Равнение на Елену Молоховец

Наталья Гузева
               

…история рассудила, что книга Елены Молоховец такое же драгоценное наследие нашего народа, крупица культуры и жизни предков, о которой мы сегодня с жалостью узнаём по отрывочным сведениям воспоминаний, по обрывкам старых изданий, по осколкам бездумно разрушенных творений человека. (Г.И.Молчанов)

        Наступило время, когда мы с братом Юрием Михайловичем вышли на пенсию и у нас начались беседы на волнующую всех пенсионеров тему: «Как, будучи на пенсии, не опустить качество своей жизни». Речь, конечно, шла о питании, потому что жильё у каждого было и вещей за длинную жизнь накопилось столько, что сносить нам их не сносить.

                Разговоры

        Начиналось это так. Была я у Юрия Михайловича в гостях. Сидели мы за накрытым столом заставленным продуктами собственного изготовления. Стояли различные вина и варенья, омлет(в загородке бегают куры), отварная картошка с солёной скумбрией. Вот со скумбрии и начался этот разговор.
- Ну как тебе скумбрия солёная? Нравится?– спросил Юрий Михайлович, поглядывая на меня.
- Вкусная рыба, - заметила я, - но дорогая. Я скумбрию беру свежемороженую и запекаю в фольге. А солёная и копчёная стоят дороже. Сами понимаете, что на пенсию особо не разгуляешься. А вы молодцы, прикупили, чтобы угостить меня, гостью вашу. Спасибо.

        Юра с улыбкой посмотрел на меня, встал и пошёл к холодильнику, взял с его полки небольшую ёмкость, показывает мне.
- Учись, пенсионерка. Мы тоже покупаем свежемороженую скумбрию. Только я вот свежемороженную рыбу в рассол положил, засолил так сказать. И вот, пожалуйста, сегодня мы едим дорогую рыбу. За несколько дней продукт вырос в цене пока лежал в этой ёмкости. Качество питания не изменилось, а денег потрачено меньше.

        Он положил засоленную рыбу опять на полку, серьёзно взглянул на меня и продолжил разговор.
- Я всё время размышляю, что можно сделать, чтобы хорошо питаться. Какие ещё усилия предпринять? И меня очень интересует, как ты выкручиваешься и что думаешь по этому вопросу?

        Я повертела в руках рюмку, помолчала и стала рассказывать о своих стараниях.
- Времени у меня как пенсионерки достаточно. Прогулки на свежем воздухе не только нужны, но и просто необходимы. Вот так, прогуливаясь по ближайшим магазинам, я начала отслеживать акции продаж. Дело неплохое, не только кое-какие денежки удавалось сэкономить, но и появляется иногда возможность приобрести дорогие продукты. Вот, к примеру, вчера офицерскую сельдь купила не за её обычную цену в 103 рубля, а за 79 рублей. Доход невелик, но позволил на сэкономленные деньги купить дополнительно баночку сливок к кофе.

       Вижу, что Юра с женой, Лидией Александровной, заинтересованно меня слушают, поэтому продолжила.
- Решила питаться натуральными продуктами. Перестала покупать, исключив из своего меню вредные для нашего возраста продукты, как-то колбасы с майонезами, пирожные с булочками - , конфеты с эрзацшоколадом, и прочее. Этим изменила не только ежедневное меню в лучшую сторону, но и улучшила своё самочувствие.
- К примеру, колбасы и сосиски заменила мясом. Отварное мясо порежешь на ломтики, положишь на тарелочку, да с горчичкой – очень вкусная еда и полезная, заодно и бульон для супа есть, первое блюдо можно приготовить. А с отварным языком никакая колбаса не сравнится. И вкуснее и дешевле.
- Вспомнив молодость, несложную выпечку стала делать сама: сдобный рулет с изюмом, пирог с капустой, ватрушку с творогом. Сами понимаете, что вот и есть замена покупным печенью с булочками.
- Совсем перестала покупать магазинные полуфабрикаты. К примеру, налеплю свойских пельменей и заморожу в морозилке. В любой момент могу сварить себе десяток на ужин или на обед. Бывает, что и сын позвонит: "Мама, можно мы с семьёй на твои пельмени придём? Покормишь? Нам же их делать некогда, всё работа. Хоть у тебя нормальной пищи поедим". Приходят и с удовольствием едят пельмени, пьют чай с выпечкой.

