Индейцы Флориды. Краткий обзор литературы

Игнат Костян
Изучение общества североамериканских индейцев в США по сей день является одной из приоритетных задач американской антропологии. Исследователи начали интересоваться индейцами еще тогда, когда  впервые европейцы вступили в контакт с ними. Примерно с середины XIX столетия зарождается новая научная дисциплина американистика  – наука об истории, а также о материальной и духовной культуре индейцев.
Тема североамериканских индейцев, также, по-прежнему остается актуальной и в русскоязычной индеанистике. Сегодня в отечественной этнографии накоплен определенный опыт изучения культуры, религии, а также социально-экономического уклада большинства аборигенных народов некогда населявших Северную Америку.
Основной вклад в изучение индейцев США внесли выдающиеся исследователи Ю.П.Аверкиева, А.В.Ващенко, Ю.Е.Березкин, Е.А. Окладникова, А.В.Гринев.
В последнее время на поприще научной и любительской индеанистики проявили себя такие авторы как А.Зорин, О.Данчевская, А.Ветер (Нефедов), С.Юров, Ю.Стукалин, Ю.Котенко, А.Берков, А.Блих, И.Костян, предпринявшие попытку адаптировать многочисленную англоязычную историографию под запросы современного русскоязычного читателя. Однако тиражи работ этих авторов, за исключением возможно Ю.Стукалина не превышали 100 экземпляров. Причина подобного положения кроется в отсутствии достаточного финансирования авторских проектов. Да и то, к слову сказать, изданный минимум не находит должного отклика в среде тех, кто относит себя индеанистам, то есть к той категории «любителей индейцев», которая априори должна находиться в авангарде читателей. Большинство индеанистов в своем развитии продолжают оставаться на уровне «Красного вестерна», когда их умы и представления об индейцах занимали  фильмы с участием Гойко Митича и в лучшем случае книги Фенимора Купера и Майн Рида. Некоторые же «всезнайки» темы индейцев принципиально игнорируют живую, цельную книгу, предпочитая обогащать свои знания разрозненной информацией из сети Интернет. Но, тем не менее, русскоязычная литература по индеанистике, несмотря на невысокий уровень востребованности читателей продолжает развиваться, и интерес к ней не снижается.
В данной работе речь пойдет об коренных аборигенных народах и племенах Флориды, которые населяли ее территорию в границах современного штата в доисторическую эпоху своего развития, а также в колониальный период, то есть ХVI, ХVII и первая половина ХVIII века.
В этой связи, хочу обратить внимание на то, что, возможно, мне пришлось обмануть ожидания некоторых читателей, рассчитывавших прочесть в данной работе об индейцах семинолах. Сразу отмечу, что семинолы не попали в концепцию повествования, по той простой причине, что исторически они не относятся к коренным народам Флориды и этнически представляют конгломерат различных пришлых во Флориду в конце ХVII начале ХVIII веков других индейских племен, а также чернокожих рабов, которые на этой территории смешались не только между собой, но и с остатками коренных народов, против которых в сущности, и была направлена их экспансия.
Большая часть литературы используемой мной для написания этой книги переведена с английского языка, поскольку материал на русском языке по проблеме коренных народов Флориды практически отсутствует. Заранее приношу свои извинения читателям за возможную неточность в переводах, а также интерпретацию мною некоторых мнений зарубежных исследователей, на которых я ссылаюсь.
И так, Флорида географически относится к Юго-восточному ареалу североамериканского континента, а племена, обитавшие на ее территории в доисторические времена к народам, которые в научной литературе принято называть «строителями курганов». Курганы или маунды (англ. Mound) Флориды – это земляные насыпи, а также сооружения из смеси глины, камней и ракушечника различной конфигурации, которые использовались индейцами в качестве платформ, на которых возводились святилища, дома вождей, а также могильников, где погребали покойников.
Все без исключения коренные народы и племена Флориды в основной своей массе относились к культуре охотников и собирателей. Их выживание преимущественно зависело от эксплуатации морских и водно-болотных ресурсов полуострова. Наиболее экономические развитые племена наряду с охотой и собирательством профилировали земледелие.
Более подробно хозяйственно-культурные типы коренных индейцев Флориды будут рассмотрены нами ниже.
Источниковедческую базу данной работы составили дошедшие до нашего времени хроники и мемуары испанских, французских и английских путешественников, которые являлись участниками правительственных экспедиций направляемых для исследования земель Нового Света.
Например, описание хода первых двух экспедиций (1513 и 1521 гг.) во Флориду Хуана Понсе де Леона  принадлежат замечательному испанскому историку того времени Антонио де Эррера Тордесиласу (Antonio de Herrera y Tordesillas), в распоряжении которого оказались дневники и судовые журналы, которые он опубликовал в 1601 году под названием «Historia general de los hechos de los castellanos en las Islas y Tierra Firme del mar Oc;ano que llaman Indias Occidentales»(Общая история и факты пребывания кастильцев  на материке и морских островах Вест-Индии). Эта работа коротко названная «D;cadas» получила известность в Испании и считается одним из лучших произведений времен завоевания Америки.
