Свободное слово в соцсетях. Хорошо это или плохо?

Михаил Мороз
Часто приходится слышать  сетования о губительном влиянии Интернета  на формирование речевой среды у  наших детей. Иногда спрашивают, насколько справедливы эти сетования. А с появлением социальных сетей эти вопросы стали частыми и все более тревожными, потому что дети значительную часть свободного времени, даже в перерывах между уроками в школе, проводят в интернете, в том числе в соцсетях.

Определенного, или как нынче модно выражаться, однозначного ответа на этот тревожный ропот нет.

Понятно, что ничто не заменит живого общения между людьми. Когда «глаза напротив», душа рядом с душою собеседника, когда сердцем чувствуешь сердце иной стороны, то проявление чувств, эмоций, окрашиваются в живые слова, в их неожиданные формы, изобретаемые сразу, в ходе живого общения.

 Когда не было ТВ, Интернета, будучи по каким-то причинам разлученные далекими расстояниями, мы общались с помощью писем, самым древним и удивительнейшим способом общения. И в древних глиняных табличках, и в египетских папирусах, и в берестяных грамотах, и в бумажных рукописных текстах мы находим великолепные образцы письменной беседы между людьми. Перепиской выдающихся писателей и поэтов 19-20 века мы зачитываемся до сих пор, и она нас пленяет так, как не пленяет ни один самый занимательный роман. Впрочем, люди моего поколения с удовольствием обращались к этому незаменимому средству взаимосвязи. В письмах к родственникам, знакомым, любимым они старались подбирать каждое слово так, чтобы оно соответствовало правде, состоянию души, сердца, разума. Я, например, с удовольствием, если мне удается добыть чье-то старое письмо, читаю эти необыкновенные откровения. Даже и тогда, когда они, эти письма, написаны не совсем грамотным человеком, обыкновенным крестьянином, рабочим. В них много простоты, добродушия, правды, совестного отношения друг к другу, и эти отношения не позволяют явиться в  строчках писем  грубому, оскорбляющему слову, обнажающему   хамство и беспардонность пишущего…

Но что говорить! Этот век речевого общения уходит вместе с нами. Вместо нас и нашего общения приходят молодые люди с совершенно иным «инструментарием» речевой (если говорить по-научному сухо) коммуникации. И это надо принять как данность, в которой, однако, есть и  положительная сторона.

Мы сегодня можем наблюдать  появление в подростковой среде примеры непринужденного письменного общения. Об этом уже был разговор на страницах «ЛГ» в спецпректе «Словесник». Суть этого разговора вот в чем.

 В отличие от прошлых времен, когда не было Интернета, соцсетей,  письменный обмен между подростками был разве только в записках, переданных на уроке друг другу («Тонька – дура» - «Сам дурак!»), на стенах в подъездах да на заборах. Но и такой способ письменного обмена был, пожалуй, не столь массовым. Теперь непринужденное письменное общение приняло массовый характер. Можно смело сказать, что распространение Интернета вовлекло в раскрепощенное, простецкое письменное общение миллионы подростков.

 Хорошо это или плохо? Находясь в неформальной обстановке, не боясь «получить двойку» за письменное задание, ребята пишут всё, что вздумается, как захочется, без оглядки на орфографию, пунктуацию, речевые и этикетные нормы – «без руля и без ветрил».   Совершенно очевидно, что в «аськах» и «чатах», этой быстрой письменной болтовне (от английского chat – болтовня, беседа), можно рассмотреть  умения не только ёрничать, но и первые, едва пробивающиеся зачатки раскованно о чем-то писать. Это одна из тренировочных площадок для получения навыков естественной, не официозной письменной речи. И это хорошо, если еще раз сказать о массовой вовлеченности детей в письменную речь - совершенно безыскусственной, без всякого понуждения к ней.

 

 Но здесь, в этой «простецкости», в непринужденности кроется страшная опасность закрепления вопиющей безграмотности, бескультурья, излишней развязности, сужения умственных возможностей, оформления их в примитивные словесные образцы -  наподобие лексики ильфо-петровской Эллочки-людоедки, но только в письменном варианте. Пускать на самотек такую письменную свободу опасно. И это очевидно.

Как быть? Простите за банальности, но ничего другого нет, как взрослым самим показывать пример образцовой письменной речи, участвовать взрослым в этой переписке,  вытесняя речевой стеб, «олбанский язык», хамское слово. И  читать, читать, читать русскую классику. Вслух. С детьми. Каждый божий день.  И говорить – чисто, красиво, чтобы даже разговорные слова стали для детей примером образцовой речи и безупречного эстетического вкуса.