С. К Зарянко. Портрет княгини М. В. Воронцовой

Алина Алексеева-Маркезин
     Сергей Константинович ЗАРЯНКО. Портрет княгини М. В. Воронцовой.1851 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.Холст, масло 146,4 х 120,5

        Сергей Константинович Зарянко вошел в историю русского искусства как автор мастерски исполненных портретов своих современников. В лучших из них, написанных в 1840-х - 50-х годы, глубина прочтения образов сочетается с откровенно натуралистической живописью. Присущее Зарянке особое пристрастие к натуре является результатом хорошо усвоенных уроков его учителей В. М. Аврорина и А. Г. Венецианова.

         Все работы Сергея Николаевича Зорянко отличаются просто фотографической точностью. На портрете княгини М.В.Воронцовой, задумчивая красивая женщина, сидящая на оттоманке. Он написан на пике популярности художника. В нем проявились характерные черты живописной манеры Зарянко, унаследованные от венециановской школы. Он в свойственной ему манере удивительно точно выписывает мельчайшие детали платья и прически княгини Воронцовой, натуралистично передает лицо и открытые части тела модели портрета.

          Изображенная на портрете княгиня МАРИЯ Васильевна Воронцова (1819-1895), урожденная ТРУБЕЦКАЯ, после смерти первого мужа СТОЛЫПИНА АЛЕКСЕЯ ГРИГОРЬЕВИЧА (1805-1847) (один сын) в 1851 году вторично вышла замуж за светлейшего князя, генерала от инфантерии, генерал-адъютанта С.М. ВОРОНЦОВА (1823-1882), участника Кавказских походов.
         
        По-видимому, первый супруг княжны гусарский полковник А. Г. Столыпин, безвременно скончавшийся в молодых годах, не вполне удовлетворял ее тщеславию, и, овдовев в 1847 году, она, при поддержке двора, хотела сблизиться с князем А. И. Барятинским, находившегося в ту пору в Петербурге в ореоле кавказского героя.                Однако судьба распорядилась по-своему.
 
       В Марию Васильевну влюбился светлейший князь С. М. Воронцов, флигель-адъютант и сын кавказского наместника, четырьмя годами моложе ее, и стал вторым ее мужем. После окончания Крымской кампании (С. М. Воронцов был участником обороны Севастополя и получил контузию) супруги перебрались в Петербург.

          Впрочем, княжеская чета не заживалась долго на одном месте. Помимо «прелестного дома на Крюковом канале», как выразился о нем один из современников, семья владела дачей в Крыму (знаменитая Алупка), домом в Париже, дачей на Женевском озере, виллой в Ницце, виллами в Сорренто и Флоренции, где Воронцовой нередко случалось принимать императоров и королей. К этому надо прибавить еще один дом на Малой Морской, 14, с известным на весь Петербург погребом крымских вин из собственных виноградников князя. Особняк М.В.Воронцовой на Мойке, 106 впоследствии был куплен к свадьбе великой княгини Ксении Александровны, сестры великой княгини Ольги Александровны Ольденбургской.

           После смерти супруга, скончавшегося в 1882 году, Мария Васильевна не изменила своим привычкам и продолжала путешествовать по Европе, и даже вышла замуж в третий раз за итальянца, с которым познакомилась за границей.

Скончалась княгиня Воронцова в 1894 году.