Величайшая из всех войн. Б. П. Вадья

Ольга Крубер-Федорова
Любая семейная вражда, классовая борьба, междоусобная война и любой религиозный крестовый поход являются лишь отражением разветвленной вечной борьбы между высшим и низшим «я» человека.  Для ученика оккультизма одним из самых ранних уроков является осознание того, что битвы во внешнем мире являются лишь темными копиями войн, бушующих внутри нас.  Значение и влияние малых и великих войн никогда не будет понято, пока не будет воспринята эта великая истина. Не было бы мировых войны, если бы не было в мире классовой борьбы, ненависти вероучений и кастовых предрассудков.  В обществе не было бы конкуренция между молодыми и пожилыми или между мужчиной и женщиной, если бы существовали правильные семейные отношения.  Таким образом, мы находим человека, который воюет с соседями и ближайшими родственниками, потому что его руки сражаются с головой, ум с сердцем или гордость противится его принципам. 
Постоянно ведётся борьба между нашим материальным и духовным «я».  Ученики теософии знают о характере этой борьбы, и вдумчивые ученики приобретают знания об относительной силе воюющих сторон и соответствующих источниках вербовки и восстановления сил, пока битва ещё продолжается.  Все мы знаем, что, в конечном счете, Дух должен восторжествовать над Материей, Мудрость над Неведением, а Любовь над Ненавистью. Только теоретическое понимание приносит мало пользы, в то время как ненависть поглощает любовь, разжигая огонь похоти в нашей собственной природе. 
Мы не только знаем о том, что в нас постоянно идет борьба, но что её надо вести до победы, пока Свет мудрости не вырвется из наших сердец и не рассеет тьму невежества, и пока Любовь не излучит свою справедливость и блаженство из наших умов, обнаруживая порядок посреди хаоса.  Просвещенное сердце и сострадательная голова являются признаками духовного человека, который выше, больше и благороднее доброго человека разумного ума и сострадательного сердца.  Необходимо понять различие между хорошим человеком и духовным человеком.  Как серьёзные приверженцы теософического учения, мы оставили явную порочную жизнь и понимаем различие между ней и высшей жизнью.  Тем не менее, мы склонны ошибочно принимать отрицательную добродетель за жизнь духа.  «Недостаточно того, чтобы вы подавали пример чистой, добродетельной жизни и терпимого духа;  это – всего лишь отрицательная добродетель, и для чела никогда не подойдёт», - написал однажды Учитель.  Совершенно другим и более высоким, чем отрицательная добродетель, является позитивная духовность. 
Наши добродетели и пороки делают нас по очереди хорошими и плохими.  Равновесие, посредством чего они управляются и превращаются в способности роста и служения, может быть достигнуто, если будет проявлена позитивная духовность.  Подобно тому, как человеческая любовь выше и превосходнее похоти, а похоть, постоянного подпитывающая сама по себе, не может стать любовью, так и Божественная Духовность имеет более глубокое и редкое качество, чем человеческая добродетель, которая также от простого увеличенная, не рождает  Дух Мудрости.  Разница между хорошим и плохим – это что-то, что определяет природу;  а пропасть между добродетелью и духовностью не является одной лишь степенью. 
Ясное интеллектуальное понимание этого факта является очень полезным. Воин получает дополнительный импульс для борьбы, если он теоретически понимает суть злобной природы своего врага; он борется, прилагая больше сердца, если он усваивает это понимание. Такое усвоение является прекрасным полезным качеством, без которого почти невозможно победить нашу низшую природу.  Столь необходимые для ведения борьбы постоянство и стойкость рождаются в наших сердцах.  Понимание нашей философии разумом не приносит нам той жизненной энергии, которую даёт сердце. Освоение учения – это часто используемая фраза.  Его психологическое значение обычно не ощущается.  Давайте постигать силой сердца существенное различие между добродетельным и духовным человеком.
Борьба между хорошим и духовным во внешнем мире выражается в нас конфликтом обязанностей.  Есть люди, которые выполняют «работу долга», и не знают этого, потому что в них конфликт обязанностей никогда не возникал.  Добродетельные люди этого мира, лишенные понятий о росте души и духовном прогрессе, лучше понимают истины жизни, чем те, в чьей собственной вселенной происходит конфликт обязанностей.  Только тогда встают трудные вопросы: «Кто я?» «Каковы мои отношения с другими?» Хорошая мать будет оставаться доброй, пока обстоятельства не заставят ее задуматься о мудром или не мудром отношения к своему собственному ребенку, или о справедливом или несправедливом отношения к чужим детям.  Конфликт обязанностей открывает перспективу мира Духа. 
