Социализм как система. Введение, ч. 5

Юный Ленинец
СОЦИАЛИЗМ КАК СИСТЕМА или ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ "СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПАРАДОКСОВ"

2. ВВЕДЕНИЕ

2.5 "РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ"

Если ту или иную задачи не удается решить с первого раза, это чаще всего означает, что не все ее условия были учтены должным образом. Не является в этом смысле исключением и задача перехода к социализму, первая попытка решить которую тоже не удалась по той же самой причине. Одно из неучтенных условий этой задачи будет рассмотрено ниже.   

Согласно Марксу, переход к социализму НЕИЗБЕЖЕН уже потому, что он ВЫГОДЕН абсолютному большинству людей. Правда, здесь есть одно «но»: при капитализме огромное большинство этого большинства поставлено в такие условия, при которых оно не способно самостоятельно осознать свою собственную классовую выгоду. Но Маркс полагал, что разобраться в этом вопросе трудящимся массам поможет РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПАРТИЯ, выражающая их ОБЪЕКТИВНЫЕ классовые интересы. В неизбежности же возникновения такой партии на определенном историческом этапе Маркс и его последователи ничуть не сомневались. А усомниться стоило бы, так как, ввиду некоторых особенностей человеческой ПСИХОЛОГИИ, создать партию, способную привести общество к социализму, весьма и весьма непросто.

С точки зрения ортодоксального марксизма, психология масс производна от их КЛАССОВЫХ интересов, классовые интересы – от общественного разделения труда, которое, в свою очередь, производно от объективных потребностей людей в средствах для жизни. Но психологические различия между людьми существовали, очевидно, и ДО возникновения классов. Поэтому логичнее было бы предположить, что, наоборот, различия в отношении людей к той или иной общественной системе обусловлены (по крайней мере, частично) тем, к какому конкретно из нескольких существующих ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ типов личности они принадлежат.

В частности, это касается и отношения людей к социализму, который, как уже было сказано, выгоден для БОЛЬШИНСТВА населения (если это ПОДЛИННЫЙ социализм, а не тот «реальный социализм», который имел место в СССР), поскольку он обеспечивает максимально быстрый рост суммы личных свобод всех членов общества. Но из того, что при социализме рост СУММЫ всех личных свобод максимален, отнюдь НЕ ВЫТЕКАЕТ максимально быстрый рост КАЖДОГО из ее слагаемых. А это означает, что вполне возможно существование МЕНЬШИНСТВА, для которого переход к социализму НЕВЫГОДЕН. И такое меньшинство, представленное ДВУМЯ описанными ниже психологическими типами личности, действительно существует.

ПЕРВЫЙ тип образуют субъекты (будем их условно называть "КАРЬЕРИСТАМИ"), зацикленные на своем мнимом превосходстве над другими людьми и на желании установить свое господство над ними. Уже отсюда ясно, какое может быть у "карьеристов" отношение к социализму, упраздняющему само понятие «господствующий класс».

ВТОРОЙ враждебный социализму психологический тип личности – "ЭГОИСТЫ", напрочь "забывающие" ради собственной выгоды об интересах других людей. В силу чего они НИКОГДА не подчинятся по СВОЕЙ воле социалистическому принципу «от каждого – по способностям, каждому – по труду».

Но главная проблема социализма заключается в том, что его ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ противниками являются также представители ТРЕТЬЕГО психологического типа личности (назовем их "КОНФОРМИСТАМИ"), составляющие АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО населения. Хотя "конформисты" объективно заинтересованы в переходе к социализму, они, тем не менее, зачастую действуют ПРОТИВ своих же интересов, будучи весьма податливым "материалом" для психологической обработки в интересах "карьеристов" и "эгоистов".   

И лишь представители ЧЕТВЕРТОГО типа личности – "ИДЕАЛИСТЫ" – не только свободны от асоциальных страстей "карьеристов" и "эгоистов", но и обладают, в отличие от "конформистов", надежным "иммунитетом" от психологического воздействия на них извне – умением САМОСТОЯТЕЛЬНО МЫСЛИТЬ. Именно "идеалисты" являются поэтому ЕДИНСТВЕННОЙ силой,  способной вести общество к социализму. Но эта их способность так и останется не реализованной, если им не удастся привлечь на свою сторону "конформистов". Что, учитывая политическую инертность и психологическую зависимость последних от "карьеристов" и "эгоистов", может стать реальностью ТОЛЬКО тогда, когда условия жизни подавляющего большинства населения станут совсем уж невыносимыми. Например, такими, какими они стали в России в 1917 году. К сожалению, партия "идеалистов" имеет шанс стать ПРАВЯЩЕЙ партией ТОЛЬКО в подобных ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ситуациях.

Отсюда вытекает "парадоксальный" вывод: вообще говоря, для общества было бы лучше, если бы революционная партия "идеалистов" оставались в ВЕЧНОЙ оппозиции к умеренно консервативной (но не реакционной!) власти. Однако возможность такого, повторим, в принципе благоприятного положения вещей зависит больше от власти, чем от оппозиции. При этом (еще один "парадокс"!), чем большей будет организационная готовность партии "идеалистов" взять власть в свои руки, тем больше шансов, что ей… не придется этого делать. Потому что идейно и организационно сильная оппозиция, вообще говоря, благотворно влияет на интеллектуальные способности власти и тем самым, в конечном счете, вынуждает последнюю делать то, что нужно обществу. Ну а если, тем не менее, у власти окажется недостаточно интеллекта (как было в том же 1917 году) для своевременного и адекватного реформирования устаревших общественных институтов, то ее насильственное отстранение оппозицией от дел будет меньшим злом для общества.

Таким образом, в любом случае партия "идеалистов" должна быть всегда готовой не просто взять власть в свои руки, а и употребить ее по назначению, как средство РЕВОЛЮЦИОННОГО перехода к социализму. Однако его успешное осуществление окажется невозможным, если партия "идеалистов" не будет обладать двумя весьма нетривиальными качествами. Во-первых, даже став правящей, она не сможет обеспечить всеобщее "принуждение к порядочности", если, как хранитель идеологии будущего социалистического общества-надличности, она сама не будет состоять ТОЛЬКО ИЗ ПОРЯДОЧНЫХ ЛЮДЕЙ. Ибо характер отношений ВНУТРИ партии "идеалистов" должен изначально служить ПРИМЕРОМ будущих социалистических отношений ВО ВСЕМ ОБЩЕСТВЕ. И, во-вторых, чтобы одержать победу в упорном и жестком противостоянии с непримиримо враждебными социализму силами "принуждения к НЕпорядочности", одной лишь порядочности мало; необходимы еще соответствующие ВОЛЕВЫЕ качества, которыми обладают, увы, далеко не все "идеалисты".

Отсюда ясно, с какой поистине беспрецедентной тщательностью партия "идеалистов" должна блюсти «чистоту рядов», не подпуская к себе, как говорится, на пушечный выстрел не только "карьеристов" и "эгоистов" (которые НЕПРЕМЕННО попытаются в нее проникнуть), но и "конформистов", и даже нестойких духом "идеалистов". Этим финальным утверждением исчерпывается содержание первой, вводной главы данного сочинения. В дальнейшем будет показано, что именно легкость проникновения в ленинскую партию элементов, чуждых и даже враждебных социалистической идее, стала ГЛАВНОЙ причиной краха социалистического проекта «СССР».  Также в дальнейшем будет исследована возможность защиты партии "идеалистов" от этой угрозы.