Мечта сбывается

Энрике Ду Амарал
 - Пап, пап, у тебя же есть уже деньги, ты можешь купить японский магнитофон?
- Такой, как у нас в Тегеране?
- Я бы хотел побольше, с колонками, чтобы звук хороший, чтобы хорошую музыку слушать.   Хочу деку.
- Давай, я приеду следующим летом, тогда куплю.
- Пап, пап, я хочу сейчас. Ты уедешь, а я вот стану слушать.
- Да у меня времени нет, от отпуска 2 недели осталось, когда мне бегать по магазинам? У меня дел по горло!
- Пап, я сам сбегаю, тем более, что в Москве всего одна такая «Березка», я как увижу что-то подходящее, тогда и купим.
- Что всего одна?
- Да, одна. 
- Ладно,   посмотри, что там, расскажешь.
     Попытаюсь объяснить, что такое  «Березка» и что такое «чеки», на которые велась там торговля.  В советскую эпоху, в эпоху  нехватки  большинства товаров,  особенно импортных,  существовали специальные магазины, торговавшие на «чеки». Эти деньги назвались «рублями Внешпосылторга», но это были другие рубли «валютные», да и выглядели они совсем иначе.  Магазины, торговавшие на «чеки», назвались «Березками».  Их существовало не там уж и много в Москве, чаще всего в них продавали импортную одежду, косметику, бытовую технику, которой не торговали в обычных магазинах, и такую недоступную большинству граждан японскую аудиоаппаратуру. «Чеки»  платили людям, работающим в советских представительствах за границей.  Счастливые обладатели этих  самых чеков (теперь к ним относилась и моя семья),  покупали   дефицитные товары в «Березке», а также они могли продать   свои  «чеки»  обычным  гражданам, не работавшим за границей. Те, несчастные граждане с удовольствием покупали «чеки» 1 к 2. Так сказать по самой дешевой и, как тогда считали, справедливой цене. Говорили, что можно продать и по 3, а где-нибудь в Грузии, и по 5 рублей, но это считалось слишком сложно и рискованно. Ведь   торговля чекам приравнивалась «к валютным спекуляциям» и за нее предусматривалась уголовная статья.   Поэтому,   продавали  только «своим проверенным знакомым»,  не жадничая, по 2,  и  я ни разу  не слышал, чтобы кто-то  пострадал  за продажу чеков. Таким образом, если Вы имели 100 «чеков», это значило что у вас 200 полноценных советских рублей, а это целая, как бы теперь сказали «средняя зарплата» за месяц.  В общем-то даже и выше средней.  Я это все рассказываю лишь для того, чтобы  стало понятно, насколько дорогой,   по-настоящему царский  подарок,   сделал мне мой отец. 
     После того, как Маслин подключил свою «Весну» к проигрывателю, я уже не хотел обычный магнитофон. Я хотел кассетную деку,  это когда отдельно магнитофон, усилитель и колонки. Я видел такую штуку у Кристины Лунстрем, когда оказался у нее в гостях, ее дека давала запредельного качества стереозвук, и мне хотелось такого же.
