На кухне, 2017

Юлия Шварцберг
Я мыла посуду, сосед рядом разделывал курицу.
Со стороны открытой двери доносился голос Навального. Что примечательно, звук шел не из моей комнаты. Это странно: мне казалось, что среди всего моего круга общения я единственная, кто смотрела фильм.

— Что думаешь? — осторожно спросила я.
— Что?
— Ну. Навальный.
— Голосовать за него не буду, — спокойно ответил сосед. — Но это уже слишком. Я обычно не хожу на митинги. Не интересно, да и политикой не интересуюсь. Но такие масштабы...
Из третьей двери выскочила соседка — Ира. Женщина не пожилая, но в возрасте, очень энергичная в своем любопытстве. Поинтересовалась, о чем мы это тут судачим.
— А Вы, что Вы думаете о митинге?
— О каком митинге? — насторожилась Ира.
— Народ гулять выходит. На Тверскую. Метро, скорее всего, перекроют.
— Надо же, — заохала Ира. — А я как чувствовала, что что-то случится, а про митинги впервые слышу. А что случилось?

А хорошо молчит российское телевидение.
Недаром говорят, молчание — золото.

— Да там Навальный...
— Не люблю его.
— Да я тоже, — нетерпеливо продолжил сосед. — Дело не в этом. Против коррупции митинг. Мы все привыкли, что они воруют, конечно, — но он доказал. Навальный. И, знаете, я пожалуй схожу завтра. Там просто какие-то невероятные суммы.
— Четыре гектара, — протянула я, полируя чашку. — Что это вообще такое? Я даже никогда не видела оливковых деревьев. Знаете, я, если так, не против обогащения людей — в конце-концов мы все к этому стремимся. Ну, кто не хочет себе дачу, хозяйство да винные поля? Но не за счет же благотворительных фондов. Сколько онкологических центров они могли построить. Сколько людей спасти. Да и разве государственная должность не предполагает ответственность? Или космическая программа...
— Это все провокация, — сказала Ира. — Вы никому ничего не докажете. Ничего не изменится. Да и не они, так другие воры будут. Мышление у нас такое.
— Абсолютно верно, — ответила я. — Но конкретно эти воры мне уже надоели. Хочется посадить Навального на пост и сказать: «Валяй, нам уже тупо интересно, что ты сможешь сделать с этим». Терять нечего. А раз терять нечего, то почему бы и не выйти?
— Вот именно. Никто ни во что не верит, Ир. Нам просто нечего терять.
— Ну, раз так, то берегите себя. Пойду Жанне скажу, чтобы завтра осторожной была.

***

— Главное, чтобы стрелять не начали.
— Думаешь, будут? Мне кажется, они промолчат, как молчали до этого. Интересно, как в СМИ выставят митинг. Парад в честь Святого Патрика? Государственный праздник. Или, как сегодня, в Минске: «В стране ничего не происходит».

Пауза.

— С коррупцией вообще возможно справиться?
— От тебя зависит. Курицу будешь?