Из воспоминаний коротковолновика

Юрий Бровер
      

     В 1967 году, следуя примеру прибалтийских коротковолновиков, мы выехали в район города Севан и отработали в CQWWCW  под позывным 4J7B. Результаты оказались ниже планируемых, чем мы были несколько опечалены.  Ещё большая печаль охватила нас, когда Москва сняла нас с зачёта за несколько связей с Израилем ( отчёты в те времена отсылали через ЦРК). Позывной 4J7B был оформлен на меня, и моя личная станция UB5LM за этот страшный грех была закрыта на 6 месяцев. Обком ДОСААФ хотел закрыть навсегда, но ребята из команды не допустили этого. 
Латвийская команда  4L3A  заняла в том тесте первое место и рижане в апреле 1968 года провели всесоюзную конференцию коротковолновиков, на которой поделились своим успешным опытом. Конференция была прекрасно организована, приехал сам Кренкель, приехали и некие «кураторы». Меня потрясла фраза из выступления  победителей: « мы потратили год жизни для достижения победы». Первые выступления были очень интересны, но в них прозвучала критика в адрес ЦРК и ДОСААФ, в том числе  по поводу санкций за связи с Израилем. Отчёты сорока советских станций из-за 4х4 не были отправлены в США. « Кураторы» оказались очень оперативными, программа конференции была срочно откорректирована  и выхолощена, « сомнительные» выступления, в том числе моё, были отменены. Не думаю, что  Кренкель мог бы предотвратить  эту акцию.
Тяжёлый осадок на душе несколько развеяли шикарный банкет,  общение со старыми друзьями и новые знакомства.
Одним из моих новых знакомцев стал  Семён Эдельман UA9AN, восходящая звезда челябинского небосвода. Спустя несколько лет стал я частенько  бывать в Челябинске – была интересная совместная работа с Уральским трубным институтом. Семён к этому времени из восходящей звезды превратился в звезду первой величины , стал одним из лидеров мирового эфира. Но не зазнался, как это бывает. Он сводил меня в радиоклуб; посещение плохо запомнилось, потому что в Челябинске пользовались успехом 60-70 градусные напитки. По последствиям, правда, они гораздо безопаснее ядовито-жёлтого «Солнцедара» из трёхлитровых банок, которым меня поили в Орском радиоклубе. 
Зато в следующую нашу встречу открыл Семён бутылочку знаменитого  ликёра « VANNA  TALLINN» . Бутылочка была с дарственной надписью его прибалтийских  друзей.
Как-то в один из снежных дней мая UA9AN и UA9BB повезли меня под Миасс на UK9ABA . Я был поражён красотой тамошних мест, наповал сражён видом грандиозных антенных сооружений и восхищён качеством home made!!!  приёмо- передающей аппаратуры.  Но в шоковое состояние привела меня работа в тесте  (телефонном) легендарных операторов. До этого момента, ориентируясь на результаты 50 годов, я считал себя хорошим оператором. Но после увиденного и услышанного  мнение о себе резко изменилось. По сравнению с гроссмейстерами эфира я выглядел, в лучшем случае, как перворазрядник, хотя  к тому времени был и Мастером радиоспорта и Мастером спорта СССР.
На общий вызов  тратилось минимальное время,  UK9ABA  непрерывно вызывали не менее пяти станций, особенно настойчивыми были японцы. Наши операторы держали в голове несколько  позывных вызывающих станций и отвечали им сразу после окончания текущей связи, не дожидаясь  повторного вызова! Работа была страшно напряжённой и операторы, если мне не изменяет память, менялись каждые два часа.
Полностью  насладиться  красотой Южного Урала не удалось из-за обилия клещей; в мае они опасны. Но, всё же, побродил вдоль границы Ильменского минералогического заповедника, вволю попил берёзового сока и побывал у изумительного озера Чебаркуль, знаменитого теперь ещё и тем, что в него упало главное тело Челябинского метеорита.
 Посетил я  и UK9AAN –коллективку  челябинского Политехнического имени  ленинского комсомола, на крышах которого красовались силуэты  множества антенн. Сел за ключ, среди бела дня дал общий вызов на 40м. Мгновенно откликнулась стая американцев; такое было удовольствие!
Семён Эдельман с короткими волнами давно « завязал». Ушёл в науку. Достоверными  данными о месте его пребывания не располагаю. Его бывший сослуживец по работе в Узбекистане, ныне житель Шверина  С. Кресняков полагал, что тот в Англии.  UA9BA  В. Уманец года три тому назад разговаривал с Сэмом, который проживал тогда в Бельгии,  по телефону…