    «Березка», где продавалась техника, находилась далеко от Кутузовского, где-то на Сиреневом бульваре в Измайлово, и я поехал туда сразу же, как только получил согласие отца.  Ехать пришлось больше часа, сначала на троллейбусе до Киевского вокзала, потом минут 40 на метро и потом еще сколько-то времени на трамвае.     «Березка» стояла в тихом  месте на бульваре под старыми липами. С  замиранием сердца я зашел в нее.  Дело в том, что в такие магазины заходили только дипломаты, или какие-нибудь знаменитые эстрадные певцы, вроде Иосифа Кобзона.  Я же - всего лишь жалкий ученик 9 класса, и, если меня вдруг спросят, есть ли у меня чеки (а этот вопрос, как в одной из песен Высоцкого, вполне могли задать), я бы не знал, что ответить. Ведь тогда неминуемо последовал бы вопрос: «А откуда они у тебя?» - «Отец, дал».  Ну уж нет! Это из области фантастики. Тем более, что отец пока их мне не давал.  Но никто не обратил на меня внимания, да в магазине – никаких покупателей, только два продавца, скучающих за прилавком.  А вот сзади них на полках - во всем великолепии японские деки и усилители.  В то время аудиоаппаратуру -  деки делали из алюминия.  Аппараты   блестели таинственным недоступным светом, как алмазы, в магазине «Самоцветы».  Знаменитые, великие, недоступные: Sony, Pioneer, Toshiba, Technics, Phillips!  Боже! Неужели кто-то из них станет моим?  Но, как только мой взгляд упал на цены, я понял – нет, нет. Не бывать этому!  Никогда!  Сколько бы мой отец не зарабатывал, цена в 1500 чеков совершенно немыслима!  Ну, даже если купить самую дешевую за 1200, все равно это ничего не меняет.  Так как за эту цену можно купить только саму деку, а к ней обязательно нужен усилитель, и конечно же колонки.  Хорошо бы еще проигрыватель.   И все это вместе, это стоило столько – аааааа, нет! Даже думать об этом не хотелось.   Домой я вернулся совсем подавленный.  Родители,  конечно же,  это заметили,  и долго не могли понять,  что это со мной.
-  Что  случилось? – спросил   отец.- Получил двойку в новой школе?  Кажется,  ты никогда из-за двоек не расстраивался.
- Да нет, в школе все хорошо.
- Поссорился с Яблонским?
- Да ни с кем я не ссорился.
- Голова болит?   – спросила мама, потрогав мой лоб. - Температуры нет.      
- Да нет, нет, ничего не болит, -  отмахнулся я. -  Просто хочу спать.
     Дня через 2 отец сам вспомнил о моей мечте, и спросил:
- Ну что ты ездил в Березку? 
- Ездил, – довольно хмуро ответил я.
- Рассказывай, рассказывай .
     Отец стал раздражаться. Он не любил долгих и нудных разговоров. Любил, чтобы все становилось сразу ясно.
- Ты понимаешь, я не ожидал такого…
- Так что?   
- Очень дорого там все.
- Ну, так купи попроще что-нибудь.
- Там нет ничего попроще, там самая дешевая дека 1200.
- Ну,  это еще   можно потянуть.
- Ты понимаешь, - чуть не плача, сказал я.-  Она сама по себе не играет, к ней нужен усилитель, колонки.   
  - Знаешь, ты слишком много  хочешь.  Я могу выделить не это дело полторы тысячи, но ни копейки больше.  Ни копейки.   
     Я понимал, что отцу вся эта затея казалась совершенно глупой, пустой, у него в Тегеране был японский магнитофон, на котором он слушал Высоцкого.   Его совсем не интересовало качество звука, важны – слова. Вот что, важно.  Все остальное – ерунда.  Отец соглашался на покупку только, чтобы не расстраивать меня.  Понимая, какие это гигантские деньги я не стал канючить. Нет, так нет.   Вообще само словосочетание полторы тысячи чеков, что означало 3 тысячи рублей, - совершенно непостижимо для воображения обычного советского ребенка. Я считал себя богачом, когда у меня появлялся свой рубль. Я знал, что покупка шкафа за 200 рублей, для моих родителей - это очень серьезная покупка.    А тут.  3 тысячи! И тех не хватит! Нужно больше! Это немыслимо.  Это  даже не деньги, это «целое состояние» как говорили в старинных пьесах.  Ну и ладно. Черт с ним. Что тут поделаешь!  Через пару дней, когда отец куда-то ушел, мама сама вернулась к тому разговору: 
- Ты зря так сразу отказался от своей затеи.
- А что делать?
- Что делать, что делать? Нельзя же так сразу.  Ты  бы съездил туда еще раз. У нас же так везде, даже в «валютке», сегодня нет, завтра есть. Конечно, никто не покупает магнитофоны за полторы тысячи, вот они и стоят, пылятся годами, но ты узнай, может, появятся и другие.   
