Штрихи к портрету. Умберто Эко

Родионов Виталий Константинович
1. «Имя розы» и другие романы

Создатель романа «Имя Розы» Умберто Эко обходит кельи монахов с факелом в руке.

В романе-эпопее Эко наблюдает за вулканическими извержениями средневекового монашеского духа, оставляющего после себя лаву и пепел.

В развёрнутом повествовании о мрачном средневековье Эко снимает покрова с неистового монашеского духа, обращённого как в прошлое, так и в будущее. Именно в сердцах отшельников X-XIII веков загорается огонёк буржуазных революций!

Главное действующее лицо фантастического романа Эко – призрак истории!

Эко видит историю человечества, как бесконечный ряд кровавых войн и конфликтов.

В романе «Имя Розы» Эко – историко-мистический писатель. Он погружается в реальные и воображаемые тайны минувших веков.

Эко раскапывает подземные ходы истории, чтобы вынести на поверхность значимые идеи.
 
Эко показывает, как фанатизм и предрассудки современных людей исходят из религии средних веков.

Роман «Маятник Фуко» Умберто Эко – вселенская арабеска о времени и вечности!

Эко пишет всеохватывающий «роман мира», который представляет собой смесь сверхчеловеческого ума и воображения.

В романе-исследовании Эко утверждает, что мировая душа, истина и красота неразрывны.

В романе-приключении «Остров накануне» Умберто Эко разводит цветники экзотической красоты.

Произведение Эко, изобилующее восточными картинами, восхищает апофеозом красок, которое иной раз граничит с «бесплодным эстетизмом».

В романе «Таинственное пламя царицы Лоаны» Умберто Эко разбирает коробы с житейскими мелочами прошлой и современной эпохи.

В пёстром бытописании Эко вращает жизнескоп с бесконечным набором предметов и вещей, эмоций и переживаний людей разных поколений – всё это, вместе взятое, образует «вселенную информации».

Герои и события в романах Эко служат предлогом для отображения бесконечного разнообразия жизни.

Интеллектуализм Эко вскрывает множество измерений сознания, уровней памяти, пластов жизни и литературы, одним словом, Эко пишет умно, рационально, энциклопедично, однако на его романах лежит печать искусственности.

Эко вносит существенный вклад в разработку теории семантики литературы и литературного творчества.

В книгах Эко дерзость выковывает истину!

По мнению Эко «крыша мира» - это человек!

Показательны слова Эко-энциклопедиста: «Боюсь потерять направление, которого я не знаю»!
 
2. Роман «Пражское кладбище»

Роман Умберто Эко «Пражское кладбище» примечателен тем, что к обличению католицизма и масонства, совершаемом Лео Таксилем, он присовокупляет идею заговора мирового еврейства.

В историко-детективном романе Эко утверждает, что евреи мира несут «всеобщий развал». Это воображаемое и одновременно правдоподобное суждение писателя.

Герой романа Симоний олицетворяет собой подлость, продажность и хищничество.

На страницах романа Эко остро реагирует на эпоху «миллионов незначительностей».

«Пражское кладбище» Эко – это политический, и, вместе с тем, детективно-кулинарный роман.

Возможно, Эко не дают Нобелевскую премию за то, что он занимает анти еврейскую позицию.

3. Выводы

Умберто Эко – художник реального и фантастического отображения мира.

Писательский метод Эко – это реально-вымышленная реставрация далёкого или близкого прошлого.

Романы Эко вызывают отчуждение читателей сложной фабулой и наукообразием.

Романы Эко приподнимают людей над серой обыденностью.

Характер повествования Эко определяет яркий, красочный, жизнетворный постмодернизм.

Эко прокладывает новые пути в океане культуры.

Эко – писатель-интеллектуал, продолжающий традиции Ромена Роллана, Томаса Манна, Германа Гессе, Габриэля Маркеса.