ребенка, это так волновало...современным детям, напичканным всякой инфой из интернета этого не понять, думаю, что, уткнувших в свои всякие телефоны-айфоны-балафоны и прочую ерунду, могли проехать мимо огромного лесного пожара и даже не увидеть его или же не словить кайфа от Путешествия-Приключения

                Приезжали мы в Демидово уже в темноте и нас обязательно кто-нибудь встречал.
Я помню - как тихо становилось после пяти часов в громыхающем поезде - на станции, птички, цикады, квакали лягушки. Горела в Небесах Голубая Луна...это было совсем недавно....это прошло давным-давно.

               
                А еще меня приводил в восторг - Часы с Кукушкой!
                Мне разрешали их заводить!, Тянуть на гири, подвешенные на цепочки. Кукушка куковала каждые 15 минут. Это было так здорово!
        Там в Демидово я впервые познакомился с коноплей. Она росла на огороде у дяди Васи, такие огромные деревья, ее запах мне так нравился. Я помню, я просто влюбился в это растение.
        Последний раз я был в Демидово, когда мне стукнуло вроде уже лет 14, в тот приезд я проводил много времени в братом Юрой, мы бродили с ним по лесам и болотам, охотились на уток и ныряли с подводным ружьем на той самой быстрой реке, где я поймал когда-то щуку. Но утки успешно улетели от наших выстрелов, Да и толку-то было стрелять - мы были без собаки, которая смогла бы вытащить эту утку из озерка или болотца..... Скорей, это был просто предлог побродить в диких условиях с ружьями в руках, но на лесника мы все-таки наткнулись - он дал мне убитую утку..... Я помню крутую фотку, где я с ружьем и в кожанке целюсь в небо, а на поясе у меня висит утка....дурацкие установки на взросление - взрослый, значит - убийца!!!

         и снова цитата

Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись потому что это было.» Г. Маркес

         и не одна

Я улыбаюсь сейчас. Бог - это кот, сидящий на облаке
               

это уже я ....эта фраза пришла в мою одурманенную наркотиками голову, когда я смотрел, как наш кот по имени Джефф спит на обнаженной груди Светланы.....впрочем, к моему детству это не имеет никакого отношения.

             хотя как знать.....

                После Демидово мы с мамой обычно возвращались в Горький, а потом уже ехали в гости к бабушке в село Ново- Майдан  Лукояновского района Горьковской области. Этот путь был далеко не такой кайфовый как в Демидово - на душных советских автобусах с тремя пересадками да еще часто и стоять приходилось. Правда, я обычно сидел на чемодане. А в конце пути в Ново-Майдан приходилось еще и идти пешком семь километров. Мама помнит, как я просил ее понести меня, а я буду нести чемодан. Да и я помню эту дорогу, ведь для маленького ребенка - это весьма утомительное занятие идти пешком семь км по деревенским дорогам. Обычно стояла жара, а лесов в тех краях не было - кустарники всякие, в основном орешник-лещина.

                Как-то раз наш подвез трактор.Я был так счастлив.
   Село Ново-Майдан считалось вымирающим, а у бабушки моей - Драгуновой Евдокии Петровны был очень маленький домик, половина которого занимала старинная русская печь. Как в нем ухитрялась жить семья из двух больших и трех маленьких людей до войны оставалась для меня загадкой, но Дедушку Васю забрали на войну, где он и погиб, а бабушке пришлось растить маму и ее братьев....покорность, фатальность...как это еще назвать?    все дети и взрослые войны прошли через это....война никому не оставляет выбора...эта долбанная война, как пел Пи Джи Харви.... я не помню, чтобы бабушка улыбалась, что-то горькое навсегда застыло на ее губах.....когда все дети стали взрослыми и разъехались кто-куда, она таки и осталась жить одна в своей маленькой избушке со своими курочками.
я помню те маленькие фанерные посылки с лещиной, все детство я колол орехи