      После такого разговора, я стал ездить на Сиреневый  бульвар чуть ли не  каждый день. Сразу после уроков. Просто так,  рассматривал  недоступные мне деки.  Оказалось, что у них разные параметры, разные возможности. Еще там продавался катушечный магнитофон «Pioneer», который поразил меня своей совершенно запредельной ценой - в 3500 чеков.  Почему? Ведь катушечные есть и советские, и вполне свободно продаются, кажется, рублей по 200, а тут. Продавец уловил мой ошалелый взгляд: 
- Чему так удивляешься?
- Катушечник. Почему такой дорогой?
- Это профессиональная аппаратура.  Ее используют на стадионах. Очень мощный  хороший звук.
- И покупают?
- Нет,  стоит один вот экземпляр  уже год, только ты заинтересовался.
- Скажите, пожалуйста, а бывает что-нибудь подешевле,  чем то, что у вас  стоит. Чтобы не покупать отдельно колонки, и все остальное.
- Комбайн, -  c гордостью ответил продавец. -   Да. Это когда сразу в одном комплекте и проигрыватель, и кассетник, и усилитель, и колонки. Привозят их, но редко, и они долго на прилавке не стоят.  Их раскупают моментально. Приезжай на следующей неделе. У нас «завоз».   Может, повезет. 
     Через 3 дня, в понедельник, не дождавшись окончания уроков, я сбежал прямо в школьной форме на Сиреневый бульвар. Продавец не обманул. В «Березке» случился «завоз», на прилавках появилось много нового.  Магнитофоны, деки, стереосистемы. Я сразу увидел то, что мне нужно. «Pioneer», я знал эту фирму еще по Тегерану,  она считалась одной из лучших.  Комбайн, что-то вроде большого проигрывателя, в котором есть еще и радиоприемник, и такой вожделенный кассетник.  Аппарат сверкал алюминиевым блеском, манил множеством тумблеров,   переключателей, стрелочек, индикаторов, ручек регулировки звука, тембра, и бог знает чего еще. Он продавался вместе с огромными колонками, и стоил всего 1800 «чеков Внешпосылторга». 
                ------------------------
- Пап, пап, -  я начал канючить прямо с порога. - Появился там комбайн.
- Какой  еще комбайн? Ты что комбайнер?  Колхозник?
     Я не понимал, отец шутит, или он забыл о моей мечте.
- Дека, магнитофон.
- Ну и сколько?
- Тысяча восемьсот.
     При этих словах, лицо моего папы приняло скучающее выражение.
- Пап, ты пойми, ну там не только магнитофон, там и проигрыватель, и приемник.  Можно «голоса» слушать. 
     Я пытался, объяснить отцу, что «комбайн» ему тоже очень, и очень нужен.
- Да,….. но.
- Это, правда,  очень дешево, мне продавец сказал.
- Дешево? Неужели дешевле нет ничего?
- Не знаю я, но там сказали, что пару дней, и все раскупят. Всего два «комбайна»  осталось.   
- Ну ладно. – сказал отец нерешительно. - Только я не поеду, на этот, как он там…  этот ваш бульвар.
- А как же?
- Сам покупай, большой уже.  Комбайнер.
- Так, ты мне дашь деньги? 
- Дам, только больше не приставай.
     На следующий день я вообще не пошел в школу. Отец выдал мне 2 тысячи чеков, «для ровного счета», вдруг не хватит.  Страшно брать в руки такую кучу денег.  Спрятав купюры и в нагрудный карман рубашки, (четыре тысячи рублей, целое состояние!)  я помчался к троллейбусу, который довез меня до Киевского вокзала, потом метро, по прямой до станции «Первомайская», трамвай, и вот я в «Березке».  Есть, стоит мой  «Pioneer». 1800 чеков.   
- И колонки к нему?
- Да. Так вы покупаете, молодой человек?
- Покупаю.
- Тогда оплатите в кассе 1800 рублей. 
- В кассе, в кассе.
     Я так торопился, что чуть не забыл расспросить о важных особенностях новой аппаратуры:    
-  Как его подключать? 
- Очень просто. Все сделано с учетом наших розеток,  нашего напряжения. Нужно только колонки подключить специальными шнурами.  Они в комплекте.
- А переписывать с пластинок музыку? 
