из сборника "По разным странам и континентам"
За границей, а уж в англоязычной стране тем более, путешествовать самостоятельно удобнее, если говоришь на бытовом уровне по-английски. А я его изучал в детстве, с 11 лет в суворовском военном училище и, как положено, получил по выпуску квалификацию военного переводчика. Хорошо научили нас тогда допрашивать военнопленных. В лингафонном кабинете тренировались, слушая полученные из Вьетнама магнитофонные ленты допросов сбитых американских летчиков, бомбивших мирных жителей, женщин и детей. Кстати, хороший переводчик, тем более военный, обязан был сразу переводить и все данные из английской системы мер в нормальную, метрическую. То есть футы и дюймы в сантиметры, фунты и стоуны в килограммы. Этот навык тоже оказался очень полезен в повседневной жизни.
Так что на Мальте я чувствовал себя комфортно. Особенно было интересно поболтать на разные темы с местными жителями. Обычно оказываясь на отдыхе в новой стране, я стараюсь сразу же раздобыть карту для ориентации на местности. И по ней уже определить места, которые бы желательно посетить. Как показал опыт, экскурсии, предлагаемые местными турагентствами, или гидами в гостинице, чаще всего отличаются более высокой ценой, но никак не самым интересным содержанием. Как раз оказывается наоборот, поблизости может найтись что-то куда более любопытное и необычное. И ехать далеко не нужно и обходится совершенно бесплатно.
Потратив целый день на осмотр главного города страны Валетты, я случайно обратил на карте внимание на древнюю столицу – Медину, расположенную в центре острова. Оказалось, что добраться туда можно было очень просто - на обычном рейсовом автобусе номер 50. А вся поездка от моей гостиницы занимала минут 30. Прогулявшись по древним красивым улицам, посетив музей пыток и, так называемое шоу: The Knights of Malta Experience*, я вдруг увидел на карте надпись «катакомбы». В них, как было написано в пояснении, до наших времен сохранились останки средневековых мальтийских рыцарей.
Рыцарская тема привлекала меня еще с детства, когда я запоем поглощал романы Вальтера Скотта и Стивенсона, любил любоваться доспехами в историческом музее, и даже в суворовском училище по просьбе учителя истории срисовывал из учебника на большие листы ватмана изображения древних замков и рыцарей в доспехах для наглядных пособий.
Естественно возможность увидеть средневековые подземные кладбища своими глазами было бы грех упустить.
Оказалось, от центра Медины добраться в катакомбы можно было легко пешком, ориентируясь по карте.
При входе в главный подземный зал висело, как обычно во многих музеях, объявление запрещающее фотографирование. Я лично всегда на такие запреты не обращаю внимания. Ведь, что плохого, если человек после посещения интересного места оставит у себя память об этом событии и спустя много лет будет иметь возможность вспомнить свои впечатления и рассказать о них своим друзьям и близким? Но у капиталистов ведь всегда только меркантильные интересы в голове, а об интересах простого народа и расширении его кругозора, они беспокоятся меньше всего. Поэтому, я полагаю, их ограничения можно со спокойной совестью игнорировать, по мере возможности. Тем более, когда речь идет об исторических, а значит всеобщих, народных ценностях.
От впечатляющего зала, высеченного в камне и служащего центром захоронения, подземные ходы расходились в разные стороны., составляя целую серию галерей. В их стенах располагались ниши в которых лежали мумии рыцарей.
Находившись по туннелям, и собираясь домой, я сделал несколько снимков останков древних крестоносцев. Музейных смотрителей там, естественно, на каждом шагу не было. Невозможно их выставить в каждом проходе.
Тогда только начали появляться цифровые фотокамеры, и у меня была новая Сони. Специальными штативами для селфи, да с кнопкой, как сейчас, тогда еще не пользовались, поэтому пришлось основательно потрудится, располагая фотоаппарат в удобном месте и используя автоспуск, чтобы запечатлеть и себя на фоне интересного места.
В конце концов сделав фотографии, я бегло просмотрел их на экране камеры и отправился домой.
Вечером после ужина, дегустируя в номере прекрасное местное вино, решил полюбоваться еще раз, снятыми за день снимками. Долго манипулируя кнопками управления, я рассматривал их так и сяк, раздумывая о жизненном пути славных рыцарей госпитальеров в их борьбе за веру. Но, странно, фотографии самих ниш с мумиями в памяти не было! Куда и как они могли пропасть? Ведь просматривал их сразу же после фотографирования. Чудеса!
Я в них вообще-то никогда не верил. И после развала Союза, ликвидации КПСС свои убеждения не изменил, в отличие от некоторых наших бывших партийных вождей, до сих пор оставаясь стойким атеистом. Да, нет, конечно, объяснение всему можно при желании всегда с легкостью найти. Скорее всего списать все на технику- наверное не так и не на ту кнопку нажал. Тем более в процессе дегустации вина. Но все же… Сомнение, как и надежда, иногда тоже умирает последним. А не души ли давно почивших в Бозе древних крестоносцев случайно, оказались причастны к этому случаю?
Мистика!
Примечание;
* - The Knights of Malta Experience - аудиовизуальное шоу «Рыцари Мальты»». В каждом из залов анфилады куклы в человеческий рост в реалистичных древних декорациях разыгрывают всевозможные сцены из истории Мальты. Все это сопровождается словами, соответствующей музыкой, шумами. Почти ощущение реальности.