Блажен человек, который претерпевает искушение

Юрий Мещаненко
                ARMARIUM BOHEMICA


                Miscellanea


Литературные переводы Юрия Владимировича Мещаненко



                          ЯРМИЛА ГАШКОВА



                                РАССКАЗЫ

       о слабых женщинах и сильных мужчинах

                                 и наоборот




Издательство: "PRITEL KNIHY"
Прага
1927

Страниц: 222



БЛАЖЕН ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПРЕТЕРПЕВАЕТ ИСКУШЕНИЕ*

(Иаков, 1. 15.)**

                         (Стр. 38 — 45) 



   В среду пополудни законоучитель Новак сидел у письменного стола и готовился к воскресной проповеди. Он встревоженно сторонился всех, ну, или почти всех, так как его учениц можно было по пальцам пересчитать, писал мелким красивым почерком страницу за страницей. Раздался резкий звонок. Новак положил ручку, заворчал и пошёл открыть. За дверями стояла ученица Якубова.

— «Благословен Господь наш Иисус Христос, Ваше Преподобие».

— «Во веки веков, аминь, — поблагодарил Новак. — Что Вас привело ко мне, Якубова? Проходите».

   Якубова вошла и в замешательстве остановилась в прихожей.

— «Проходите дальше и присаживайтесь», — пригласил Новак девушку, открывая дверь комнаты. Якубова сделала несколько несмелых шагов.

— «Ну же, всё таки мы с Вами хорошо знакомы», — улыбнулся Новак и придвинул стул.

   Якубова молча села, смущённо теребя фартук.

   Новак тоже молчал.

   Милостиво смотрел на девушку, ожидая, что она объяснит, зачем пришла.

   Якубова была усердной, хорошей ученицей. Она была первой в классе. Приехала из деревни и жила в городе у тётки, чтобы могла посещать школу второй ступени для девиц.

   Якубова продолжала мять фартук, краснела и молчала.

   Новак почувствовал, что девушке тяжело.

— «Ну же, — произнёс добрым сердечным голосом, — не пришли же Вы ко мне только ради того, чтобы на меня посмотреть. Вижу, что имеете что-то на сердце, так рассказывайте».

— «Да, но я боюсь об этом рассказывать».

— «Может быть, это не настолько плохо?»

   Якубова зарделась ещё больше:

— «Ваше Преподобие, у меня есть кузин».

   Новак не ожидал, что она начнёт с этого конца. Посмотрел удивлённо на девицу и сказал подбадривающе, как на исповеди:

— «Ну и что дальше, Якубова?»

— «Не расскажете никому этого, Ваше Преподобие?»

— «Это исповедь, Якубова?»

   Якубова раскраснелась, маковым цветом, и горячо закивала  головой.

   Новак обратил внимание, что голова у неё очень свежая и очень красивая.

   Хотя он уже привык выслушивать исповеди, был несколько возбуждён необычностью места и обстоятельств.

   Постарался произнести равнодушнее, чем это требуется:

— «Конечно же, сохраню тайну исповедии укреплю Вас в вере и дам Вам утешение».

— «Благодарю Вас, Ваше Преподобие, за этим я и пришла. Мой кузен узучает медицину. Якубова собрала всю свою отвагу и сказала: — Он любит меня, Ваше Преподобие».

— «Хорошо, дитя, дальше».

— «Ваше Преподобие, тётушку сегодня отвезли в больницу на операцию, а я с кузеном
  — одна дома».

— «Ну, и...»

   Якубова закрыла глаза и прошептала:

— «Я боюсь, Ваше Преподобие».

— «Чего Вы боитесь, Якубова?»

   Якубова раскраснелась до цвета крови, когда выдохнула:

— «Боюсь остаться с ним наедине».

   Учитель Закона Божьего Новак понял серьёзость ситуации.

— «Идите, Якубова, переночевать к родственникам».

— «У меня нет здесь других родственников».

— «Так попросите пана кузена, чтобы он переспал в отеле».

— «Мы поиздержались с тётиной болезнью. Нет денег».

   Законоучитель Новак встал и несколько раз прошёлся по комнате.