- Да, только не ставьте старые советские пластинки. Здесь  алмазная игла, от них она сломается. Только современные хорошие диски. Вы другую такую  иглу в Союзе  не купите.  Придется в Японию за ней ехать. 
- А как переписывать?
- Очень просто, ставите кассету, нажимаете на “Record” -  запись то есть. Да, кассеты наши советские тоже упаси вас бог ставить. Испортите головку. Ее даже не знаю, можно ли в Японии купить.  В общем,  нужно только настроить вот этой ручкой уровень громкости. Смотрите, чтобы стрелки сильно не зашкаливали в красную зону.  А то звук начнет «прыгать». Но и не делайте слишком слабый уровень.  Это тоже плохо.
Смотрите, на  каждую дорожку свой уровень. Еще есть комплект переходников, чтобы записывать с другого магнитофона.  Ну,  там разберетесь.  Вот демонстрационная  кассета. Давайте, проверим.
     Продавец подключил колонки, вставил какую-то кассету. «Комбайн» работал. Потом он покрутил  настройки радиостанций. -   Ловит.  Качество звука я оценить не мог, уж очень сильно я волновался. Тем более у меня оставалось еще лишних 200 чеков, и как я понимал, отец не станет требовать у меня «сдачи». На 100 я купил шикарные наушники тоже «Pioneer».  И еще блок кассет, с металлической пленкой “Maxell”, кто-то из понимающих знакомых, скорее всего старший Маслин, говорил, что это самые лучшие кассеты.  Ура! Ура!

Ди Папал.    

- Маслин, Маслин! Ты дома?
- Ну, раз я взял трубку, значит дома.
- Ты знаешь, что у меня теперь есть?
- Что?
- Ты просто офигеешь! 
- Ну чего там у тебя? 
- Ты можешь принести  какую-нибудь кассету?
- Какую к черту кассету?
- Ну, «Куин.»
- Так зачем?
- Все, купили мне.
- Что купили то?
- Комбайн, музыкальный центр, японский, просто отличнейший. Дека.   Приходи быстрей, мне нечего на нем слушать.  Я даже не могу проверить, работает ли  он.  Продавец сказал – старые советские пластинки нельзя, а у меня больше ничего и нет.
- Так там еще и проигрыватель? 
-Там все, и радио, и кассетник,  и проигрыватель.  Алмазная игла, самая лучшая!    
     Я привез свою драгоценную покупку домой на такси, довольно рано, когда родители еще на работе, а брат в школе.  Я таскал из машины   коробки с колонками  по одной,  складывал их в большую комнату и  очень боялся, что таксист попросту уедет с частью моего «комбайна.»  Но таксист не уехал.  Я так хотел купить комбайн, что даже не позаботился, как его везти из магазина. У меня оставались только чеки, «пятерка» и не одного нормального советского рубля. Таксист с радостью согласился взять у меня эти 5 чеков, и укатил совершенно счастливый.
    И вот я судорожно разрываю клейкую ленту со швов фирменных картонных   коробок, достаю из них упакованный плотно в пенопласт музыкальный центр, и 2 колонки.
Звонок в дверь.
- Маслин, привет. Заходи быстрей.
- Показывай.
   На полу в большой комнате, лежала моя аппаратура.
- Да, класс,-  сказал Маслин. - Я такой никогда не видел.
- Кассету принес?
- Да,   кстати, ты тоже сейчас офигеешь.
     Я только сейчас заметил, что в руках у него – диск.  Спрятанный между листами газеты «Правда».
- Вот смотри, - сказал Маслин.  - Если мой брат узнает, что  я его выносил из дому,  точно убьет. Ему дали послушать всего на один день.  Это «Ди Папал», совершенный забой.   Улет. 
     На диске я увидел пятерых волосатых мужиков, высеченных в скале.  И надпись «Deep Purple in Rock». Мы не особенно долго возились, подключая колонки, переключить на «проигрыватель»,  тоже оказалось просто. Вся аппаратура вместе с колонками стояла на полу. 
