Поход без палатки. ч. 4 Первая ночёвка в лесу

Виктор Комосов
    После продуктивной ресторанной посиделки я довольный новыми впечатлениями  спустился в Ялту. Забрал сумки и поспешил в Алупку – первый пункт моего путешествия. Мне нужно было ещё до темна успеть выбрать и  обустроить место для ночлега. Зная окрестности, я отыскал уютную полянку в лесу над верхней дорогой. Основные критерии её выбора: скрытность (она находится в стороне от тропинок и окружена густым кустарником), наличие двух деревьев с таким расстоянием между ними, чтобы можно было повесить гамак. Недалеко от неё проходит водопровод с родниковой водой, словом, идеальное место для отдыха. Тактику базирования в этом походе я выбрал следующую. Нахожу участок для стоянки. В труднодоступном месте, чтобы избежать случайного обнаружения, организую тайник для вещей. И с маленькой сумкой, практически налегке, отдыхаю на берегу моря. Это обеспечивает мне полную свободу перемещения…… При закладке тайника выполняю обязательную страховочную процедуру. Кладу вещи на видном месте, недалеко от облюбованного укромного местечка. Затем оббегаю кругами этот участок, всё дальше и дальше удаляясь от точки закладки. Прислушиваюсь и присматриваюсь. И только убедившись, что в зоне прямой видимости никого рядом нет, произвожу закладку тайника. Маскирую место ветками, травой, листьями и камнями (т.е. любыми подручными предметами). Всё, теперь можно спокойно отдыхать.

   Ура! Я наконец-то спускаюсь к морю, чтобы с разбегу плюхнутся в его прохладную бодрящую пучину. Смыть усталость, накопленную за время городской жизни. Прогреть замёрзшую душу на раскалённой пляжной гальке. Всласть налюбоваться морской панорамой. Вдоволь наслушаться музыки набегающих на берег морских волн, шелестящих прибрежной галькой. «Вдоволь» - это несбыточное слово потому, что накупаться, наслушаться и наглядеться морем – невозможно. …………………………


    Наступил вечер. Мне уже пора идти на стояку – пока совсем не стемнело, но уходить не хочется. Потому, что это уже не просто вечер – это начало красочной звёздной крымской ночи на берегу Чёрного моря. Сижу ещё некоторое время на пляже, но мне неспокойно. По опыту знаю, что в лесу будет темнее, чем на открытом участке берега. Поэтому есть риск не найти место стоянки и особенно тайник с вещами - база-то новенькая, ещё необжитая. Мало того – в незнакомом лесу ночью можно слегка заблудиться. Проанализировав ситуацию, мой рассудок одержал победу над сладкой эмоциональной расслабухой. Спешно собираюсь и иду  к стоянке. На входе в лес легко отыскиваю начало тропинки. Захожу в него, и лишний раз убеждаюсь - насколько быстрее здесь селится ночь. Ещё в разгаре вечер, а ночь уже накрыла своим чёрным плащом лесную чащу. Чтобы попасть на свою полянку мне нужно правильно свернуть с тропинки. Дневные ориентиры в ночное время любят поиграть с путешественником в прятки. Но в этот раз память и наблюдательность меня не подвели. Пусть практически на ощупь, но я всё же точно вышел к стоянке и нашёл тайник. Всё, можно отдыхать. Только сейчас понял, как сильно хочу спать. Мне редко удаётся хорошо выспаться в поезде, поэтому я спешу погрузиться в глубокий лесной сон. Быстро раскладываю необходимые вещи, закрепляю на деревьях гамак, стелю в него немного надутый матрас, чтобы не холодило спину. Достаю одеяло. И укладываюсь спать, но не тут-то было.

   В эту первую ночь моего похода «не тут-то было» выглядело так. Только я лёг в гамак, как тут же треснул и покосился ствол сосенки, которая была у меня в ногах – моя постелька и провисла, покосившись. Оказалось, что днём я не заметил его подгнившего основания – «молодец», так спешил искупаться в море. Это сейчас  я супер опытный гамачник –  нарастил для удлинения дополнительные верёвочные концы, а тогда я был привязан в прямом и переносном смысле к заводским размерам крепления гамака. Эти два ствола идеально подходили по межосевому расстоянию. Вставать и искать в темноте новое подходящее место крепления гамака не имело смысла. Решил, что эту ночь уже как-нибудь перебьюсь, а днём отосплюсь на пляже, где-нибудь в тени волнореза. Надвинул на глаза кепку и попытался заснуть. Но тут возникло ещё одно «не тут-то было» - москиты. Это меня порядком удивило и раздосадовало. Сколько лет мы отдыхали в палатках на берегу моря и при этом приятным бонусом отмечали отсутствие комариного терроризма, такого привычного и «популярного» в наших лесах.  Может, причиной этого было то, что наши стоянки были расположены в сухих местах, близко к морю и вдалеке от пресных источников воды?

    Если бы я отдыхал менее дико, то застегнул бы противомоскитную сетку своей палатки и спокойно спал до утра. Но ещё дома я запланировал дичиться в этом походе. Поэтому пенять не на кого - принимай дикость сполна, корми или отбивайся, если жадина, от южных комариных родственничков. Ценой сна предпочёл быть жадиной. Всю ночь надвигал на глаза козырёк кепки и прятал незащищённые места под одежду. В общем, спать было некогда. Больше в таком ночном «сне» выматывало и раздражало само заунывное москитное нытьё. Поэтому от такого «отдыха»  устал больше прежнего. Желание в этот момент было одно, чтобы побыстрее наступил рассвет и закончил мои мучения. Но этой ночью для меня – человека изнеженного уютом городской цивилизации, сюрпризы не закончились.