       Вмешалась Лида со своим обычным воинствующим пессимизмом.
- Всё равно не сможем питаться как раньше. Не сможем покупать дорогой сыр. А стиральные порошки, зубные пасты и даже туалетную бумагу придётся всё-таки нам заменять на более дешёвые аналоги.

                Своя продукция

       Мы все замолчали. Сидели, потягивали вино из фужеров, закусывали. Выдержав паузу, Юра всё-таки продолжил разговор.
- Я вот в магазине обратил внимание, что бутылка неплохого вина в нём стоит почти триста рублей, а у нас на все праздники своё вино имеется, причём хорошее и качественное, мы сами его с удовольствием пьём. И других вином угощаем. Кому подарим бутылку, а кому и две. Это же доход, скрытый доход. А сколько своя консервация стоит никто даже не задумывается, не все понимают доходность этого дела. Я вот в начале зимы спустился в свой подвал, посчитал банки наши, умножил их количество на магазинную цену. Оказалось, что в нашем подвале на полках стоят закрученные в банках пятнадцать тысяч рублей.
- Вопрос стоит не о своих продуктах, а о том как покупать те продукты, которых в собственном дворе нету. – возразила опять Лида, - И давайте прекратим этот бесполезный разговор.
Я поняла, что спор этот у них длится давно.

       Лида встала и принялась убирать со стола. Мы с братом тоже поднялись. Брат взял полотенце и начал вытирать посуду, а я разглядывала через окно их двор.
Но суть разговора никто из нас не забыл. Время от времени, сходясь вместе, продолжали делиться своими мыслями и находками.
       Прошло несколько пенсионных лет. Они, конечно, не прошли даром. Мы поднаторели в вопросе выживания, всё нормализовалось. Лишь иногда мы с братом продолжали свою давнишнюю беседу.
 
                Елена Молоховец
       
       Недавно же я, озабоченная вопросом разнообразия своего постного стола, наведалась в гости к своей взрослой дочери. Дочь владела роскошным изданием всем известной книги Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам», описывающей не только тонкости тысячелетнего опыта приготовления русских блюд, но и традиции русского быта с массой полезных советов. Ещё в начале 90-х годов Юрий Михайлович подарил эту толстенную книгу к её тринадцатилетию. Дочь-подросток подарок полистала, сготовила несколько блюд, старинная рецептура показалась ей неудобной в работе и книга легла на полку.

        Примостившись в кресле у окна, я с интересом развернула огромный фолиант. Надо же! Четыре листа оглавления формата А4 заняты перечнем постных блюд! И какое богатство разнообразия их! Глаза разбежались, руки зачесались, захотелось тут же приготовить что-нибудь.

        Читаю и восхищаюсь, как умно составлено меню недельное, месячное, праздничное.  И с усмешкой сделала вывод, что наши семейные праздничные меню согласно советам Е.Молоховец созвучны для меню прислуги. Вот так-то! Недотянули мы, советские люди, до богатства, узаконили же считать богатством меню для прислуги.

        Листая страницы, я всё больше увлекалась чтением, рецептура оказалась понятной, советы для меня, пенсионерки, весьма и весьма актуальными. Заинтересовавшись рецептом предложенной там рыбной селянки, я, испросив у дочки позволения, унесла «Подарок молодым хозяйкам» к  себе домой.

        Дома разложила книгу на столе и начала прорабатывать её содержимое. Несколько дней я изучала её и поняла, что не нужно изобретать велосипеда, надо пользоваться советами умных и знающих людей. В тот день рыбная селянка так и осталась неприготовленной, зато я приготовила а-ля борщ с карасями(вместо карасей положила куски сельди в собственном соку из консервной банки) по рецепту Е.Молоховец. Борщ оказался необычайно вкусен и наварист, хотя рецепт я просто адаптировала к наличию своих продуктов.

        Настоящим кладезем оказался раздел «Употребление остатков». Благодаря его советам я научилась из остатков на следующий день готовить новое блюдо, разнообразя свой стол.

                Молоко

        К примеру, возьмём творог. Никто не возразит, что творог полезен, он полезнее даже дорогого сыра, которым и можно себя побаловать лишь изредка для осознания, что и его я могу скушать.