Незаменимым подспорьем в написании данной книги, а также в изучении первых контактов испанцев с представителями аборигенных народов Флориды послужила работа Альваро Нуньеса Кабеза де Ваки названная им «La Relaci;n» (переводиться как «доклад» или «отношения» – И.К.)  позднее опубликованная под названием «Naufragios» (Кораблекрушение). Указанный источник является официальным отчетом о путешествии, которое совершил де Вака через Флориду в составе экспедиции Панфилио Нарваэса в 1528 году. Впервые это произведение было опубликовано в 1542 году и волновало читателей на протяжении многих лет. Эта работа также имеет большое  научное значение, ибо де Вака в ней раскрывает характер первых впечатлений испанцев от встреч с туземцами Флориды, их языке, одежде и нравах.
Экспедиция Эрнандо де Сото 1539 – 1542 годов считается первым значимым контактом европейцев с индейцами Юго-востока Северной Америки и Флориды в частности. Армада испанских конкистадоров за четыре года прошла по территории Флориды, Джорджии, Алабамы, Северной и Южной Каролины, Теннесси, Миссисипи, Луизианы, Арканзаса и Техаса. Для историков, археологов и этнографов описание данного путешествия, которое вели хроникеры де Сото, поистине являются уникальным этнологическим материалом. Эти документы составили целых два тома свидетельских записей об аборигенных культурах, многие из которых, вскоре после контакта индейцев с командой де Сото, исчезли с лица земли.
В этой связи можно отметить хроники, которые вел член экспедиции Луис Эрнандес де Бидма (Luys Hernandez de Biedma). Его описание этого путешествия было опубликовано в 1904 году в Нью-Йорке под названием «Narratives of the career of Hernando de Soto in the conquest of Florida as told by a knight of Elvas, and in a relation by Luys Hernandez de Biedma, factor of the expedition» («Рассказы о карьере Эрнандо де Сото завоевателя Флориды, записанные хронистом Луисом Эрнандесом де Бидмой со слов рыцаря Элваса»).
Немаловажное значение в вопросе изучения девственных культур флоридских индейцев времен экспедиции де Сото для историков имеет работа перуанского историка того времени Гарсиласо де ла Веги по прозвищу Эль Инка (el Inca Garcilaso de la Vega). Долгие годы де ла Вега  по крупицам собирал всю информацию касающуюся хода экспедиции де Сото. Он проанализировал практически все доступные хроники этой экспедиции, сделав множество личных комментариев к ним, в результате чего родился его бессмертный труд «La Florida del Inca» («Ла Флорида-дель-Инка») впервые опубликованный в Лиссабоне в 1605 году и ставший международным бестселлером. На английский язык это произведение впервые было переведено и опубликовано в 1951 году. Современные американские исследователи Джеральд Миланич и Чарльз Хадсон сегодня увидели в этом повествовании много несоответствий по причине нарушения последовательности в описании самого хода экспедиции де Сото, а также географии расположения индейских поселений. По их мнению произведении де ла Веги в большей степени можно отнести к литературным источникам нежели к научным, что в принципе не умоляет их значения. Историк Лэнгфорд характеризует «Ла Флориду» де ла Веги как «сборник легенд и рассказов», составленных автором на основе устных свидетельств некоторых участников экспедиции де Сото.
Одним из самых ценных источников периода первых контактов европейцев с индейцами Флориды являются мемуары Эрнандо де Эскаланте Фонтанеды (Hernando de Escalante Fontaneda) написанные им в 1575 году.
В 1549 году корабль, на котором тринадцатилетний Фонтанеда вместе с братом плыл из Испании в Саламанку, потерпел крушение у берегов Флориды. Экипаж и пассажиры корабля попали в плен к индейцам племени калуса. Все племенников индейцы принесли в жертву богам, кроме Фонтанеды, который провел среди калуса последующие 17 лет и уже в возрасте 30 лет был освобожден первым губернатором Флориды Педро Менендесом де Авилесом. Некоторое время после плена Фонтанеда трудился переводчиком в администрации губернатора и вернулся в Испанию лишь в 1569 году. За годы проживания среди индейцев калуса он изучил несколько индейских языков и диалектов, благодаря чему мог в точности интерпретировать любые происходившие в их среде события, описать их культуру и нравы в первозданном виде. Мемуары Фонтанеды впервые были переведены на английский язык и изданы в 1854 году Джерри Уилкинсоном под названием «Fontaneda's Memoir by Jerry Wilkinson».
Огромный вклад в историю американской антропологии внесли труды французских путешественников, которые в во второй половине ХVI века прибыли во Флориду, основав в 1564 году на северо-восточном побережье полуострова в устье реки Сент-Джонс французскую колонию Форт Кэролайн.
