Районка или вымирающий вид

Вероника Калимуллина
«Чистопольские известия» – это филиал ОАО «ТАТМЕДИА», общественно-политическая газета маленького провинциального городка Чистополь Республики Татарстан, или просто –районка.Как я сюда попала? И кто я? Однажды, в последние месяцы своего вот уже второго декретного отпуска, поняла, что учителем работать не хочу, даже за изрядно подросшую за мое отсутствие зарплату. Уволилась, начала искать себя во всевозможных хэдхантерах и суперджобах, в итоге нашла в колонке объявлений в «Чистополке».   

Вспомнила далекую детскую мечту о профессии журналиста, написала два текста. Взяли. Первое мое задание, которое я получила на планерке, – репортаж о митинге, посвященном Дню памяти и скорби. «Да, и фотографа у нас нет, поэтому постарайся сделать хорошие снимки», – бросили мне вдогонку. Вот так и началась моя «карьера» корреспондента и фоторепортера вкупе.

Самое сложное было не то, что пришлось писать на все темы подряд (а мне сразу же объяснили что «твоих» и «не твоих» тем не будет), хотя это непросто. Так вот, сложность в том, чтобы знать всех значимых лиц в городе поименно. В первое время меня спасло то, что я нашла человека, у которого список имен, присутствующих на мероприятиях, всегда есть, а потом, благо город у нас маленький, всех запомнила, ну почти всех.

Еще одна особенность в том, что раз издание государственное, всегда нужно иметь в виду госзаказ, не всегда интересно, не всегда так, как хочешь. Зачастую свод правил вроде: поговори с тем-то и напиши так-то. Но если не зацикливаться на нем и развивать свои темы, жить можно.

Почему же «вымирающий вид»? Название интригует, а вот повествование не раскрывает сути. Пока. Вымирающий оттого, что некогда районка была для народа как глоток свежего воздуха, ее ждали, ею зачитывались. Были времена, когда тираж «Чистополки» достигал 17 тысяч, а теперь еле-еле 3200. Тираж редеет, потому что читатели, к сожалению, «вымирают», та же участь постигает и районок. Читатели, именно те, кто выписывает, чтобы действительно читать, те, кому нравится, а не те, кого принуждают (есть и такое, мы ведь все-таки госиздание).
   
Если вы заглянете к нам в редакцию, то поймете смысл такого заголовка, весь коллектив почти с двадцатилетним стажем  работы. Журналистов трое, два фотоаппарата и один диктофон, один верстальщик, один корректор, условия немного спартанские.

Но это все быт, если любить работу, любить людей, любить писать, в конце концов, все это проходит мимо, и отсутствие условий, и даже то, что компьютер в кабинете стоит собственный, из дома.

Город хоть и маленький, но зато с богатейшей историей, еще в студенческие годы, когда я только приехала сюда на учебу, влюбилась в него с первого взгляда: старинная архитектура, интереснейшие люди. А когда начала работать в газете поняла:  не важно, большой город или маленький везде есть новости, которые нужны и интересны обществу. Мое самое первое запоминающееся задание было написать репортаж о визите турецкого консула в близлежащую деревню, в музей имени Гаяза Исхаки, выдающегося деятеля татарского национального движения, писателя, публициста, издателя и политика, который родился и вырос в селе Кутлушкино Чистопольского района. Помню, тогда меня поразила его интеллигентность и лоск.
Сложнее всего писать о том, в чем мало разбираешься или чем вообще не интересуешься. Однажды отправили в село, благо подписной сезон и надо было развивать сельскую тему. Дело непростое: необходимо разобраться в проблемах села, указать правильно всевозможные республиканские и федеральные программы, по которым они работают, ну и, конечно же, сделать все так, чтобы никого не обидеть. Трудно, но интересно. Местные жители смотрят на тебя как на диковинку: девушка с большим фотоаппаратом бегает по коровникам на каблуках… А на следующий день пожалуйте на выездную комиссию с администрацией по городским кладбищам, да, и к пятничному выпуску соблаговолите доходчиво объяснить народу программу реализации аварийного жилья.   

Вот так и живем. Постигая профессию журналиста, открываешь в себе новые черты, качества, которые раньше не замечал, а возможно, они просто спали, где-то внутри, глубоко, и ждали своего часа. Отношение окружающих тоже меняется, некоторые хотят подружиться и сами просят о них написать, другие сторонятся, то и дело спрашивают: «А ты меня не записываешь?» Сложнее всего приходится с госслужащими, обязательно просят материал на вычитку, долго всматриваются в каждую букву – как бы не проскочило чего. Некоторые, узнав, что ты журналист, буквально считают своей миссией найти ошибку и поправить тебя, победоносно произнеся: «Вы же журналист!»

Однажды в редакцию пришла женщина, пожилая, чем-то удручённая, захотела со мной поговорить. Она со слезами на глазах начала объяснять, что не кляузничает, и рассказала об обстоятельствах своей жизни, из-за которых ей приходится часто писать жалобы. Я сначала тоже не поняла в чем дело, а потом дошло: в нашем городе, впрочем, как и везде, плохие дороги. А тут государство выделило средства на ремонт, и в центральной части города  проложили новый асфальт. Я на радостях написала, мол, хватит все время жаловаться, началась работа, причем обращалась я к молодежи, которая в соцсетях клянет на чем свет стоит наш многострадальный Чистополь… С тех самых пор я ощутила силу своего слова и поняла, что все, что я пишу, люди воспринимают буквально, и каждый примеряет написанное на себя.
А еще с недавних пор завелись у меня фанаты (хочется поставить смайлик): пришла в редакцию женщина, руководитель одного из районных Домов культуры, сказала, что читает все мои работы и просто хотела на меня посмотреть, познакомиться. Вот она – слава(смайлик). А если без юмора, это и есть награда журналиста: тебя читают, ждут твои материалы, для меня самое главное, чтобы моя работа находила отклик, вызывала чувства. Каждый свой материал я перечитываю, для меня индикатор качества – чувства. И если после прочтения возникает какое-либо чувство: смех, негодование, радость – значит работа удалась.