                В отличии от Демидово, у бабушки в деревне даже и купаться было негде....был какой-то грязный прудик-лягушатник, где всегда стояли коровы, там же купались и дети, правда, потом мы ополаскивались на колонке, кое-кто в деревне еще жил и, и дети тоже были, приезжали также к бабушкам.
                Основным нашим занятием было лазание по старым заброшенным домам....люди бросали свои дома на произвол судьбы и оставляли всякие интересные старинные вещички - вроде утюгов на угле, чугунков, всяких прядильных станков, прочей утвари еще дореволюционной.Время то было совок и все хотели жить в больших городах, а деревни забрасывались, никто не хотел бесплатно батрачить в колхозе..оставались только старички, такие, как моя бабушка, но и они старели и уже не могли жить одни.
                В последний наш туда приезд, мама с трудом уговорила нас уехать жить к нам, бросить дом, где она прожила всю жизнь...такая трагедия...она не доехала до нас еще, ее парализовало в дороге от такого горя, но потом она еще долго жила у нас, просто почти не ходила,,,,так и закончились мои поездки к бабушке в деревню....а деревня вроде возродилась, я загуглил...там теперь стоят вполне современные дома и живут люди.
                Одно мне хорошо запомнилось - как я там сделал себе лук, хороший такой и выстрелили - моя стрела во что-то попала на обочине дороги и отскочила - это была старая монетка - полушка от 1600 какого-то года....она стала началом моей коллекции старинных денег.


                Чего только я не коллекционировал - деньги, монеты и бумажные, старинные и иностранные, потом марки, винные наклейки, сигаретные пачки, значки... в те годы многие дети что-нибудь коллекционировали да и не дети, например _ моя коллекция сигаретных пачек началась после того, как дядя Володя подарил мне свою...по маркам тогда было очень много книг, а сигаретные пачки иногда были просто шедевральны да винные этикетки, сейчас все это сделано весьма посредственно...а тогда - ужасные корейские сигареты со всякими иероглифами, птичками.....а помните - Космос! а Кэмэл! очень красивый дизайн, потом, когда мне надоело коллекционировать их, я целую стену в сарае, где жил летом обклеил этими пачками, а другую стену - винными этикетками, вот уж их в СССР - стране алкашей было до хрени - одной только бормотухи кавказкой и краснодарской немеряно, еще ром всякий, коньяки

 



а марки и монеты я потом замотал в Москве, не особо дорого, но ведь и мои коллекции были по тем временам не особо уж впечатляющими, сейчас они. конечно, стоили бы намного больше....на эти деньги я тогда купил венгерские кроссовки. вроде Пума назывались - отличные были шузы, я долго их таскал и зимой и летом, двойная каучуковая подошва - ноги в них не мерзли, не промокали, не потели.
а значки просто раздарил, кое-что еще осталось.
                На Черняховского у нас был сарайчик, жил летом.
крыша на нем была дырявая, в дождь тут и там капало, но в месте, где не капало у меня стоял диван, рядом с ним шкапчик для хранения обуви, который мама заказывала для детсада, но который там не пригодился и остался у нас.
перегородки были убраны, а на полках стояли мои книжки и всякие мальчиковские прибамбасы, на вроде маленького топорика и ножечка, одно время в трехлитровой банке жил даже окунек. Недолго он там прожил, один из целой орды котов, которая собиралась у меня там во время дождя, скушал его. Все окрестные коты часто в непогоду ховались в моей сарайке. На это время они забывали про свою вражду и лежали на поленнице дров, сверкая в темноте своими глазищамя.
                У нас тоже был кот. Звали его Бусик. Он прожил с нами всю жизнь и умер от глубокой старости уже, когда мы переехали на Маяковского в так называемый Новый поселок.
                В теплую солнечную погоду я загорал на крыше сарайке, куда забираться мне было запрещено, поскольку, как я уже написал - крыша там была весьма старая и худая, из досок и толи. Но я старался, чтобы меня никто никто не видел. На случай холода в сарайке стоял старинный обогреватель, проволочный с отражателем. В темноте он светился, и я воображал, что это горит костер. За сарайками находился огород с небольшими участками для каждой квартиры этого барака. Помню, что на нашем участке рос щавель, редис, морковь, лук, сотка была под картофан, рос мак.Моей обязанностью был полив грядок. За водой я тоже ходил сам. Летний водопровод был недалеко, через дорогу, у меня была специальная тележка для трехведерной фляги воды. Вода на летнике текла очень медленно, обычно я брал с собой за водой книжку, и сидел читал на скамейке под черемухой, ожидая пока наполниться фляга.
                Я очень много читал. Мне нравились книжки по истории...про детей..да всякие...тогда не было так много книг, как сейчас.
      


