Педагогический набор

Ирина Лежава
В комитете Думы Ставропольского края по соц- и молодёжной политике, образованию, науке, культуре и СМИ под председательством зам. руководителя фракции Единой России Валентины Муравьевой обсудили, как исполняется краевой закон об образовании. В основном речь шла о целевом наборе абитуриентов по педагогическому направлению, поскольку учителей в крае катастрофически не хватает. Как известно, президент Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию РФ обозначил подготовку профессиональных кадров для различных сфер экономики в качестве наиболее актуальных, одна из них – подготовка педагогов. Для этого решили использовать целевой набор выпускников школ на бюджетные места, выделенные в соответствие с квотами, с тем, чтобы впоследствии специалисты отработали хотя бы несколько лет в сельских и городских школах края.
В обсуждении приняли участие министр труда и соцзащиты Иван Ульянченко, депутаты Николай Мурашко, Аркадий Торосян, министр культуры Татьяна Лихачева, замминистра образования Галина Зубенко, начальник отдела министерства финансов Наталья Новосельцева, советник при ректорате СКФУ Надежда Палиева, Наталья Сотникова – директор Ставропольского филиала Московского педагогического госуниверситета, ректор Невинномысского гуманитарно-технического университета, проректор СКФУ Валентин Шипулин,  ректор  Ставропольского гос. педагогического института Людмила Редько, руководитель образования администрации Андроповского муниципального района Наталья Лютая, зам.начальника управления образования администрации Пятигорска Елена Кобахидзе, ведущий специалист управления образования администрации Пятигорска Екатерина Луштей  и др.
Галина Зубенко сообщила, что целевой прием и обучение по этому направлению действует с 2013 года. Осенью прошлого года председатель правительства России Д.Медведев в режиме видеоконференц-связи общался с главами регионов, в том числе и с губернатором края В.Владимировым. Темой обсуждения было повышение эффективности целевого обучения и целевого приёма. Премьер-министр отметил необходимость корректировки договоров о целевом обучении, которые должны заключаться между образовательной организацией, организацией-заказчиком (работодателем) и обучающимся. Он тогда обратил внимание на то, что «приблизительно в половине договоров о целевом приёме для молодого специалиста не предусмотрены меры соцподдержки, а в большинстве случаев в таких соглашениях вообще не указан срок, в течение которого выпускник обязан отработать на предприятии». Поэтому, для повышения эффективности целевого обучения и целевого приёма внесён ряд предложений: взыскание с гражданина, не исполнившего обязательства по трудоустройству, штраф в размере средств, затраченных на его обучение; усиление ответственности заказчика целевого приёма за исполнение условий договора о целевом обучении, а также за обеспечение открытости и доступности информации о возможности заключения таких договоров. Эти предложения будут учтены при внесении изменений в ФЗ «Об образовании». Вот почему на нынешнем заседании рассматривались все эти моменты.
Кстати, в прошлом году на целевые места в вузы было зачислено свыше 800 человек. Наиболее востребованными направлениями подготовки стали: агрономия, ветеринария и педагогическое образование. Г.Зубенко заверила, что краевое министерство образования активно ведет прием по новым правилам, а губернатор следит за этим процессом и встречается с выпускниками из восточных территорий региона. На Ставрополье 6 основных вузов ведут целевой набор. Несмотря на облегченный прием на педагогическое направление, здесь все еще недобор. «Заявок больше, чем план», - отметила замминистра. По ее мнению, проблему дефицита педагогических кадров надо решать с помощью предоставляемых льгот и одновременно увеличивать количество абитуриентов, предоставлять доплаты и надбавки молодым педагогам в сельской местности. Поощрение молодым педагогам в размере от 600 до 1000 рублей и единовременная помощь в 5-10 тысяч рублей дается только в 3-х муниципальных районах края. Она отметила, что не все районы, в которых есть нехватка учителей, подают заявки на целевой прием своих абитуриентов на бюджетные отделения, поэтому разъяснительную работу надо улучшать. Еще в 4-х районах края ведется эксперимент и он проходит успешно, по ее словам. Она также напомнила, что если ранее на бюджетные места в пединститутах была квота 40%, то теперь педагогические специальности будут все 100% бюджетные. Но если выпускник 3 года не отработает по профилю, его будут штрафовать в размере затрат на обучение.
В связи с этим  В.Муравьева уточнила, что школам крайне не хватает учителей английского языка (290 вакансий), не менее сложная ситуация с русистами (270 вакансий) и т.д. Важно понять и сколько человек осталось работать после окончания вуза в крае, к сожалению, отток молодых специалистов значителен. Людмила Редько обратила внимание, что на самом деле целевой набор ведется не с 2013 года, а все 33 года, еще с 1970-х. И тем не менее, особых успехов в пополнении педагогических кадров нет. Есть проблемы с тем, кто определяет цифру целевого набора – учредитель, заказчик? Кто это все финансирует – бюджет? И не менее важно определить правовую базу того, как работать с федеральными вузами, вернее, с их филиалами на местах. Кроме того, она добавила, что  и с учителями начальных классов – беда, «это траур, нужно 160, а где их брать, за границей ведь не купишь…» Она отметила, что несмотря на льготы, на заниженные баллы при поступлении в пединституты (если на другие специальности необходимо набрать 240 баллов, то для будущих педагогов назначили 160) и то не идут! И тут не может не возникнуть вопрос: если набирают по баллам на порядок заниженным, какие же специалисты-учителя потом получатся и нужны ли они с таким низким уровнем школе, как и чему они будут обучать?!  В общем, Л.Редько считает, что «мотивация детей поступать на эти педагогические отделения несмотря на все льготы и преференции – низкие, надо работать в этом направлении».
 