— «Якубова, если не можете остаться с  тем человеком наедине в квартире, идите на ночь к приятельнице».

— «Пазоуркова со мной не разговаривает».

— «Так попроситесь к соседке».

— «Тогда бы это разошлось по всему дому. Посоветуйте мне, Ваше Преподобие, я боюсь».

   Законоучитель Новак снова прошёлся несколько раз по комнате.

— «Якубова, — сказал наконец, — у меня в комнате кроме кровати есть и диван. Попросите Вашего кузена, чтобы переспал у меня».

   У Якубовой прояснилось лицо и она прошептала:

— «Напишите ему это, пожалуйста, Ваше Преподобие».

   Новак взял свою визитку и написал:

— «Приходите сегодня вечером ко мне. Приглашаю Вас от всего сердца и с нетерпением жду Вас. Приготовлю Вам хорошую постель».

— «Благодарю Вас, Ваше Преподобие. Сердитесь на меня?»

— «Дитя моё, меня радует Ваше доверие. Ну, так признавайтесь, Вам тоже нравится  пан кузен?»

   Якубова снова покраснела и прошептала:

— «Нравится, но не так».

   Законоучитель Новак остановился перед Якубовой и произнёс голосом приглушённым, как на исповеди:

— «Ну, и себя немножко боялась?»

   Девица кивнула, встала, поцеловала руку законоучителя и пошла к дверям.

— «Хвала Господу нашему Иисусу Христу».

— «Во веки веков, аминь».

   Девушка закрыла за собой дверь, но законоучитель вспомнил, что у студента нет денег, выскочил за Якубовой и прокричал, чтобы сэкономить студенту крону за открывание ворот:

— «Дом закрывается в девять вечера. Подождите, я дам Вам на всякий случай ключ».

   Якубова вернулась, взяла ключ от дома и легко, как лань, сбежала вниз по ступенькам .

   Законоучитель Новак вернулся к своей работе, но работа не шла ему на ум. Он вспоминал Якубову, её растерянный вид, красивую шею, полную фигуру. Старался погрузиться в работу, отгонял свои мысли, но в ушах постоянно звучало:

— «Посоветуйте мне, Ваше Преподобие, я боюсь...»
 
   Дворничиха видела входящую в дом девицу и пронюхала, что та вошла в квартиру законоучителя Новака.

   Сверкнула глазами и всё выглядывала, когда девушка пойдёт назад.

   Она была вознаграждена за своё терпение, так как Новак прокричал Якубовой:

— «Дом закрывается в девять вечера. Подождите, я дам Вам на всякий случай ключ».

   Законоучитель Новак перестал писать. Открыл Иакова, главу первую, стих пятнадцатый и прочитал:

— «Но блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».

   Но Иаков никак не мог отвлечь от мыслей о свежем,  разрумянившемся личике. Оно кружилось между скачущими буквами и напрасно читал Новак:

— «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».

   Законоучитель Новак погрузился в Библию. В половине девятого кто-то легонько постучал в дверь. Новак открыл, но снаружи бы не студент, которого он ожидал.

   Ученица Якубова зарделась и тихо поприветствовала:

— «Хвала Господу нашему Иисусу Христу».

— «Это Вы, Якубова?»

   Новак почувствовал, что этот сюрприз для него не является неприятным.

   Якубова доверчиво вошла в комнату.

— «Ваше Преподобие я постеснялась сказать кузену, чтобы он пришёл к Вам.
   Пожалуйста, оставьте переночевать меня».

   Законоучитель испугался того, как у него забилось сердце.

— «Этого делать нельзя, Якубова».

— «А почему? — спросила Якубова и посмотрела так открыто в его глаза, что он устыдился: — Вы ведь священник».

— «Смотрите, Якубова, — сказал законоучитель Новак, — как Вы думаете, прилично ли, чтобы девушка ночью была наедине с чужим молодым мужчиной?»

— «Неприлично», — сказала Якубова, красная, как пион.

— «Видите, Якубова, я тоже чужой молодой мужчина».

— «Да, но Вы — священник».

