Поколение без прошлого

Иван Болдырев
В канун Дня Победы журналист одного из каналов центрального телевидения провел опрос молодых людей, как я понимаю, в разных городах нашей страны. Его интересовал один вопрос: что молодое поколение знает о Великой Отечественной войне. Результаты опроса оказались удручающими. Одни не знали, в какой день эта самая страшная в истории человечества война началась. Другие не могли назвать, где фашисты в первые минуты агрессии перешли нашу границу.

А уж о подвигах героев войны наши молодые люди вообще понятия не имели. Говорили то, что в голову пришло. В результате в их  предположениях Гастелло вовсе не повел свой подбитый самолет на колонну движущихся по дороге немцев, чем нанес противнику значительный урон в живой силе и технике. Зоя Космодемьянская кого-то отравила. За что и была повешена. Один из юношей сказал, что Сталинград был оккупирован. Ну и все остальное в подобном роде.
Журналист только задавал вопросы, никак не комментируя, не соответствующие истине фантазии молодых людей. Потом он сделал неутешительный вывод.
Следующее поколение вообще не будет знать, что такая тяжелейшая и кровопролитная для нашей страны война вообще случилась.

Ни единого слова укоризны в адрес юношей и девушек в этом страшном материале не прозвучало. Да и не было смысла их произносить. Молодые люди вовсе не виноваты в том, что они практически ничего не знают о Великой Отечественной войне.  Им можно сказать спасибо и за то, что они хранят в своей памяти хотя бы ту простую истину, что она была. И за это им можно низко поклониться. Им столько лет объясняли, что эта война чуть ли не национальный позор для нашего народа. Разве об  этом следует помнить и этим интересоваться?  Расширять свои познания об  этой войне? Зря только время терять и бередить свою душу.

Журналист одного из каналов центрального телевидения ни словом не обмолвился, кто виноват в том, что юноши и девушки нынешнего времени живут в полном неведении, или в извращенном представлении о народной войне, в которой в таком большом количестве гибли их деды и прадеды. Гибли, чтобы весь мир спасти от коричневой чумы. Их память чтить бы да чтить. Поклоняться до земли их беспримерному подвигу. А многие, очень многие обливают их память помоями.
Как теперь смотрят в глаза этому молодому поколению демократы первой волны? Это они, разваливая советское государство, развенчивали все и вся в нашей недавней истории. Это они продуманно и планомерно в средствах массовой информации начинали с того, что в самом начале развенчивали Главнокомандующего Вооруженными силами с 1941 по 1945 год Сталина. Вдалбливали всей стране, что это был бездарный военачальник. Что он планировал стратегические операции и анализировал фронтовые события по школьному глобусу.

И надо же было придумать такую нелепость. И самое удивительное, этой нелепости верили. Как верили и тому, что Сталин перед началом войны уничтожил всю военную верхушку, которая могла бы достойно противостоять фашистам.

Как только эта мысль глубоко укоренилась в головах советских  людей, была вброшена следующая порция разоблачений. Оказывается, расстрелянные военачальники и сами были отменными злодеями. Маршал Тухачевский  жестоко подавил кронштадский мятеж. В борьбе с антоновцами он же применял запрещенное газовое оружие. Особенно преуспели в разоблачительной кампании журналисты телепрограммы «Взгляд» и газеты «Комсомольская правда». Очень хотелось бы послушать их сегодня, как они воспринимают такое безразличие к Великой Отечественной войне у молодого поколения? Возможно, они уже теперь не  у дел. И не могут никак отреагировать на многие опубликованные ныне документы. А из них следует, что Сталина можно судить за его жестокость не так уж строго. Расстрелянные при его власти крупнейшие советские военачальники, оказывается, готовили заговор для свержения великого вождя и его окружения. И заговорщики, как явствует из документов, готовились расправиться с правящей верхушкой не менее жестоко. Вот такая она наша жизнь из века в век со дня появления высшего божьего создания на земле.

Сейчас можно только удивляться, насколько была продумана программа идейного низвержения советской власти в СССР. Как только по правящей верхушке прошлись сполна и людям приелась эта тема, настало время пройтись по известным  и почитаемым в стране людям рангом поменьше. Тринадцатилетний мальчик из глухой уральской деревни Павлик Морозов не сходил с языка многих и многих. Этот «звереныш» заслужил всеобщее презрение и проклятие за то, что дал следствию и суду показания на своего отца. По новой демократической морали отец в семье недосягаем для осуждения детьми. Что бы он ни делал -  не подлежит обсуждению его потомками.