       Теперь я не покупаю ни килограмм, ни полкилограмма, ни двести граммов творога, я его готовлю себе сама в том количестве, который мне сегодня достаточен. Раз в 3-4 дня, покупаю пару литров молока. Часть молока кипячу и готовлю кашу. В остальное молоко наливаю закваску и ставлю в тёплое место для сбраживания. Утром следующего дня у меня готовая простокваша. Можно первый завтрак начать со стаканчика кисломолочного продукта, что весьма полезно. Остальную простоквашу ставлю на медленное нагревание, через 10 минут откидываю творог и получаю чайную чашечку свежайшего сладкого, заметим не кислого, а сладкого творога.

        Чашечка творога это ровно столько, сколько я в состоянии съесть за два дня. Из чашечки творога можно, я уже делала так, смотря по настроению, приготовить себе несколько сырников(отварных или жареных), испечь в духовке небольшую ватрушку или налепить десяток вареников.

         Заодно получаю почти литр сыворотки. Из сыворотки можно к обеду приготовить окрошку. Окрошки тоже не надо много делать, всего одну небольшую тарелочку, чтобы пообедать один раз. Для окрошки отвариваю одно яйцо и одну картофелину, беру один огурец. Всё нарезаю, заливаю стаканом сыворотки, сыплю в тарелку зелень и по вкусу добавляю горчицу. Обед готов. Очень лёгкий по калориям обед, он не причинит вреда здоровью.

        Остальная сыворотка остаётся на другие нужды. Можно её просто пить на перекус вместо кефира. А можно приготовить себе или с десяток оладьев или блинов или поставить сдобное тесто на булочки. А можно испечь и творожную ватрушку.
Вот какое разнообразие получается с пары литров молока. Теперь я не покупаю «кота в мешке», ведь купленный творог часто бывает кислым.

        Но бывают и пролёты. Пролетела я как-то раз с пирожками. Весна! Захотелось приготовить пирожки с луком и яйцом. Купила пучок зелёного лука, яиц, замесила тесто. Пожарила несколько пирожков, съела их и поняла, что зря сделала их несколько. Надо было сделать 1-2 пирожка, их было бы достаточно для моего возраста.

        А ошибка моя  в том, что надо было мне сварить не два яйца, а одно. Указывает же Елена Молоховец в своей книге, что всякое блюдо надо готовить ровно на один раз. Мы же по старой памяти всё стараемся сделать заранее и побольше, не осознавая, что этим не только провоцируем свой аппетит, но и мучаемся от переедания. Что ж, все мы учимся на своих ошибках.

                Капуста

        А ещё я додумала, что не надо покупать некоторые продукты впрок. Ну, разве что кроме таких долговременных, как картошка, подсолнечное масло или мука. И не надо, чтобы холодильник ломился от еды, пусть стоит полупустой. Я осознала, что если мне сегодня нужен салат, то надо купить лишь один огурец для салата, а не два, то есть я должна взять за правило покупать минимальное количество продукта. Ведь если я купила кочан капусты, то один и тот же салат придётся мне кушать несколько дней или же я должна заблаговременно наметить себе для приготовления несколько блюд из капусты.
Например, я заранее знаю, что из купленного капустного кочана я приготовлю.
• В первый день одну порцию салата и две порции борща, или же несколько голубцов.
• На следующий день потушу оставшуюся капусту в сковороде и испеку с нею небольшой пирог.
• Есть ещё альтернатива - заквашу капусту в банке. Тогда у меня в любой момент будет иметься квашеная капуста и для борща и для салата и для тушения. Вот так я поменяю скоропортящий продукт на долговременный.

        А какой шикарный салат получается из отварной свёклы. Вполне годится на полдник или на второй завтрак для перекуса.

        А если вместо конфет насыпать в вазочку орешки с изюмом и с курагой, то лучше и не надо. И сладко и вкусно и полезно.

                Сухари

        Пришла как-то я в гости к Елене, своей невестке. Она молодец, всегда у неё всё наготовлено. В этот раз насыпала она в сухарницу ванильных сухарей, угощает меня. Вкусно, конечно, выпить кофе с сухариком, но я призадумалась.

        Возвращаюсь домой, по пути зашла в хлебный магазин прицениться к сухарям - дороговато  получается. Поэтому, наученная Еленой Молоховец, я покупаю булку белого хлеба. Из половины купленной булки нарезаю маленьких сухариков, ставлю досточку с ними на отопительную батарею на всю ночь. И вот вам, пожалуйста, к утреннему кофе у меня из хлеба имеются не только бутерброды, а и сухарики-гренки для кофе и для супа. Получилось разнообразие! А, прочитав в книге раздел о приготовлении гренок, понимаю, что разнообразие ещё не закончилось. Всё ещё впереди. Только не надо лениться.
 
