Старшей внучке Марине 2 года
Пою песенку "Во поле берёзка стояла", дошла до строки "Как пойду я в лес погуляю, белую берёзу заломаю" и вдруг слышу: "Не надо!" Спрашиваю: "Что не надо?" Марина: "Берёзу заломать не надо!"
Я сразу соглашаюсь, что не надо, конечно.
Бабушка прилегла. Марина несёт книжку с картинками и говорит: "Вот, Баба-Яга не лежит, а сидит, носок вяжет. И ты не спи".
Агитация прошла успешно. Не хочется же оказаться хуже Бабы-Яги! Мало того, что вязать не умею, так ещё и прилегла (это мои мысли). Смотрю картинку, рассказываю, что Баба-Яга прядёт кудель.
Марине 2 года
"Дед не мужчинА, а мужчин. Это женщинА - женщинА, а дед - мужчин!" Окончание слова много значит.
Например, ребёнок может сказать "днём и ночем" потому, что время суток не различает по родам. Действительно, зачем "день" мужского рода, а "ночь" - женского?
Младшей внучке Оле полтора года. Капризничает, плачет. Бабушка спрашивает: "Оля, петь будем? Оля: "Нет" "А танцевать?" Оля кивает головой "Да". Стали танцевать.
Марина смотрит телевизор: "Почему тётя такая полуголая?"
Как-то взяла микрофон, расставила ноги и согнула их в коленях, показывает, что поёт.
Я спрашиваю" "Почему так стоишь?" Она отвечает, что все поющие так стоят.
А ведь действительно, самая распространённая поза, если присмотреться. Раньше не замечала.
Марина: "Бабушка дует на лапшу, а куда ветер дует?"
Знакомого Виталия Ивановича внучки зовут "Итальяныч"
Марина спрашивает деда: "Когда в гости Итальяныч приедет?" "Скоро приедет. А тебе нравится Итальяныч?" Марина: "Да, у него волосики лысые (показывает на голову), красиво!"
Когда человек нравится, то он видится красивым, это точно.
Младшая сестра, которой полгода, говорит "га-га-га". Марина её поправляет": "Это гуси говорят "га-га-га", а ты миленькая, хорошая, наша".
Ну, это чтобы сестра не думала, что она гусиная.
Бабушка заболела, прополаскивает горло. Марине понравилось и на следующий день она просит: "Бабушка, вскипи, пожалуйста, водой" и показывает, как надо.
Оле 1 год 10 мес.
Принесли из леса берёзовую палку с корой. Оля посмотрела и пальчиком показывает на кору: "Зима!"
Произошло это 21 августа, зима была полгода назад, но кора напомнила то, что видела совсем маленькой.
Марина комментирует затишье после сильного ветра: "Ветер задумался"
Марина и Оля смотрят "Ну, погоди", Марина объясняет: "Волк за зайчиком бегает потому, что хочет его посмотреть хорошо".
А многие думают, что хочет съесть.
Оле 3 года. Случайно увидела по телевизору роды (чего только не покажут!) и спрашивает: "А что, ляля у тёти в животе была?" Мама отвечает с заминкой: "Да".
Оля тут же решительно: "А я не ходила к тебе в живот. Там же желудок!"
Оля играет с куклой и приговаривает: "Утро настало, девочка встала, а ночь пришла, девочка спать легла" (сама придумала) Таких строк много.
Оле 3 года 2 мес.
"Живёт у собаки сынок,
Его называют щенок"
"Зайчик прыг, зайчик скок.
Слышен зайкин голосок!"
Пою песенку: "Бабушка козлика очень любила", Оля подсказывает: "Бабушка козлика сильно кормила!"
Это ярчайшее проявление любви. Бабушки действительно любят кормить.
Бабушка Оле: "Вот, пятно на платье посадила!"
Оля: "А где же ему сидеть? Вот пусть тут и сидит."
Это в шутку ею сказано.
Марину переводим в ведомственный (милицейский) садик, Олю не берут - нет мест. Ей объясняют, что примут на следующий год. Она, обрадованно: "И мне тоже дадут пистолет и собаку?!"
Да, садик же милицейский должен от других отличаться. При входе - непременно пистолет и собака! Ушёл из садика - сдал оружие.
Оле 3 года 5 мес.
Едем на большом автобусе на заднем сиденье. Оля говорит: "А если автобус встанет на задние колёсики, он достанет до неба?"