    Долгожданное слияние с крымской природой происходило максимально эффективно. Поэтому возникло третье «не тут-то было» - таинственное присутствие посторонних живых существ. Стоило мне только ненадолго сомкнуть глаза, погрузившись в нервозную дремоту, как тотчас же кто-то рывком проносился через густые кусты или загадочно потрескивал ветками, подкрадываясь к моему гамаку. Может, какой-то бомж выследил меня и ждёт, когда я усну, чтобы тайком завладеть моими вещами? Но скорее всего, просто лес жил своей привычной ночной жизнью. Я понимал, что это стонут и кричат мелкие раненые звери, проигравшие сегодня вечную «игру» под «романтическим» названием «А кто у нас сегодня на ужин?!». Некстати, вспомнилось предостережение бывалых лесников о бешеных лисицах, которые заболев бешенством, теряют присущую им бдительность и не боятся даже подходить к людям и собакам. При этом могут напасть и укусить, а это чревато заражением и серьёзными для человека последствиями. Такие мысли пытались снять мой сон «как рукой», но тяжесть век была настолько тяжела, что я урывками продолжал дремать. Резко вскакивая при особенно громких и близких от меня звуках. Под утро, когда сон, казалось, уже одолел меня, по мне пробежался какой-то таинственный лесной незнакомец!? Ощущение от этого было очень бодрым. Он сбил с меня кепку и наступил мне на лицо своей мохнатой лапой, к счастью для меня он обошёлся со мной при этом без когтей. Я вскочил, но никого не успел заметить за этим занятием. Может белка, а может леший? Попробуй сейчас, пойми. Белка, вроде не ночной зверь? Хотелось бы всё это списать на приснившийся сон, но очень уж всё натурально получилось, особенно с кепкой.

   Наконец забрезжил рассвет. Так рано утром и с такой готовностью я ещё никогда не вставал, как в тот день. Причём, готовность была в прямом и переносном смысле. Я так вымотался за ночь, что был, что называется «полностью готов». Готов добрести до первой попавшейся скамейки в парке и заснуть от усталости. После такого эксперимента спать в лесу под открытым небом мне резко перехотелось.

   Но начался новый день в Крыму.  Взошло солнце и всё ожило, заискрилось красками. Внизу, ласкаясь, мирно плещется море. Спать перехотелось, и я рванул навстречу приятным ощущениям. С разбега окунулся в утреннюю морскую прохладу. Силы и бодрость в один миг вернула с лихвой морская вода. Почистил зубы. Пора завтракать. В те годы в крымских магазинах легко было отыскать молочную продукцию местных производителей. Крымское молоко, ряженка, сметана, сливочное масло были отличного вкуса и качества. Я выбрал симферопольскую ряженку и с удовольствием закусил её горячей выпечкой. Вернулся на пляж и всё утро провёл там. В жаркое обеденное время ушёл побродить по моему любимому алупкинскому парку. Потом поднялся в лес и организовал свой незамысловатый обед.

    Наполнил флягу родниковой водой, собрал ветки для костра, оборудовал удобное и пожаро-безопасное костровое место. Открыл банку консервов и съел её с хлебом. Поставил на огонь кружку с водой. В кипятке растворил кубик бульона и бросил туда лапшу «Мивину». Получилось подобие супа, которое неспешно было вычерпано до дна. Потом в этой же кружке удобно вскипятил воду для чая. Удобно потому, что это позволит тщательнее вымыть её при относительном дефиците воды и желания обременять себя мытьём посуды. При таком способе достаточно, предварительно, протереть чашку туалетной бумагой.

    Хотя после этого будет странно от меня услышать, что я в повседневной жизни являюсь чайным, винным и кофейным эстетом. Для меня очень важным является чистота и вид посуды, из которой я собираюсь пить напиток. Кофе предпочитаю пить из миниатюрных глиняных чашек, чай – из чистого прозрачного гранёного стакана в подстаканнике, коньяк или вино – из идеально чистого и прозрачного бокала, водку – из маленьких прозрачных рюмочек. Словом, всеми этими напитками, кроме кофе, я любуюсь на просвет. Потребляя их, я обязательно должен беспрепятственно видеть, как искрится свет в жидкости.

   Но это всё правила для цивилизованной жизни. В походе этих правил придерживаюсь по возможности, т.е. без фанатизма, а чай на ветру вообще лучше пить только из термокружки.

   Запил я горячим крепким чёрным чаем и этот обед. Вприкуску с печением. Это конечно не карагольские разносолы, но есть можно. Пусть еда однообразная, не очень полезная и не оригинальная, но решена главная задача – чрезмерно не отвлекаться на хозяйственные хлопоты. Сейчас правда, усиленно избегаю блюд быстрого приготовления потому, что здоровье не бесконечно и лучше немного повозится с той же натуральной кашей на сале, но не травиться «удобной» пищевой химией. 

(продолжение следует) http://www.proza.ru/2017/05/17/908