Высокие отношения

Ирина Лежава
В краевом музее изобразительных искусств открылась персональная выставка живописи и графики современного художника русского Владимира Рябчикова «Высокие отношения». Этот проект организован музеем изобразительных искусств совместно с автором и художественными галереями С. Сажиной, «ART-LETO» (Москва), «М-Галерея» (Ростов-на-Дону). Представляя творчество В.Рябчикова, директор музея изобразительных искусств Зоя Белая сказала, что представлено более 90 работ, собранных специально для этой вставки, из них 60 картин были показаны на его последней экспозиции.

Она также обратила внимание на то, что проект этот – не коммерческий, потому что художник не ставил цель продать свои работы. Поэтому она категорически отвергает домыслы и обвинения в том, что московские художники или мастера живописи из других городов России «приезжают к нам пиариться, и пусть тогда платят за это деньги!» Цель проекта – показать лучшее, что есть в мире современной живописи, открыть окно в мир большого искусства. Так было с выходцем из Ставрополя, а ныне московским живописцем Орловым, с которым у музея сложилось тесное сотрудничество, а история взаимоотношений уходит в прошлый век. Экспозиция с московским художников Ромашко – из той же программы, его выставка прошла в краевом центре с большим успехом. Проект, осуществленный с художником из Ростова-на-Дону, ныне живущим в Москве, В.Рябчиковым как бы продолжение этой истории. Но, как призналась директор музея, он «художник другой волны», он живет своим творчеством, редко бывает на выставках своих коллег – «чтоб не мешали» его внутреннему миру, созданию оригинальных работ.

Сам мастер рассказал, что рано став членом Союза художников, переехал в столицу тогда, когда почувствовал, что родной Ростов стал ему тесен: «Я чувствовал себя овечкой на колышке, и я выдернул его, переехав в столицу. Тут много разных галерей много самых разных художников, авторов, просто интересных людей. Я познакомился и стал сотрудничать с Академией искусств, благодаря этому – попал в разные зарубежные проекты». Конечно, это был прорыв для него и в творческом плане, и в личностном.

Говоря о галереях и их воздействии на художников (а он хорошо знаком с Лондонской, Бирмингемской и многими другими), В.Рябчиков признался, что испытал на себе давление галеристов: «их требования - пиши так, как диктует мейнстрим… да, в Америке есть спрос на живопись, люди покупают картины от 5 до 10 тысяч долларов, в моде жикле, мол, попробуй и ты. Пробовал, больше не буду, не получается, да и зачем мне себя переделывать, ломать? И я с ними закончил. И копии не делаю, даже со своих картин, хотя меня считают неплохим копиистом…» А вот что он рассказывает о начале своего пути в живописи так: «Родился я в Мариуполе в 1967 году. Отец мой был художником-оформителем, в основном он писал лозунги и плакаты на заводе, был великолепным копиистом. И, хотя видел мое увлечение рисованием, не считал профессию художника серьезной. Поэтому сначала я поступил в металлургический институт, пытался поступить даже в военное училище в Одессе, а когда не получилось, через год поступил в Ростовский педагогический институт на графический факультет, который закончил в 1994 году». Еще будучи студентом, с 1988 года, он стал выставлять свои работы. Он участник более двухсот групповых выставок в России и за рубежом, в том числе выставки в проекте немецком проекте «Русские идут» («Die Russen Kommen»), который продолжадся с 1992 по 2002 год. На его счету также более 20 персональных выставок. Картины приобретены многими художественными музеями и частными коллекционерами в России, Европе, США. В 2007 году получил Золотую медаль Международной Академии Культуры и Искусства «Народное достояние». В 2011-м - орден «Служение искусству» I степени («Золотая Звезда») Международной Академии Культуры и Искусства.

