звук. музыкальные инструменты. Частность 5

Любовь Звездина
Классификация музыкальных инструментов. Муратов Сергей Витальевич http://samlib.ru/m/muratow_s_w/musicalinstruments.shtml
Три признака классификации музыкальных инструментов:
- способ извлечение звука,
- источник первичного звука,
- резонатор.
КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
I. ИНСТРУМЕНТЫ САМОЗВУЧНЫЕ
А) с определенной высотой звука
В) с неопределенной высотой звука
II. ИНСТРУМЕНТЫ ОБОЛОЧКОЗВУЧАЩИЕ
А) с определенной высотой звука
В) с неопределенной высотой звука
III. ИНСТРУМЕНТЫ СТРУННЫЕ/ФРИКЦИОННЫЕ
А) скользящие
1. смычковые,
2. вращающиеся
класс ФРИКЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ делится на трение:
а) рукой
b) простым приспособлением (смычок)
с) при помощи механики (как у колесной лиры)
В) щипковые
1. с грифом,
2. без грифа,
3. с клавиатурой
класс ЩИПКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ делится на щипок:
а) рукой
b) простым приспособлением (плектр)
с) при помощи механики (как у клавесина)
С) ударные
1. с клавиатурой,
2. с колотушками.
класс УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ делится на удары:
а) рукой
b) простым приспособлением (палочкой, колотушкой)
с) при помощи механики (как у фортепиано)
IV. ИНСТРУМЕНТЫ ДУХОВЫЕ
А) лабиальные
1. поперечные,
2. продольные.
В) с тростью
1. с простой тростью,
2. с двойной тростью
С) амбушюрные (губные)
1. натуральные,
2. хроматические
а - кулисные
в - клапанные
с - вентильные
D) многоголосные
1. с клавиатурой
2. простые
класс ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ делится на дутье:
а) непосредственно дыханием человека в инструмент
b) дыханием в промежуточную воздушную камеру (как у волынки)
с) простой или сложной пневматикой (от гармошки до органа)
Твердые тела я расположил в том порядке, в котором проявляется их отношение к самому инструменту, т.е. от простого к сложному.
1 подкласс - СВОБОДНЫЕ ТЕЛА (нет жесткого крепления к инструменту), которые К.Закс назвал идиофонами
а) массивные (как у ксилофона)
b) трубчатые (типа оркестровых колоколов)
с) выпуклые (от ложек и тарелок до церковных колоколов)
2 подкласс - ЯЗЫЧКИ (пластины, закрепленные с одного конца)
а) свободные (как у варгана)
b) проскакивающие (как в баяне)
с) бьющие (кларнетовые или гобойные)
3 подкласс - СТРУНЫ, который я не делил на группы.
4 подкласс - МЕМБРАНЫ, которые могут быть
а) растяжимые, закрепленные с двух сторон (губы духовика, береста)
b) растяжимые, закрепленные по периметру (как в барабане)
с) нерастяжимые (поющая пила)
5 подкласс - СВИСТ (воздушные завихрения от краевого эффекта) могут быть при:
а) поперечном вдувании в трубу
b) продольном вдувании в трубу (или в бутыль)
с) в свисток (особой конструкции мундштук духового инструмента)
Я специально не оговариваю материал, из которого сделан тот или иной первичный источник звука, т.к. их такое множество, что только усложнит и запутает классификацию, например, струны для скрипки могут быть изготовлены из различных металлов, синтетики или натуральных жил.
Как уже сказано, я использую два вида резонанса: трубы и коробки.
А - ТРУБЫ. Независимо от формы и материала, из которого они сделаны, все трубы можно разделить на три группы:
а) постоянного размера (как в органе, трембите)
b) удлиняющаяся (как в тромбоне и трубе)
с) укорачивающаяся (за счет отверстий вдоль инструмента как в кларнете и флейте)
В - ЯЩИК. Конечно, это образное определение той конструкции, которую мы можем наблюдать и у скрипки, и мандолины, и рояля. Главным для меня является отношение его к окружающему воздушному пространству и некоторые характерные черты конструкции:
a) открытый (бубен)
b) закрытый (как у скрипки, гитары или двустороннего барабана)
с) котлообразный (мандолина, литавра)
При желании можно продолжить как более подробное разветвление этих двух резонаторов, так и добавить к имеющимся что-либо новое, например: струны, полость рта, пластины и др. Все это не поломает предложенную схему, а только уточнит некоторые детали.
В своей классификации я так же не уточняю акустический характер резонатора. Известно, что резонаторы бывают широкополосные (как у струнных инструментов, которые резонируют все частоты) и узкополосные (духовые инструменты, литавры), резонирующие только определенный тон, на который настроен данный резонатор. Помимо того, существуют резонаторы, которые частично влияют на высоту первичного источника звука как, например, у баяна.
К первым относятся различного рода "ящики", ко вторым струны, трубы и некоторые типы "котлов". Влияние на высоту первичного источника звука оказывает и такой резонатор, как полость рта.
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ КОДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКА
I. Удар:
а) рукой
b) простым приспособлением
с) механика
II. Щипок:
а) рукой
b) простым приспособлением
с) механика
III. Трение:
а) рукой
b) простым приспособлением
с) механика
IV. Дутье:
а) дыхание в инструмент
b) дыхание в промежуточный резервуар
с) пневматика
ИСТОЧНИК ПЕРВИЧНОГО ЗВУКА
1. Свободные тела
а) массивные
b) трубчатые
с)выпуклые
2. Язычки
а) свободные
b) проскакивающие
с) бьющие
3. Струны
4. Мембраны
а) растяжимые, закрепленные с двух концов
b) растяжимые, закрепленные по периметру
с) нерастяжимые
5. Свист от краевого эффекта
а) при поперечном вдувании
b) при продольном вдувании
с) в свисток
РЕЗОНАТОРЫ
A. Труба
а) постоянного размера
b) удлиняющаяся (за счет дополнительных трубок)
с) укорачивающаяся (за счет отверстий)
B. Ящик
а) открытый
b) закрытый
с) котлообразный