Я говорю: "Солнышко зашло за тучу". Оля: "Оно там помоется и выйдет!"
Бабушка говорит: "Оля, ты поплавай в ванне, как русалка". Оля отвечает возмущённо: "Она была с хвостом, а я - с голой попой!"
Действительно, какие сравнения?
Оле 4 года. Говорит мне: "Баба, когда пойдём на улицу, ты нам губы накрасишь? Скажи "А как же!".
То есть, мне приготовили сразу и ответ на предложение.
Марина показывает Оле ёлку: "Видишь, какие у неё кололки?" (иголки)
Смотрят книгу и Марина объясняет сестре: "Только это мышка не настоящая, а с хвостиком".
Настоящая для них - это компьютерная, как я поняла.
В городе обрезают деревья, Оля внимательно смотрела, нашла объяснение: "Ты знаешь зачем деревья пилят? Чтобы из них деревню строить"
А иначе - какой смысл так сильно обрезать? Опять же, деревню строят из дерева, потому, видимо, она так и называется.
Марине 4 года. "Я из животных больше всего люблю гепардов, а из людей Неллю"
Оле 3 года 9 мес.
Сестре: "Я - маленькая балеринка, которую зовут Маринка!"
Бабушка Марине: "Мариночка, будь добра, принеси мне книжку". Марина: "Хорошо. Но я всегда добра"
Маринина загадка: "Скачет с гривой и поёт красиво. На букву "К".
Это не конь. А кто? Оказывается, кобыла. Спрашиваю: "А как она поёт?" Марина показывает "И-го-го!"
- А это, разве, красиво?
- Мне нравится!
Марине 5 лет
"Комар с уколом родственники"
Оле 4 года
"Лето наступает, бабочки летают,
Пёрышко летело, на деревья село.
Магазин стоит. Вот такой вот вид."
"Овощи и фрукты - полезные продукты!"
Под душем приговаривает: "Дождик, дождик, веселей, на меня скорее лей!"
"Почему, почему говорит корова "му"?
"Зайчик чисто моет ушки,
Хорошо ему в избушке!"
"Как природа хороша!
В лес пойду я, не спеша"
Олина загадка: "Ходит страшный, ест медвежат!" Ответ: клыковый динозавр.
Про саблезубого тигра читали, но вот как возник клыковый динозавр? Видимо, страшней страшного он.
О мокрой собаке: "Когда Бимку помыли, он стал как опухлая мышь".
Оля: "А почему утюг так называется? Похоже на утку, только утюг"
Оле 5 лет.
" Камни в речку бросать нельзя"
- Почему?
- "Потому что рыбе, не дай бог, камень по голове попадёт, она умрёт".
Оле 5 лет
"Баба, а луна - это боженькин фонарик?"
Марине 6 лет
"Самые первые встают петухи и солдаты".
Оле 5 лет
Играет и спрашивает: "Белочка, ты была на самой верхушке дерева. Ты знаешь, как пахнет небо?"
Оля называет буквы на обложке книги, потом говорит название: "Воля судьбы". Очень интересная книга! Жаль, что не умею читать!"
А ведь прочла! Но что поняла в этих словах: "судьба", "воля" в свои 4 года?
Оля рассуждает после мультика "Сказка о мёртвой царевне":
- Вот, а собачку никто не поцеловал, она так и осталась мёртвой.
Оле 6 лет
"Хлеб надо беречь, ведь о нём в молитве говорится "Хлеб наш насущный даждь нам днесь"
Марине 7 лет
"Какой чудесный день, какой чудесный день!
И у меня в руках сирень!"
Маринина загадка: "Домик на себе везёт и ползёт, ползёт, ползёт" (улитка)
На эти свои строки Оля сочинила музыку:
"Дождик, дождик, он не спал,
Он цветочки поливал.
Дождик, дождик, веселей,
Будет радуга смелей"
Играют в монстров. Реплика: "А я - червяк! Всему лесу маньяк!"
Про ковбоев: "А один лопнул от смеха и сказал: "Какая потеха!"
"Собачка весёлая, подпрыгливая!"
В марте. Оля: "Мне самым весенним месяцем кажется апрель. Скажешь "апрель" и как будто сундучок открывается и оттуда солнышко!"