Поворотным моментом в его жизни стало участие в 1999 году в региональном проекте «Мастера изобразительного искусства Северного Кавказа защитникам отечества» (Ростов-на-Дону), где стал дипломантом, пото в 2002 году также в региональном фестивале «Молодые художники Северного Кавказа» (Ставрополь), когда он получил Золотой диплом. В этом, кстати, большая заслуга Зои Белой, увидевшей в молодом живописце талант и пригласившей показать работы в Ставропольском музее изобразительного искусства. Сама она вспоминает о том времени с юмором: «В Ростовском музее в 1999 году тогда проходил пилотный проект «Мастера изобразительного искусства Северного Кавказа защитникам отечества» при поддержке Министерства культуры, я обратила внимание на его работы, а потом директор музея изобразительных искусств Людмила Мальцева повела меня в его мастерскую где-то на окраине города, в частном секторе. И вот мы вошли в небольшую мастерскую и онемели от вида огромных картин, ярких, светлых, совершенно не похожих на другие, на нас словно обрушились краски, образы, портреты… И вот 10 работ мы привезли из Ростова в Ставрополь, и они привлекли внимание публики». Да и как было не поддаться очарованию его картин, которые по словам З.Белой есть «уникальное сплетение техник, мотивов, образов и приемов, необыкновенное изящество полотен. …он не останавливается только на том, чтобы мы видели красивую, необычную, таинственную и загадочную живопись, он заставляет нас постоянно думать, как привык это делать сам – неустанно работать над собой, что связано с широким спектром знаний как в области культуры, искусства, литературы, так и в процессе изучения эпохи, к которой обращается и в которой он живет».

С ней согласна и искусствовед Ольга Бендюк: «Рябчикова давно определили в категорию художников «магического реализма». С этим не поспоришь. В картинах все и всё вне конкретного времени и пространства. Реальность погружается в фантастическую среду и наоборот: в реальной среде происходят невероятные события… Он художник светлый, ищущий и создающий гармонию бытия. В его картинах мир иллюзий и мир реальности не противопоставлены друг другу».

Оригинальность работ В.Рябчикова обусловлена в немалой степени его девизом «художник не имеет права на ошибку», все остальное – от лукавого. В доказательство ссвоей позиции, он рассказал такую историю: «Был я как-то в Венеции, мне показали там квартал – большие ворота, двор с колоннами, на одной стене сохранилась роспись 1820 годов. И мне рассказали, как работали итальянские художники, в основном на заказ, и им надо было укладываться в смету. Вот тебе 20 г лазури, на 2 плаща, и все, ты не имеешь права не уложиться в эти параметры. Поэтому мастерство было уникальное, это были профессионалы, тем более те, кто работали с фресками». Их пример запомнился русскому мастеру и он стремится работать также точно. Рассказывая о возникновении циклов в его творчестве, он сказал, что мистерия привлекла его своей загадочностью, собственно творчество, живопись и есть самая большая загадка. Это был противовес всему тому, что он до сих пор делал, она изменила даже его концепцию жизни – так появились на его полотнах замы с затененными глазами, а то и написанные со спины, деревья самой причудливой формы то закупоренные в средневековых стеклянных сосудах, то в сферах, напоминающих мозг и проч. Иногда он рисует фрукты. Так, китайцы вывезли 30 картин с изображением разных плодов земли. Особенное восхищение у них вызвала картина, на которой изображены морковки, выложенные в виде крыла – они в ней увидели особую поэзию. Не менее интересен цикл «Буратино» - это из детства, напоминание о домашнем театре и в то же время «чтобы избавиться от этих воспоминаний!» В него входит более полусотни полотен, на них буратины самые разные, главное же для художника было «не свалиться в монстры, а показать клоунаду, светлый гротеск». Это обращение к детским воспоминания он объясняет «склонностью к созерцанию и задумчивости», которые были его вечными спутниками: «Все, что есть вокруг, уже наполнено глубоким смыслом, нужно только войти в резонанс. Мои картины так или иначе связаны с детскими воспоминаниями и несут в себе суть явлений, которые невозможно объяснить, но можно только принять искренне и бескорыстно». И еще удивительное признание – это в то время, как многие его коллеги изображают ужасы войны - «у меня никогда не было желания писать о войне, смерти, кровавых побоищах, о жертвоприношениях или страданиях. Не хочется оставлять после себя след дурной славы, легкой победы любой ценой для достижения сиюминутных благ. Наоборот, стараюсь работать над добрым, вечным. В этом нет героизма, это выбор», – говорит он.

Выставка необыкновенно интересна и ждет посетителей еще в течение месяца. Думается, каждый найдет что-то для себя новое, сделает открытие и получит огромное удовольствие от этого проекта.