Теперь, когда вспоминаешь эту дикость, становится муторно на душе. А было время, когда эта новая для наших людей истина воспринималась как откровение, восстановление справедливости. Правда, с таким открытием в семейном укладе жизни соглашались не все. К сожалению, теперь не помню имени женщины, которая не поленилась поехать на Урал, побывать в том самом селе, где жила семья Морозовых. К ее удивлению, в целости и сохранности в местном архиве нашлось судебное дело отца Павлика Морозова. Из него всякий любопытный может узнать, что мальчик не был никаким доносителем на отца. Отец Павлика работал в сельсовете. Выдавал направо и налево липовые документы. И приходил домой сильно пьяным. Дома он жестоко избивал свою жену на глазах у детей. Теперь каждый из читающих эти строки, спросите себя, что бы вы говорили на суде? Думаю, большинство оказалось бы на стороне матери.

Есть книга о Павлике Морозове. Но это художественное произведение. Автор в нем мог себе позволить развивать сюжет жизни тринадцатилетнего мальчишки по своим фантазиям. А есть судебное дело, где все -  строгий и правдивый документ. И из него следует, что отец мальчика был отменным негодяем, защищать и оправдывать которого было бы и подло и противно.

Материалы той женщины, которая ездила на Урал и знакомилась с судебным делом отца Морозова, были опубликованы в  журнале «Человек и закон». О Павлике писали много негативного в журнале «Огонек». Один из московских журналистов спросил у его редактора Коротича, как он воспринимает теперь давнее уральское событие в свете публикации в журнале «Человек и закон»? Коротич, не смущаясь, ответил, что документально все могло быть так, но сейчас нам нужен Павлик Морозов – доноситель на своего отца. Это, мол, помогает разобраться во вредной сущности советской морали.

А ведь были еще живы ближайшие родственники Павлика Морозова. Они знали всю правду о своей семье того времени. Они резко протестовали против оскорбительных публикаций. Но стране нужен был именно Павлик Морозов -  пионер и доноситель на своего отца.

Недавно по телевидению была передача из села, где жил и упокоился Павлик Морозов. Оказывается, на его земляков не подействовала клевета на мальчика. Они заботливо ухаживают за его могилой. Подростки  прячут рядом с ней в кустах свои записочки с заветными желаниями. Надеются, что покойный Павлик им поможет.

Такая же незавидная участь выпала и на очень многих героев Великой Отечественной войны. Были публикации о той же Зое Космодемьянской. Она тоже на самом деле не герой, а, как бы это помягче выразиться, недобрый человек. Ее вина оказалась посерьезнее Павликовой. Зоя, как написали сторонники разоблачений, сжигала дома в селе Петрищево, где и немцев-то не было. Будто бы ее взяли жители этого самого села и сдали немцам.

Разные варианты этого события можно найти в интернете. Несомненно одно: в ноябре 1941 года фашисты рассматривали окраины Москвы в бинокли. Положение в нашей стране было  критическое. Сталин издал секретный приказ: при отступлении, селения сжигать, а их жителей забирать с собой, чтобы отправить вглубь страны. Партизанам и диверсионным группам, уходящим за линию фронта, надлежало жечь дома, где обитают фашисты. Дабы они не имели нигде теплого приюта.

Жестоко и бесчеловечно? Да. И жестоко. И бесчеловечно. По законам мирного времени. В крестьянских хатах жили наши, советские, люди. Выжигая их утлые избушки – лишаешь их последнего пристанища.

Только вот оставшиеся в живых фронтовики, думаю, оценивают поступки Зои Космодемьянской иначе. За четыре года войны они насмотрелись такого,  о чем вслух говорить не принято. Недаром многие из нынешнего времени, когда вспоминают своих предков, прошедших тяжкими дорогами войны, говорят одно и то же: «Он не любил вспоминать о войне. И ничего о ней не рассказывал».
Автору этих строк примерно в десятилетнем возрасте приходилось работать с бывшими фронтовиками на колхозных полях. Мне поручалось на паре молодых не обученных ходить в ярме быков сгребать колоски, остававшиеся на земле после покоса. Хлеб убирали ручными косами. На этой тяжелой работе были заняты мужики. В обеденное время все приходили на полевой стан и ели из своих сумок скудную пищу. Косари снимали с себя рубашки, дабы охолонуть немного не летнем ветерке. Я во все глаза глядел на их оголенные торсы. Все они были помечены либо пулями, либо осколками от снаряда. Я пялился на мужиков с восторгом, женщины – с испугом и жалостью. «Ох, Матвей! Да как же тебя так. Господи. Господи. Да за что ж вам такие муки».

Потом под скирдом соломы или под подводой ложились немного отдохнуть. Разговаривали о всяком. И ни одного слова о  боях, в которых участвовали. Никто своей удачливостью и храбростью не кичился. Да и ордена они носили только тогда, когда за них платили деньги. Как только эта мизерная плата была отменена, фронтовики орденов практически не надевали. И о боях ни слова. Это стало для них табу. Думаю, ночами им постоянно снились ужасы войны. Думаю, они гнали от себя эти сны. Да только куда от них денешься.