        Вот так незатейливо сбывается мечта пенсионера – не уронить качество своей жизни, продолжать баловать себя новыми, вкусными и простыми блюдами!
Что же случилось нового в моей жизни, кроме приготовления блюд и нового меню? А ничего особенного, просто я перестроила своё собственное сознание.

        Я поняла, что дети выросли и в состоянии о себе позаботиться сами. И самый большой им подарок от меня состоит в том, что я живу благополучно, справляюсь, довольна жизнью и ничего у них не прошу. А когда им захочется меня или навестить или позвать в гости, им будет, как и мне, радостно от нашего общения, от нашего благополучия.
- Кухонное шоу без зрителей! – так прокомментировал Юрий Михайлович мой рассказ об изменениях в своей жизни, - Ты молодец! Не зря были наши искания. Научились всё-таки мы держать качество своей жизни.
- А как же с деньгами? Их всё равно не хватает. – с грустью произнесла Лидия Александровна. – Надо экономить, меньше покупать.
- А скидочные акции на что? – парирую я и начинаю новый рассказ.

                Скидки

         Я вот посидела, поразмыслила о том стоит ли отслеживать скидки по товарам и поняла, что, если государство идёт нам навстречу, то и нам надо делать встречные шаги. К примеру пару лет назад наш магазин провёл акцию «Бесплатный хлеб для пенсионеров», давал каждому пришедшему пенсионеру по одной булке полубелого хлеба. Я сходила и получила не только бесплатный хлеб, но и доход в размере 20 рублей, ещё и прогулялась по свежему воздуху, ноги размяла. А вот соседка моя высказалась так: «Копейками нас привлекают. Не пойду» и просидела дома на диване. А я задумалась о том, что хоть 20 рублей и небольшая сумма, но никто не придёт и просто так их мне не даст. А если до нужной цены мне не будет хватать даже 20 копеек, то продавцы мне товар не продадут. А тут 20 рублей!

         Поразмыслив, я решила записывать свою выгоду от скидок. Ведь выгода это не только скидочные акции, но и покупка нужного товара в другом магазине или на оптовом складе, где цены за счёт большого оборота ниже.  Я закрепила на холодильнике лист бумаги, рядом положила ручку и после каждого похода в магазин стала записывать полученную выгоду от покупки. Например, огурцы на рынке стоят от 80 до 100 р/кг, а такие же, но нестандартного вида огурцы тут же на рынке стоят 50 р/кг. А какая мне разница какой огурец крошить на салат. Я покупаю полкилограмма нестандартных и получаю выгоду за полкилограмма огурцов в размере (80-50):2=15 рублей. Вроде небольшая сумма, но с учётом нескольких покупок экономия может составить и 100 и более рублей.

         Прошло полгода, подсчитала я свою выгоду и, оказалось, что средняя месячная выгода составляет почти 1000 рублей. Перевела сумму в проценты и получилось 7% от пенсии я экономлю. Вот вам и скидочные акции, вот вам и правильное проведение покупок. На эту тысячу рублей могу уже и в театр и на выставку сходить, на экскурсию съездить, дорогого продукта себе к столу купить.

                Остатки

- Опять Мария Ивановна тряпок настирала! – с такими словами соседка моей бабушки, бросив взгляд на завешенный бельём балкон, приходила к ней на минутку чаю со свежесваренным вареньем попить, да и новости рассказать-послушать.
- Я без тряпок не могу, – улыбаясь, отвечала ей бабушка, - сами знаете, что без старого не бывает нового. Я тряпкой сковороду прихвачу, полотенишко чистым останется.

         Вот и Елена Молоховец  на целых двух страницах своей книги советует что можно приготовить из остатков. Например, она пишет: оставшиеся куски сухих булок можно размочить в молоке и добавить в котлеты; из оставшейся манной каши можно приготовить оладьи; из костей от жареного мяса можно сварить суп-рассольник и пр.

        Я взяла её советы за необходимое для своей жизни правило и из остатков начала готовить себе новые блюда и этим не только разнообразила своё ежедневное меню, но и, оказывается, стала меньше тратить денег. Вот так-то!

        Будем же жить сегодняшним днём и, равняясь на Елену Молоховец,  понимать, что вчерашний день должен работать на день сегодняшний. Очень верно написали братья Борис и Аркадий Стругацкие: «ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ!»