   Законоучитель испытывал огромное искушение согласиться и зашептал скороговоркой молитву:

«Святой Алоизий***, ангельский младенец, помолись за меня и вымоли мне чистое сердце».

— «Якубова, — сказал громко, — мне Вас жаль, но здесь Вас не оставлю. Когда повзрослеете, поймёте, почему это невозможно».

— «Что же мне делать, — вздохнула Якубова, — я думала, что Вы меня оставите здесь, Ваше Преподобие».

   Законоучитель Новак ходил от печки к окну, от окна к печке и выдавливал между зубами:

— «Огради меня от всякого тяжкого греха и не дай мне нигде загрязниться скверною! Помолись за нас, Святой Алоизий!»

— «Что-что, простите, Ваше Преподобие?»

— «Я отведу Вас к своей сестре, Якубова», — решился Новак, и быстро, чтобы им не овладело искушение, надел пальто.

— «Пойдём».

   Тихо сошли по ступенькам и вышли на улицу.

— «Вы сказали кузену, куда идёте?»

— «Не сказала, Ваше Преподобие».

   Новак вёл последний, краткий, но тяжёлый бой.

   Ему казалось, что он взял девицу за талию и ведёт её в свою тихую комнатку, но он был мужчиной, который преодолевает искушения.

   Он привёл Якубову к сестре, сказал, что это на одну ночь, и что завтра порекомендует девушку какой-нибудь учительнице, подал Якубовой руку и вернулся домой. Вечером, перед тем, как лечь на своё ложе, стал на колени и помолился страстно и ревностно, как тогда, когда ходил ещё в школу:

— «Я хочу, чтобы сегодняшний бой меня очистил и укрепил, мой Боже, перед будущими искушениями».


                * * *


   Кузен Якубовой, Мартин, ждал, когда кузина, отбежавшая на минутку, вернётся.

   Он читал книгу, но не видел текста. Вспоминал мать и размышлял о сестрёнке.

   Часы ударили девять. Домовые ворота тяжело захлопнулись и на лестнице погас свет.

   Мани не было дома.

   Мартин захлопнул книгу и прошёлся по кухне.

   Увидел небольшой листок на полу, поднял его и прочёл: «Вацлав Новак, учитель Закона Божьего. Приходите сегодня вечером ко мне. Приглашаю Вас от всего сердца и с нетерпением жду Вас. Приготовлю Вам хорошую постель».
 
   Мартин минутку смотрел непонимающе на листок, затем заскрипел зубами и сжал кулаки. Маня не вернулась.


                * * *


   Законоучитель Новак был обвинён и осуждён за то, что заманил к себе школьницу Якубову. Наилучшая ученица Якубова была исключена из школы, Новак остался без работы. Свидетельство сестры никак не помогло против визитки Новака и свидетельства дворничихи.

   Новак уходил из школы с позором, как настоящий виновник, но, больше, чем несправедливость к нему, его жёг позор оскорбления, брошенный в лицо невинной девушке. В такое красивое, честное лицо, которое видел в мечтах разрумянившимся и целовал его в своих снах...

Через два месяца он получил место в банке и написал:

— «Маничка, обращаюсь к Вам с такой же доверчивостью и откровеннностью, с какой Вы в тот раз пришли ко мне. Я служу чиновником в банке и могу предложить Вам убежище, где Вы смогли бы спрятаться, как загнанная птица. Я уважаю и люблю Вас, Маничка.

   Не бойтесь соединить свой путь с путём человека, который обещал Вам чистоту. Бог, который освятил семейную жизнь, благословит наш брак, если нам в благословении откажет священник. Гражданский брак, Маничка, является одинаково обязующим и одинаково святым, если в нём присутствует любовь.

Будьте моей женою, Маничка».


                * * *


— «Хвала Господу нашему Иисусу Христу». — говорила пани Новакова, когда её муж возвращался из банка.

— «Во веки веков, Маничка, — отвечал пан Новак, у обоих это были искреннее утверждение.



                Примечания переводчика



*   синодальный перевод

**  в синодальном переводе РПЦ это — двенадцатый стих.

*** Святой Алоизий Гонзага, (1568 — 1591), монах-иезуит, покровитель молодёжи и студентов.



                * * *