Фронтовики знали, что от их пуль в уличных боях гибли не только фашисты. Шальные пули попадали в окна и в мирных жителей. Снаряды летели не только во врага. Случалось, что и в дома, где по углам от страха и ужаса жались люди. И далеко не всегда это были граждане противной стороны.

Совсем недавно нашу страну обвиняли всем миром в гибели мирных жителей сирийского города Алеппо. Мы отрицали этот факт. Но что-то не верится, что это так. Массовых потерь, может, и не было. Но мирные люди при таких ожесточенных боях все-таки гибли.

Да и американцы, что-то отрицали в этом плане. Не было, мол, бомбометания не по цели. А в чем-то соглашались. Ошибочка, мол, вышла. И это на войне шутейной по сравнению с нашей Великой Отечественной. Мы воевали, как умели. Как получалось. Но мы победы все-таки добились. И очень досадно и горько, когда находятся современные аналитики, которые в истории нашей войны и нашей победы копаются, чтобы найти все негативное. В девяностые годы прошлого века многие средства массовой информации  прошлись черной краской почти по всем известным героям Великой Отечественной войны. То молодогвардейцы совершили всего один поступок: украли из немецкого склада ящик с папиросами, или сигаретами. То Александр Матросов не бросался на амбразуру. А если и бросался, то без толку. Потоком пуль его должно далеко отбросить от этой самой амбразуры. Два писателя затеялись отрицать целесообразность защиты Ленинграда в многодневной блокаде. Дескать, она была не нужна. Лишние жертвы, а пользы никакой.

Совсем недавно эта гадкая мыслишка снова озвучивалась телеканалом «Дождь». Все мы знаем, с каким возмущением отреагировал наш народ. Празднуя День Победы он, наш русская народ, с большой горечью сознает, что воевали мы, напрягаясь из последних сил. Что необычайно велики наши потери. Такие мы уж упрямые и упертые. Ради правого дела готовы на все. Мне кажется, ни одному народу, кроме русского, не  по силам перенести такие тяготы и победить в неравной по всем параметрам войне.

А Зоя Космодемьянская, по мнению нынешних аналитиков фронтовых событий, виновата в том, что сожгла две хаты. По делу уничтожена лишь немецкая автомашина во дворе одной из хат. Попытка сжечь сарай старосты деревни кончилась ее задержанием.

 Зоя была красноармейцем. Это зафиксировано в архивных документах. Как красноармеец она выполняла приказ Верховного Главнокомандующего. Если верить тому, что девушка поступила неправильно.

Когда читаешь о событиях ноября 1941 года в деревне Петрищево, невольно вспоминаешь роман писателя Петра Проскурина «Судьба». Одна из главных героинь этого произведения сожгла в своей хате квартировавших там фашистов. По нынешним мирным временам, жестоко. Живьем зажарить людей. Рафинированные умники считают, что война должна касаться тех, кто между собой воюет. На самом деле, если идет война, она задевает буквально всех. И каждый в ней участвует. Участвует в меру своих возможностей и как может, в зависимости от обстоятельств. Героиня романа Петра Проскурина смогла внести свою лепту вот таким путем. Честь ей за это и слава.

По роману Проскурина был снят фильм. В нем роль главной героини блестяще сыграла актриса Зинаида Кириенко. И абсолютное большинство кинозрителей восторгались  этой сценой.

В последние без малого двадцать лет нас изо всех сил убеждают: герои Великой Отечественной войны вовсе не герои, а так, обычные люди, волею случая овеянные случайной славой. И командовали нами  маршалы и генералы вовсе не одаренные, а так, средней руки люди. И если суммировать все написанное и произнесенное  в средствах массовой информации, получается, что нам победа в войне как с неба упала. Невольно вспоминается Шота Руставели и его поэма «Витязь в тигровой шкуре». И строки из этого талантливого произведения: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». Очень хотелось  бы увидеть нынешних аналитиков, которые буквально по косточкам разобрали Великую Отечественную войну, как они вели бы себя в боевой обстановке? Только, как мне кажется, вряд ли бы они стали славою Отечества. Очень легко находить прорехи в делах других людей, но очень трудно обойтись без них самому.
Благодаря хлопотам и стараниям небезизветсного Сороса в наших школах появился учебник истории, в котором участию Советского Союза во Второй мировой войне, отведено, как мне помнится, всего три страницы.

Вот и итог напористой и планомерной деятельности наших демократов. Они могут с удовлетворением потирать руки. Дело сделано. Молодое поколение не имеет представления о Великой Отечественной войне. Получается так, что нынешние юноши и девушки оказались без прошлого. А, как еще в давние времена утверждали умные люди, если у общества нет прошлого, у него может не быть и будущего.