Руководитель образования администрации Андроповского муниципального района Наталья Лютая рассказала, что 14 школ района остро нуждается в педагогах, 14% - пенсионного возраста и скоро им придется искать замену. Из плюсов – в школах среди старшеклассников присматривают кадры для целевого набора.  Ведущий специалист управления образования администрации Пятигорска Екатерина Луштей сообщила о проблемах с профориентацией, но тем не менее, администрация работает в тесном контакте со многими вузами края – Пятигорскими, Ставропольскими (Мединститут, СГТУ и др.) Кроме того ведется работа с родителями и старшеклассниками по целевому набору, в результате поступило 145 заявок по педагогическому направлению (18% от общего количества). В Пятигорске внедряют персональное  наставничество, проводят  мастер-классы, семинары, конференции, в 2015 году была создана Ассоциация молодых педагогов, в 2016-м – Пятигорский пединститут решил открыть направление математиков и физиков.

Проректор СКФУ по учебной части Валентин Шипулин поднял проблему переподготовки, чтобы желающие могли получить дополнительное образование в вузе, при этом выпускники могут работать в школе и одновременно поступать в магистратуру по целевому набору, в т.ч. и заочному для педагогического направления. Для этого надо заключить соглашение с министерством образования. Кроме того, он считает важнейшим делом готовить учителей по дуальной системе, когда педагог может преподавать сразу два предмета – физику и математику, иностранный язык и информатику, и т.д. Он также отметил катастрофичность явления, когда всего 70 % выпускников остается в крае и при этом не все работают по специальности. Для того, чтоб ребята не разбегались, по его мнению, необходимы соцгарантии - стипендия в вузе по целевому набору не менее минимальной оплаты труда. При этом вопрос - откуда брать деньги на это и увеличивать количество бюджетных мест, остается открытым. «Многое, если не все, - сказал проректор, - зависит от местной власти, например, как в Изобильненском районе, с которого можно брать пример».
Ректор Невинномысского вуза Сергей Фролко опустил всех на землю, обратив внимание на то, что все решает «его величество студент - где и кем работать и это – проблема социальная прежде всего».  Он убежден, что отток педагогов можно решить только материально обеспечив специалистов, особенно в сельской местности. Кроме того, надо понимать, что нужно поднимать престиж профессии учителя и пропагандировать ее, в частности, рассказывать в СМИ о педагогических династиях. О наставничестве он выразился скептически – мол, молодые не хотят наставников из ХХ века, считая их отсталыми… и тут могут помочь те, кто прошел пед. практику в Артеке.   
 
Ректор Пятигорского университета  (бывшего лингвистического) Александр Горбунов сказал о том, что ему «очень нравился настрой, и верится, что многие вещи мы сделаем совместно с Минобразованием края». Однако он привел совсем не оптимистические цифры и факты. Во-первых, 60% студентов учатся не на бюджетных местах. К 2014 году их число уменьшилось с 50 до 15, то есть в три раза только по русскому языку и литературе, и он задал риторический вопрос – «почему такое сокращение»? «При этом, -  сказал он, -  федеральное Минобразование ни разу, при том, что мы высылаем заявки, даже 15% не дали нашему вузу». Он обратил внимание, что когда перешли с 5-летнего образования на бакалавриат, то выяснилось, что выпускников не берут в школы -директора отказывают. И таких выпускников, по признанию ректора – сотни. Он также за то, чтобы была дуалистическая система, когда одновременно выпускник вуза получал бы специальности и лингвиста, и педагога. Он напомнил, что Пятигорский институт иностранных языков до ВОВ был в статусе пединститута с 4-летним обучением, только после 1945 года ввели 5-летнее образование по двум профилям и это хорошо работало многие годы. Но, столько сломали всего за эти годы… выпускнику получить всего лишь бакалавриат после 5-летнего обучения – значит, поразить его в правах. По его мнению, шум вокруг низкого проходного балла – надуманная проблема, он вспомнил, как в советское время при поступлении в вуз абитуриенты из села могли поступить при 21-22 баллах, а городские – при наборе 24-х. И это было шансом для талантливых ребят из сельских школ. Такой же надуманной проблемой он считает низкий конкурс по педагогическому направлению, поскольку абитуриент поступает «не по внутренним баллам вуза, а по ЕГЭ». Тем более, что сейчас все идут на целевые места. Проблема в другом – «мы дали целевые места по педагогическому образованию, но на них могут подать заявку из соседних республик, у которых таких мест нет…» - посетовал ректор. Он убежден, что система целевого набора заработает, когда будут соцгарантии и если в 2017-м ужесточат условия целевого приема, обеспечат дополнительными стипендиями и проч. Л.Редько поддержала его, отметив, что программа «целевой набор» сработает только тогда, когда «абитуриент будет подавать заявку только в один вуз, а не в 5, как сейчас».
Директор института образования и социальных наук СКФУ Валерий Шаповалов сказал о том, что уже допустили ошибку, когда создавая классический университет, уничтожили пединститут в Ставрополе. СКФУ, по его мнению, должен выпускать учителей-предметников, и для этого нужно реальное соцпартнерство. «Мы же сейчас абсолютно «врастпырку», а учитель должен быть в центре внимания», - сказал он.
В заключение выступил депутат Николай Мурашко, который подвел итог: на целевые места в вузах идут самые отстающие, по заниженному баллу  - 140-160 вместо «нормальных» 240. И то, что потом сбегают – предсказуемо. И будут сбегать, если не ужесточат правила «отработки» после окончания вуза. В итоге, решено создать рабочую группу, провести мониторинг и выступить с законодательной инициативой по целевому приему на педагогическое образование.