      И вот, Маслин осторожно установил диск, протер его, специально принесенной им бархатной тряпочкой, и новая алмазная японская игла медленно опустилась на поверхность винила.  Легкое шипение ... и вдруг, раздался какой-то жуткий шум, как будто бы старую, абсолютно ржавую какую-то фантастическую огромную телегу, с торчащими в разные стороны колесами и такими же ржавыми рычагами, пытаются сдвинуть с места таким же ржавым танком Т-34.  Я сначала даже испугался, что моя новая японская аппаратура сломалась, и хотел поднять иглу с пластинки, но Маслин с загадочной улыбкой остановил меня: 
- Слушай, – прошептал он.
     Скрип и грохот сначала нарастал,  но потихоньку эта жуткая какофония стала рассеиваться, как дым, и из глубины колонок возник чистый, кристальный орган,   такой, как  я слышал на детских концертах в Консерватории.  Точно Бах, церковный орган,  красивый, возвышенный. Мелодия  медленно пошла вверх.  И вдруг. Как гром: 
                «Бах,
                Бах, Бах,
                Ба, Ба, Ба,
                Ба Бах»
Какой-то дикий треск, и дикие вопли:
               
                Speed  King
                Speed King.   

     Голос в динамиках не пел, он орал, визжал, в одном месте он даже смеялся, скорее,  хохотал,   и сопровождал его неслыханный лязг.  Я не мог понять, нравится мне это или нет, я знал только, что никогда раньше ничего подобного не слышал.
- Вот это «Ди Папал», теперь любимейшая группа моего брата, -  с гордостью сказал Маслин, когда песня закончилась.
     Он поднял с диска иглу.
-  Ему дали диск переписать, - сказал Маслин. - Он переписал на «Весну», но там нет стереозвука, и запись так себе.  Я вот кассету принес, давай попробуем на твоем аппарате?  Как раз заодно и прослушаем всю пластинку.
- Давай.  А кассета наша?
- Обижаешь. Я бы не посмел. «Sony».
- Хорошо, а то мне сказали, что наши сюда ставить нельзя.
- Да знаю, я знаю.   
     Настроить запись, как и говорил продавец,   оказалось,   действительно очень просто. Мы отрегулировали уровень на обеих дорожках,   поставили первую песню. Записали.  Остановили, проверили, что получилось. Звук из колонок лился совершенно невероятной чистоты, особенно в коротком проигрыше органа. И это уже звучал не диск, а  только что сделанная  на кассету запись.   К тому, же это звучало стерео.  Маслинская «Весна», подключенная к проигрывателю, не давала такого эффекта.  И еще,  конечно,  громкость имела большое значение. «Ди Папал» мы слушали примерно на четверти возможной громкости, ради интереса усилили до половины, у меня заложило уши, еще чуть громче, и затряслась хрустальные рюмки, стоящие в Хельге.  Пришлось звук убавить.  Мы наслаждались новой музыкой на новой аппаратуре   часа 2. Мы переписали диск и на мою металлическую кассету Maxell, на ней я насколько мог аккуратно написал: «Deep Purple in Rock». И потом уже мелко, на специальном картонном вкладыше в коробке - названия всех песен по порядку. Так появилась моя первая собственная музыкальная запись. 
     Вечером   пришли родители .
- Ну показывай свое сокровище, – сказал отец.
- Вот. Смотри, – ответил я с гордостью.
-Так что, и будет тут на полу стоять?
- Да нет. Поставлю, вот сюда на подзеркальник, подумаю,  куда  лучше поставить колонки.
- А зачем они вообще?
- Пап, пап. Ну это же стереозвук, из одной одно звучит, из другой другое. 
- Разные песни одновременно? 
- Да нет, ну как тебе объяснить?  Ну вот гитара из одной, - голос из другой. 
- Все равно не понимаю. Ну ладно, поставь уж что-нибудь.
      Отец дал мне кассету с Окуджавой, он ее привез из Тегерана. Я ее и поставил. Кажется, ему понравилось, но восторга, подобного моему, он не испытал.  Для него   большее значение имели слова, чем стереозвук, лившийся из огромных колонок. Но он все равно казался очень довольным, потому, что я счастлив, и что больше не стану приставить к нему со своей аппаратурой.   Другими словами, эпопея счастливо завершилась. Включать родителям мою новую любимую группу «Ди Папал» я предусмотрительно не стал.   
