НА КРЕПОСТНОМ ПРУДУ. Глава 14.
ГРАФЫ И БАРОНЫ.
Парадокс жизни заключается в том, что обеспечивая блага жизни трудом, человек избегает физического труда и стремится жить за счет другого. Каждый стремится быть господином. Эксплуатация человека человеком является проклятием людей. Проходят тысячелетия, усовершенствуются средство производства, а изначальная природа человека в сущности своей остается низменной. Это можно видеть на примере жизни детского коллектива, где есть свои « господа» ,которым лень за собой застелить свою кровать после сна.,и они находят себе слуг..К равенству и братству стремятся рабы и слуги, а не их господа. Среди воспитанников спецучилища то и дело объявлялись свои графы и бароны.
С весенними преобразованиями в природе происходили и благотворные изменения и в коллективе учащихся. Увеличилось количество желающих стать комсомольцами. Мы провели с ними собрание. Основной задачей комсомольского актива я обращал на пресечение избивание слабых , издевательства над ними, унижение их достоинства и превращение их безвольных и послушных своих слуг всяких «бугров»
Коллектив воспитанников живет своей внутренней, скрытой от глаз воспитателей, жизнью, где правят свои , блатные законы. Но они не вечны. Чем смелее открыто против них выступают комсомольские активисты, тем быстрее они сдают свои позиции. Так, когда Нагорнов ударил Акаева, то спросил активиста, Андреева: «Побежишь фургалить?»А Андреев смело ответил: « Не фургалить буду, а доложу обязательно, чтобы тебя наказали». Вечером Нагорнова вызвали в комсомольский штаб и устроили ему головомойку. Нагорный дал обещание больше не обижать маленьких.
Однако были и такие слабочки, как Калмревский, которые когда их защищают, они еще от страха дрожат, как осиновые листья, и испуганно кричат: « Не бил он меня, не бил!» Но о том, что лёд тронулся, говорит сам факт. Что ко мне пришли «зубры» Прядоха, Абдиев, Осокин, Ходжаев с просьбой включить их участвовать в духовом оркестре. Было видно, что им не хотелось остаться за бортом корабля.
С положительными изменениями в коллективе учащихся менялось и настроение педколлектива. Положение вещей еще зависит и от того, какими глазами ты на них смотришь. А, следовательно, от того, как ты сам правильно осознаешь и понимаешь ситуацию, и как воздействуешь на неё, зависит и её настоящее положение и дальнейшее развитие.
Важными событиями для училища стали встречи с бывшими воспитанниками, которые сами стали посещать нас. Первым таким желанным гостем был Мельников Александр, который после выпуска из училища отслужил в Армии и вернулся домой. Я экспромтом организовал с ним встречу всех ребят. Мельников вернулся из Армии комсомольцем.
Для встречи с Мельниковым после ужина в клубе собрали учащихся всех групп. Я рассказал коротко о Саше, когда он был нашим воспитанником и представил ему слова. Мельников выступил интересно, рассказывая о своей солдатской службе и о своем вступлении в комсомол. Зал бы внимателен. Мельников ответил на все заковыристые вопросы. Откровенность вызывает некоторую неловкость, но в ней сила воздействия на души и умы.
Обращаясь к мальчишкам , Мельников сказал: « Всё зависит от вас самих. В какое русло вы свою жизнь направите, такой она у вас и будет». О встречи с ним мы сняли на узкую кинопленку цветной фильм. На катушечный магнитофон записали звук и выступление Саши, Этот фильм под названием « Путь к звездам» мы всякий раз демонстрировали для всех воспитанников, вновь поступивших к нам в училище.
Всем воспитанникам я внушал, что самая главная победа каждого из них состоит в победе над собой. Над своей завистью и жадностью, над подлостью и трусостью, над своим безволием и ленью. И что активное участие в комсомольской организации будет содействовать воспитанию у себя чувство товарищеского долга, чувства ответственности за свое поведение перед коллективом и собой, В добровольном объединении в в комсомольской организации их сила противостоять вседозволенности разгильдяев. Так устроена жизнь, что не только в детских коллективах, но и во взрослой жизни ,есть пионеры Тимуры и Мишки Квакины.
«Квакины» без боя не сдают своих захребетных позиций. Они безжалостно принуждают, слабых силой и волей ,служить себе в качестве слуг, или как их в блатном мире называют «шестерками», куда хочу, туда и ворочу. Свое привилегированное положение в коллективе ни оформляют по всем феодальным ритуалом.
Так осознавая что в училище устанавливается комсомольский порядок , так называемы « бугры», организовали « кровавые клятвы». Сами себе они присвоили титулы: Прядоха-шах, Вороненко- князь, Гаус – лорд, Маморазиев- хан, Седов- герцог, Мойка- граф, а Клычбеков- просто Хиль. Так вот, все эти «господа» организовали подпольную клятву своих приспешников-шестерок, заставив их бритвочками нацарапать у себя на руках , а кто и на груди: король, шах, князь,хан, граф.баон, .И тем самым обозначили , кто чей слуга.
Но это было еще не все. Все эти»аристократы»- короли и шахи, своими титулами наметили ложки и заставили дежурного по столовой за едой раздавать каждому только ложку только его званием. так как все другие ложки были «комсомольскими». Дежурный по столовой Насретдино перемешал все ложки и поэтому. Когда утром сели завтракать, «короли» . увидев такое к себе не почтение. Встали и ушли без завтрака. Приказав другому дежурному Фоменко за обедом найти их ложки.
Узнав об этом, я указал заменить эти ложки вообще новыми. И приказал усилить контроль мастеров и воспитателей за учащимися во время приема пищи. В обед все едят, а графы и бароны насупились и сидят. Зам Володин подходит к Вороненко, тот начинает есть. Подходит к Ходжаеву, тот тоже начинает кушать. Подходит к Прядохе- шаху, тот сидит упорно, все ниже опускает голову. Володин, тоже молча, схватил его за шиворот, вытащил из-за стола и отвел в штрафную комнату.
Когда я пришел и стал разбираться в инциденте, то Прядоха просил простить его и не говорить матери. с которой я днями беседовал с ней в его присутствии. Затем собрал у себя в кабинете всю « знать» и развенчал все их титулы.
P.S. Отзыв читателя:
Привет! Какое было хорошее время тогда, когда мы были молодыми. Сейчас молодежи не хватает комсомольской организации. Но сейчас это и невозможно.Дети " крутых" возомнили себя " баронами", а победнее опустились до ранга " шестерок". Сами преподаватели заискивают перед обеспеченными в денежном вопросе учащимися. Затаптывается человеческое достоинство с юных лет. Читаю и вспоминаю свою комсомольскую жизнь.
Нам прививали чувство долга, достоинства, уважение к другим. Ты вот об этом и написал. Нам не хватало компьютеров, может и хорошо. но мы росли в заботе, любви и добре. Я считаю, что нам повезло больше. чем нынешней молодежи.
Наталья: За то, что ты честный, справедливый, добрый человек тебя любят и уважают люди, которым повезло встретить тебя на своем жизненном пути.