Индейцы Флориды. Заключение

Игнат Костян
В заключение нашего повествования хотелось бы отметить, что печальная участь коренных народов Флориды есть скорее, как мне кажется, результат столкновение двух противоположных культур и ценностей нежели преступление, которое совершили по отношению к ним европейцы. Хотя однозначно утверждать это нельзя, ибо следствием такого столкновения все-таки был конфликт. Индейцы не были готовы в корне, и сразу изменить традиционный образ жизни и принять европейские ценности. Результат этого неприятия, порождал  у колонизаторов мнение, о  «второсортности» аборигенов, а также культурном и расовом превосходстве европейцев, не желавших уступать полуостров индейцам.
Однако говорить о целенаправленном геноциде индейцев Флориды развернутом якобы испанскими колонизаторами, лично я в отличие от многих других автором воздержался бы.  Геноцид как причину исчезновения культуры «поедателей моллюсков» я считаю отчасти анахронизмом, который культивировали англосаксы, на протяжении многих веков являвшиеся врагами Испанской империи.
Яркий пример тому интерпретация испанских первоисточников переведенных на английский язык, в которых многие события и факты целенаправленно искажались английскими переводчиками и интерпретаторами.  Например, на голландской гравюре ХVII века исполненной Теодором де Бри изображен дон Хуан Австрийский – испанский полководец ХVI века, незаконнорожденный сын короля Испании Карла V, который предает индейцев мученической смерти. Однако доподлинно известно, что дон Хуан никогда не был в числе завоевателей Нового Света.
ссылка на гравюру Подобным образом путем целенаправленной мистификации  и искажения действительности рождался миф о массовых бесчинствах творимых испанцами по отношению к аборигенам Флориды. Правда лишь в том, что испанцы далеко не были паиньками и проявляли жестокость в отношении индейцев, с целью решения своих меркантильных задач. Но не насилие с их стороны вызвало массовый мор и исчезновение культуры аборигенов Флориды, а завезенные испанцами болезни.
Основная миссия первых испанских экспедиций Понсе де Леона, Панфилио Нарваэса и Эрнандо де Сото, во Флориду, как полагает Д.Миланич, преследовала исключительно исследовательские, а не завоевательные  цели.  Испанцы намеревались изучить эти земли на предмет их пригодности для основания колонии, и ни в одном из испанских документов ХVI – ХVII веков нет прямых свидетельств или распоряжений относительно поголовного истребления местных индейцев, чего нельзя сказать о британских источниках более позднего времени. Например, де Сото имел  четкое указание короля Испании относительно того, что новая колония должна быть безопасной гаванью и базой для испанского Флота, а одним из необходимых условий этой безопасности король определил установление мирных, добрососедских отношений с местными племенами.
Но мы знаем, что не все племена через земли, которых проходили конкистадоры де Сото дружелюбно встречали испанцев. Обстоятельства вынуждали последних прибегать к насилию. Еще одной из причин, по которым де Сото учинял жестокости по отношению к индейцам, был временной фактор. Король отпустил ему всего четыре года  на исследования Юго-востока Северной Америки. За это время де Сото должен был не только изучить территорию, но и обратить индейцев в Христианство. Заметьте не уничтожить, а обратить. Так о каком геноциде вообще можно говорить? Да, обстоятельства складывались не в пользу де Сото, ибо менталитет индейцев не был способен сразу принять христианскую доктрину. Тогда де Сото прибегнул к апробированному испанцами методу, который они применяли по отношению к инкам в Перу. Он огнем и мечом приводил в повиновение непокорных. Далее, де Сото ошибочно полагал, что у индейцев Флориды также как и у перуанских инков имеется много серебра и золота. Но в отличие от инков, добровольно выдавших испанцам свои сокровища,  флоридские аборигены, почему-то, как считал де Сото, не желали добровольно расставаться со своим скарбом в пользу испанцев. По этой причине де Сото негодовал, и свое раздражение выказывал в форме насилия.
Когда де Сото ушел, то после себя он оставил не груды зарубленных мечами индейских тел, а опустошенные индейские города, которые обезлюдели  в результате оставленных конкистадорами болезней – оспы, коклюша, скарлатины, ветрянки, к которым у индейцев не было иммунитета.
Демографическая катастрофа стала драмой для многих племен Флориды, исчезнувших с лица земли спустя несколько лет после похода армады де Сото. Биологический шок индейцы Флориды продолжали испытывать и в последующие периоды в плоть до  начала ХVIII века, когда их популяция практически уже была сведена к нулевой отметке. По причине перенесенных эпидемий свинки, оспы, дифтерии легочной чумы и других заболеваний в период ХVI – ХVII века погибло, как свидетельству ряд  британских источников около 95% коренного населения Флориды.
Флорида действительно опустела и виновниками такого положения англосаксонская пропаганда сделала своего главного конкурента на континенте – Испанию.
Работа доминиканского монаха Бартоламео де лас Касаса «Кратчайшее сообщение о разорении Индий», опубликованная в 1552 году стала бестселлером того времени и в интерпретации англичан, голландцев и французских гугенотов периода 1579 –1700 годы, явилась основным документальным  инструментом для организации информационной атаки на Испанию. Хотя из контекста произведения видно, что де лас Касас всего-навсего рассказал читателю о противоречиях возникших в процессе христианизации индейцев и насильственных способах их обращения в Христианство, явно, по его мнению «недостойных христиан».
Любопытно еще и то, что в начале ХVIII века англосаксы совершавшие зверства по отношению к индейцам в своих колониях на территории Северной Америки зверствами их не считали, а наоборот, называли политику истребления индейцев «культурным преображением», или «волей Провидения». Именно англосаксы приказали своим союзникам индейцам крикам и ямаси добивать ослабленные племена коренных флоридцев, порабощать их, а тех, кто сопротивлялся просто стирать с лица земли, в то время как испанцы старались спасти остатки коренных народов, переселяя их на восток полуострова в район Сент-Огэстина, а потом и эвакуируя их на Кубу.
Все это, разумеется, не освобождает испанцев от ответственности за нанесенный своим влиянием ущерб популяции индейцев Флориды, но и не позволят однозначно и бескомпромиссно упрекать их в развернутом против аборигенов геноциде.
Английская, а позже и американская оккупация Флориды ХVIII – ХIХ веков привела к более грандиозным преступлениям нежели ранее совершенных испанскими конкистадорами. Единственная разница в том, что англичане, а потом и американцы, критику своих оппонентов, обвинявших их в геноциде аборигенов, поставили на коммерческую основу, создавая специальные информационные группы из числа членов масонских лож, которые неприкрытый геноцид обволакивали различного рода месседжами оправдательного характера.
Таким образом, разрешение научного спора о причинах столь стремительного исчезновения культуры «поедателей моллюсков» в течение 150 последующих лет после первых контактов с европейцами, склоняется в пользу антигеноцидной версии, то есть, преимущественно коренные народы Флориды вымерли в результате  занесенных европейцами болезней. Хотя никто из авторитетных ученых сегодня не отрицает смерть и страдания, причиненные европейцами коренным народам Флориды, тем не менее, большинство историков оспаривает тот факт, что геноцид, являющийся «преступлением с намерением», был на самом деле намерением европейских колонизаторов в Америке. Так, историк Стаффорд Пул писал: «Есть другие термины для описания того, что случилось в Западном полушарии, но геноцид не из их числа. Это хороший пропагандистский термин в эпоху, когда слоганы и выкрики заменили размышления и исследования; использование его в этом контексте обесценивает как сам термин, так и ужас, пережитый евреями и славянами, ставшими крупнейшими жертвами ХХ столетия».