Оле 7 лет
"Мы с Мариной все сказки Пушкина любим. Хорошо написал! Все сказки заканчиваются хорошо. И "Сказка о рыбаке и рыбке" тоже хорошо заканчивается. Живут своей жизнью. А корыто старик починит, он ведь невод сделал".
Вот такой трактовки я не встречала никогда! Обычно считается, что старуха сильно прогадала. А на деле - просто всё повернулось так, как должно быть. Не стоит жить чужой жизнью, не получится. Но горя нет, а всё справедливо. Рыбка жестоко не поступила, просто восстановила статус-кво.
Идём в садик, навстречу женщина, про которую Оля говорит, что она похожа на датскую королеву из журнала. Я спрашиваю: "Беатрикс?" Оля говорит: "Нет, у неё имя заканчивается не на стакатто, а на восьмушку". И точно: Маргрэт.
Марина после первого класса: "Знаешь, почему я не люблю хореографию? Там из девочек делают не принцесс, а дикарей. Попой вилять"
Анонс на ТВ: "Алёна ждёт ребёнка от Мая"
Оля: "Почему от Мая? Мужчины не рождают детей. От себя пусть ждёт!"
Пасха. Рассказ о том, какой это праздник и что приходил Бог к людям, вызывает вопрос, а видел ли кто Бога? Я отвечаю, что с того времени нет. Оля о Боге: "Так вот почему он не показывается людям, он боится, что люди с ним плохо поступят".
Я рассказала, что почти перевелись жаворонки, а птицы эти пели хорошо, небо звенело.
Минут через десять Оля спрашивает: "А какая птица умеет подражать голосам, как попугай?"
- Скворец
- А можно скворца научить петь, как жаворонок?
- Ну, скворец поёт не так, как другие птицы, он только подражает.
Оля: "Как синтезатор?"
По программе ТВ новостей сообщили, что красноярцы готовятся к зиме. Марина комментирует: "Как лесные жители!".
В аквариуме вдруг появилось много мелких рыбок, недавно родились, вчера ещё не было. Марина смотрит внимательно и спрашивает: "Это рыбий народ?" И мне становится ясно, что такое "народ". Ведь это те, что народились на свет, родились. Народы - дело такое. Слово-то какое простое!
Как-то читаю внучкам стихи Некрасова о детях, имея в виду трудную жизнь крестьян:
"...И шествуя важно в спокойствии чинном
Лошадку ведёт под узцы мужичок,
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам с ноготок..."
После прочтения этих строк вдруг слышу от младшей внучки: "Я тоже так хочу!"
И мнение моё резко меняется - я понимаю, что это вообще-то о счастье написано. Вот дали человеку в управление целую лошадку! Она, конечно, смирная, но маленький мальчик, как большой кормилец семьи, при таком серьёзном деле! Когда дальше читаем про пору сенокоса "Ваня в деревню въезжает царём", так сразу верится, что это именно так по ощущениям. Как же не хватает порою детям причастности к серьёзной работе!
Лошадок девочки видели только в парке, где катались на них. Но представить себе работу они смогли. И поняли, что такая жизнь, когда можно видеть коней, жить в деревне - это здорово.
Были в деревне четыре дня. Оля: "А в деревне кур не едят".
- Это почему?
- Да догнать не могут. Мы с Мариной хотели поймать и не смогли.
- А для чего их держат?
- Для красоты. Чтобы люди смотрели и думали: "Какое крепкое хозяйство!"
Где-то ведь успела поймать эти слова "крепкое хозяйство".
Марина определила, что мадонна Литта художника Леонардо да Винчи держит на руках младенца - Пушкина. Похож!
Оля задумалась: "Марина так много рисует! А что я делаю? От меня вообще культурного слоя нет".
Оля спрашивает: "Это кто на иконе?"
- Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья.
- А они божьи девушки?
Марина видела как трясогузка кормит птенцов. Рассказывает: "Птенцы так открывали рот, что чуть лицо себе не порвали".
Разговариваю по телефону с Олей: "Чем занимаешься?"
- Шью медвежонка.
- Тебя кто-то научил шить?
- Нет, это от природы.
В мальчика впился клещ, его повезли в больницу. Я рассказываю, что клещи бывают энцефалитные, опасные. Что сейчас в лаборатории определят, насколько ядовит клещ. Оля спрашивает: " А если окажется, что клещ не опасный, его отпустят в лес?"
Вообще-то справедливо было бы.