    
Mistreated.
      
     В то время, мы не имели никакой возможности увидеть даже фотографий музыкантов, записи которых мы с таким упоением слушали.  И наше воображение весьма живо рисовало их лица, одежду, манеру двигаться и   вести себя на сцене. Время показало, что мы попали в самую точку с The Beatles и с Queen.  Но вот новая  группа -  Deep Purple меня озадачила, и даже поставила в тупик. Я никак не мог представить, что такую музыку играют люди.  Они скорее, казались, какими-то косматыми зверьми, с когтями и клыками.  Существами, которые не умеют разговаривать по-человечески, а только орут, орут так, что у окружающих закладывает уши.  На диске они собственно так и выглядели.  Главная их   черта – длиннющие волосы.  Но что удивительно,  весь  этот грохот мне  нравился.  В нем чувствовалась  виртуозность.  Длинные,  диковатые  проигрыши  напоминали джазовые импровизации.   И, несмотря на весь шум, я понимал, эти люди с классическим музыкальным образованием. По крайней мере, тот  человек,  который играл  на органе. Почти как в церкви. Вскоре у Маслина появились другие диски Deep Purple, особенно нам нравилась песня, которую Санек называл «Смок он Зе  Вутен»  (Smoke on the Water) , эти гитарные рифы я слышал и раньше,  давно летом в пионерском лагере после 5 класса. Их играл наш пионервожатый на гитаре. Классика, много раз игранная, но тогда я еще не знал, чьи это рифы.   
     Однажды Маслин старший принес концертный диск: «In Europe».  Настоящий концерт с аплодисментами, криками из зала, разговорами с публикой.  Из-за долгих импровизаций каждая песня длилась минут по 15 или 20, чего мы раньше  и даже представить то не могли.   Невероятно, чтобы   песня звучала так долго.  А как вопил их вокалист!  Как дикий зверь, попавший в капкан.  Откуда-то мы знали,   Deep Purple часто меняли вокалиста. Ударник, органист, гитарист оставались прежним, а вот певцы менялись несколько  раз.  Это вопил самый последний - Дэвид Ковердейл.    Голос мощный, громкий и хриплый. Он не жалел себя ни секунды.       
      Его вопли   заставляли работать нашу фантазию.  Как-то мы сидели у Маслина в большой комнате и слушали тяжелый, длинный, очень печальный, порой взрывной блюз «Mistreated».   О  чем же  так надрывно может выть тот человек из динамика?
- Денег нет, – провыл Маслин.
- Нет, нет, нет. Давно уж нет, – стал подвывать я.
- Ни капли портвейна, не то чтобы водки.
- Нет, нет и нет.   
- Премию не дали, сволочи.
- Что же я буду теперь делать?
- Как я буду жить?
- И что ж я буду пить?    
- А жена то ушла.
- Ушла, ушла, ушла ..
- Ушла навсегда. И больше уж не вернется.
- Никогда.               
- Ушла к прорабу ,  из пятой бригады,  к этому гаду.
- Ушла, ушла, ушла…….
- К прорабу, чтоб ему сдохнуть.
-  Старая шлюха…  шлюха, шлюха… чтоб ей…
     Идея с прорабом  показалась нам чрезвычайно остроумной. Мы оба начали потихоньку хихикать.  Мы уже хотели продолжить стенания несчастного мужика, как вдруг вбегает в комнату бабушка Маслина, вся бледная от злости.   Она все это время варила на кухне щи, но мы не подозревали, что наша громкая музыка ей мешает.    Она как закричит: «Это же невозможно!  Это же ужас какой-то! Этот ваш «Ди Папал» орет так, как будто ему в жопу засунули зажженный факел!»
        Тут мы с Масловым «заржали» в полный голос.  С годами я все больше убеждаюсь, насколько все-таки была права в своих остроумных суждениях эта добрая женщина.