Правильный баланс, достигнутый между различными конфликтующими обязанностями, превращает наше добро в духовность.  Высшая жизнь состоит в правильной адаптации наших различных обязанностей к гармоничной Дхарме, посредством чего проявляется свойство нашего Эго.  Всё и все существа имеют свои соответствующие свойства, некоторые аспекты которых стали активными, другие аспекты все еще находятся в состоянии латентности.  Как проявляются латентные аспекты наших качеств, они часто сталкиваются с качествами, уже нашедшими объективное выражение.  Таким образом, возникает конфликт обязанностей.  Наша дхарма – великое слово, на которое необходимо медитировать – является средством нашего становления.  Мы то, что мы есть, благодаря нашей дхарме.  Исполняя дхарму, мы растем.  Мы становимся иными, чем мы есть сейчас.  В этом заключена основа внутреннего роста или конфликт между противостоящими и устойчивыми силами. 
Силы Духа выдерживают натиск.  Они превосходят силы зла и добра.  Борьба с нашей низшей природой часто трактуется как борьба с порочными тенденциями.  Однако не всегда признается, что мы страдаем от недостатков наших качеств, что является трудно преодолимым препятствием, потому что, как правило, мы ищем и находим этому оправдание. Мы осуждаем даже самих себя за явные проступки.  Если по кармической склонности или по другим причинам, относящимся к области оккультизма, в нашей повседневной жизни происходят греховные осаждения, мы можем распознать их как таковые.  У нас осталось достаточно благопристойности, чтобы понять, что зло есть зло, а проступок – это неправильно.  Бывают осаждения преувеличенных добродетелей и уродливых привычек.  Трудно понять такое преувеличение и уродство.  В связи с этим возникает конфликт теософских обязанностей. Единственной силой, которая может спасти нас от заблуждения, является понимание нашей философии сердцем. 
В нашем стремлении изучить различные этапы философии мы иногда забываем, что существует практический метод самого исследования.  Разумеется, мы должны обладать достаточным знанием общих принципов и предположений.  Но это не должно помешать начать внимательно изучить те специфические теософские положения, которые дают ответы на наши личные проблемы.  У нас есть личность, которая изучает пути Безличного.  У неё есть устремления, которые мы хотим разрушить.  У неё есть способы выражения, которые мы хотим изменить.  Серьезный человек, который хочет прожить не напрасно, должен научиться выбирать из обширного корпуса наших учений конкретные доктрины, которые помогут ему в борьбе против его низшего эго.  Все наши проблемы, будь то «Эго» или личность, духовное «Я» или «я» материальное, решаются нашей философией.  В ней рассматриваются бесконечные сложные случаи разума и нравственности.  С помощью различения мы должны искать те случаи, которые являются лекарством для наших конкретных болезней. 
Ведение постоянной борьбы против нашей низшей природы должно быть научным процессом.  Для многих из нас это вопрос настроения.  Простое желание сохранить тело здоровым не делает его здоровым.  Научное понимание и применение телесных законов оказываются эффективными также для психического и духовного здоровья.  Специальное исследование с этой точки зрения устраняет препятствия, которые создаёт конфликт обязанностей.  Наша низшая природа состоит из жизней более низкого уровня эволюции.  Наши высшие природные организмы построены из интеллектов более возвышенного типа.  Каждый пытается проявить своё соответствующее ему свойство - дхарму, отсюда вечный конфликт. 
Наша телесная и чувственная природа взывает к своей собственной жизни.  Наши чувства жаждут самовыражения.  Наши умы испытывают танталовы муки, когда мы обуздываем и контролируем их естественную жажду.  Эти составляющие нашего низшего я обладают собственными свойствами.  Среди них бушует война, что видно в неудовлетворенности развитых личностей, лишенных энергии духа.  Когда Огонь Высшего Я с его Сострадательным Разумом, Освещающей Интуицией и его Творческой Силой Воли касается нижнего я, мы испытываем серьезное беспокойство.  Когда изучение и практика теософии делают борьбу более ожесточенной, давайте не сдаваться и не впадать в беспорядочную депрессию. Давайте не будем забывать о понятиях, связанных с этической проблемой конфликта обязанностей.