    Кроме книг моей страстью была музыка.....

            Мои отец и мать разошлись. когда мне было лет шесть. развод произошел на почве алкоголизма бати, весьма типичная ситуация по тем советским временам. Мои воспоминания о тех порах достойны Стивена Кинга.
           Это тоже была типичная ситуация.
           этакое Сияние!!! ну кто смотрел фильм Кубрика - поймет .....
          Отец напивался до белухи и  гонял нас, а мы прятались то у соседей, то, вообще, убегали из дома.
Я пытался бунтовать против алкоголизма - то выкину его водку в туалет, то случайно,якобы, опрокину его стакан или рюмку - но это только влекло за собой дальнейшее гонялово. В конце концов, маме это надоело, и она  развелась с отцом и выгнала его из той квартиры в бараке, тем более, что это была ее хата. То есть данная ей от Леспромхоза, куда она устроилась работать.
           Мне очень не хотелось, чтобы отец уходил, я даже спрятал его сапоги, но я понимал, что жить с ним нет никакой возможности.
           Но до конца они так и не расстались.
             Отец ушел жить в свой родовой дом к деду с бабушкой. А этот дом находился совсем не далеко от нас - по другую сторону Поганова лога.
            Теперь я живу в нем.
            В прирубе...где жил тогда отец. Там все та же печка.....
            Когда отец не пил, я приходил к нему.
            Когда он работал я слушал пластинки на его радиоле.
            Их была огромная масса.
            Мои музыкальные сказки...классика тех лет....Бременские музыканты...Алиса...
             Я слушал все подряд. Песняры. Цветы.Маки. Журнал Кругозор.
             Ловил всякие волны с зарубежной музыкой. Подпевал.
             Не знаю почему, но отец всегда говорил, что мне медведь на ухо наступил.
             Это был определенно - какой-то музыкальный медведь.

                Дедушка тогда еще был жив.
                Всю жизнь он искал воду и копал колодцы.
                К концу жизни его парализовало, и он лежал в полном сознании, не в силах встать и что-то сделать. Шесть лет! Мучений! Все понимать и жить, в бесконечной надежде на скорую смерть.
                Он был очень умный и энергичный человек, его угнетало, что он так напрягает всех.
Его таскали в баню всей семьей, поднимали в туалет, а ему оставалось только плакать.
                В детстве мне говорили, что я в деда пошел.

                Но я помню даже то время, когда дед еще ходил. Родные уговорили его сходить со мной в лес за грабами, не помню сколько мне было, лет пять .... не больше. Дед согласился, и мы с ним пошли в лес. Наверное - это был мой первый поход в лес. Вроде был еще только конец мая, но весна стояла теплая и уже пошли первые маслята.
                Тогда на Урале был совсем другой климат, чем сейчас.
                Для меня это было так удивительно....лес...грибы.....но и утомительно....мы пошли очень далеко...мушки...жара, но дед показывал мне, как надо срезать грибы ножичком....
                В общем, когда мы пришли назад, я валился с ног от усталости, но был
доволен, что сам! !
нашел несколько грибов. Только под мышкой, я помню, все что-то чесалось.
                Оказалось, что там в меня впились три клеща. Я страшно разрыдался, хоть и было не особенно больно. Родные подняли шум и гам, бабушка отругала деда, что он не осмотрел меня.
                Натерли клещей жиром , и выкрутили их, но я все вопил, боялся, что заражусь страшной болезнью - энцефалитом.
                Но все обошлось. Зато  благодаря клещам, я запомнил, что дед ходил со мной по грибы.
 В семье дед был главным. его все слушались. Он был главой семьи. Дом был построен еще до него - прадедом, но дед его полностью перестроил. Он построил баню, которая все еще стоит и все еще мы ее топим, конечно и батя и я ремонтировали ее, батя сменил топку и сделал новый фундамент, я сделал и новый пол и укрепил стенки, обмазав их изнутри глиной, тем не менее. само здание бани не менялось, что для бани вообще невероятно. Нынче бане лет 70, а самому дому уже больше ста.
                А он все еще невероятно крепок. Как говорят - умели раньше строить.
                Смерть деда стала для меня настоящим потрясением.
                Я испытал, наверное, тоже самое, что испытал принц Будда, когда увидел мертвого.
                Люди смертны...увы
                Скоро и я сяду в свою лодку и поплыву навстречу солнцу

               Сегодня мне приснилось, что что я нахожусь в какой-то комнате для иммигрантов кавказкой национальности, и кто-то спрашивает меня - Кто ты и откуда?
                Я отвечаю, что не знаю кто я и не знаю куда иду, но мне очень просто хочется наконец-то куда-нибудь прийти.
                Скорей всего - это невозможно....
                Для меня
                Все еще иду как Агасфер от кафе к кафе
                теперь только в снах

                но к детству моему это не имеет никакова -крутое слово- отношения
хотя
как знать

               До семи лет у меня не было друзей мальчиков.
Но перед самой школой я познакомился Лехой Костылевым.
Его дом стоял на главной улице, а за домом была обширная болотина, через которую проходил довольно гнилой и корявый мостик.
Я всегда ходил по нему в центр - в кино, в магазин. Мне очень нравилось болото...в те годы там еще рос рогоз, ива...было удивительно и красиво. В нынешнее время болото  пытались уничтожить, но теперь = это просто очень грязное место...таких навалом в Очере.
           Леха и его друг Серега Шубин часто бегали там, и они решили познакомиться со мной. Нам троим, как оказалось, скоро надо идти в первый класс, и когда я пришел в школу, то обнаружил, что мы с Лехой находимся в одном классе. Мы сели за одну парту. Так у меня появился первый друг.
          Мы дружим с ним до сих пор....хотя, наверное. сложно найти более разных людей.
          Если я прошел через путешествия, наркотики, музыку, книги, фильмы, то он рано женился служил в армии вольнонаемным в Чибуркуле, потом его прогнали за пьянку и оскорбления вышестоящих, а его жена нашла нового хахаля, и он вернулся домой, продал свою огромную квартиру и купил дом в п.Павловском, теперь не пьет и не курит, живет один с собакой. Его мать умерла. Работает в лесу. Обыкновенная судьба обыкновенного человека. Но есть в нем какая-то простая народная мудрость.
          Он рыбак и иногда привозит рыбы из павловского пруда. В эти дни я делаю исключения из своего вегетарианства.

                Где он теперь - тот милый теплый рай детства...
Круто быть ребенком!
                Все еще вижу этот покосившийся, вросший в землю древний дом Лехи, ни снаружи, ни внутри там не было никаких прямых углов. Скорей всего этот дом был построен еще при Царе Горохе, то есть в начале застройки Очера. Старинный старообрядческий дом. Крутые кривые ступени вели в дом. почти все пространство внутри занимала огромная кривая русская печь. Зимой мы часто валялись там на лежанке, маленьким детям много место не надо. В доме было две комнаты, если их можно было назвать комнатами....старые железные кровати, обязательный комод и много много древних очень больших икон, на некоторых было сложно уже разглядеть изображение, но был и телик, как и все советские телики работающий только с хорошего удара кулаком. На кухне - большой бак с водой, на дне бака лежали серебряные крестики, был даже старинный серебряный самовар...чай из него, правда, не пили, обходились простыми чайниками.
             Леха жил с матерью и бабушкой. На стене висела большая фотка его отца.....правда, не помню или даже точно не было известно - то ли он погиб,,  то ли спился....Мать и бабушка Лехи были под стать дому очень добродушными и очень простыми людьми, Не смотря на отсутствие места нас почти никогда не выгоняли на улицу.
              Кроме того у Лехи был очень ободранный добродушный пес, который сидел на цепи, а под самым дом была сарайка, забитая дровами.
              Летом мы тусовались у на огороде, Там росла большая черемуха, под которой у нас был штаб, много было хороших больших кустов - смородина, крыжовник,
             Конечно, я часто помогал ему по хозяйству.
               И садить картошку и с дровами и воды принести.....почему-то то, что напрягает ребенка дома, он делает с удовольствием у друзей.
               Леха, конечно, мне тоже помогал...ныне информационный пресс лишает ребенка простых радостей детства - простых игр и общения
                И я рад, что в детстве оттянулся по полной программе.....