 Французский художник и натуралист Жак ле Мойн де Морг (Jacques le Moyne de Morgues), принимавший участие в экспедициях Жана Рибо 1562 года и Рене Гулена де Ладоньера 1564 года, за время пребывания на полуострове составил карты прибрежных и внутренних районов северо-восточной Флориды, а также описал, зарисовал обычаи и традиции ряда племен народа тимукуа.  В последующем, ту работу, которую проделал Ле Мойн в ходе экспедиций, в частности восстановление сделанных им чертежей и зарисовок (сгорели в форту Кэролайн в ходе нападения на поселение испанцев в 1565 году) с усердием воссоздал ювелир и гравировщик из Голландии Теодор де Бри (Theodorus de Bry), известный в то время летописец первых экспедиций в Америку. В 1591 году он опубликовал книгу, в которой поместил иллюстрации, рассказывающие о жизни индейцев тимукуа, выполненные акварелью на основе составленного ранее Ле Мойном, Рибо и Ладоньером описаний. Книга де Бри стала самым доступным источником, где содержались первичные данные о культуре индейских народов Юго-востока США. Однако подлинность многих из этих гравюр и описаний к ним сегодня историками подвергается сомнению.
В 1977 году Британским музеем книга де Бри была переиздана, но уже с учетом изменений и дополнений, внесенных научным сообществом.
В 1591 году увидели свет и мемуары Ле Мойна, опубликованные после его смерти под названием «Brevis narratio eorum quae in Florida Americai provincia Gallis acciderunt» («Краткий рассказ о событиях, произошедших во французской провинции американской Флориды»).
Правдивое описание путешествия испанского мореплавателя и картографа Альваро Мексии (Alvaro Mexia) в южную Флориду, которое он совершил в 1605 году с целью заключения взаимовыгодных договоров с местными индейцами, породило «Derrotero» («Направление») – известный документ того времени, из «недр» которого антропологи долгое время черпали информацию о нравах, обычаях и общественном строе племен населявших южные районы полуострова.
Кроме того, важным источником для нас являются дневники английского путешественника Джонатана Дикинсона (Jonathan Dickinson) попавшего в плен к индейцам племени аис в 1696 году после крушения у берегов юго-восточной Флориды корабля, на котором он плыл.
Дневники Дикинсона были опубликованы в 1699 году отдельным произведением известным сегодня как «Jonathan Dickinson's Journal». («Журнал Джонатана Дикинсона»). Это произведение за всю его историю переиздавалось шестнадцать раз, на английском, немецком и голландском языках, и по сей день в этнографическом плане является лучшим первоисточником, из всех когда-либо составленных пленниками индейцев из числа европейцев.
Особый интерес в вопросе изучения традиций и религии индейцев Флориды для нас представляют  работы францисканского монаха отца Франциско Парехи (Francisco Pareja), а также дневниковые записи других испанских миссионеров окормлявших аборигенов в период функционирования на полуострове системы католических миссий.
Отец Пареха работал в миссии Сан-Хуан-дель-Пуэрто, расположенной на территории племени сатурива (восточное побережье Флориды). Наряду с проповедью учения о Христе отец Пареха занимался научно-практической деятельностью. Он изучал язык и диалекты народа тимукуа, на котором говорило большинство племен северо-восточного, северного, восточного и центрального регионов Флориды. За долгие годы общения с индейцами тимукуа отец Пареха не только изучил их язык, традиции и верования, но разработал форму письменности для языка тимукуа, на котором написал катехизис, опубликовав эту книгу в 1612 году. Через несколько лет он издал для индейцев еще несколько работ на испанском и языке тимукуа, по которым мужчины женщины и дети этого народа учились читать и писать.
Наиболее известными работами отца Парехи являются «Catecismo En lengua Castellana y Timuquana» («Катехизис на испанском и тимукуа языках» 1612 г.) и Catecismo y Examen para los que Comulgan, En lengua Castellana y Timuquana («Катехизис и правила Причащения на испанском и тимукуа языках»1627 г.).
Тема истории и культуры забытых племен Флориды, не осталась без должного профессионального внимания американской исторической науки. Вот уже на протяжении 150 лет на полуострове выдуться археологические раскопки, благодаря чему исследователям удалось воссоздать картину прошлого индейских племен населявших полуостров до европейского вторжения.
Неоценимый вклад в развитие антропологии, а также в изучение коренных народов Флориды внесли такие замечательные ученые как Джеральд Миланич, Чарльз Хадсон, Джон Уорс, Джон Ханн, Дарси Макмагон, Уильям Марквардт, Дэйл Хатчинсон, Фрэнк Кушинг, Уильм Макгаун, Барбара Перди, Джон Гриффин, Уильям Сирс и другие.
Аналитический обзор развития коренных индейских народов  штата Флорида дан в работе Д.Миланича «Florida Indians and the Invasion from Europe» («Индейцы Флориды и вторжение из Европы»), опубликованной в 1998 году. В этой увлекательной книге автор объединил все самые ранние исторические свидетельства, касающиеся коренных народов Флориды в период их первых контактов с европейцами. Опираясь на данные археологии и первоисточники, Миланич указывает, когда конкистадоры впервые в ХVI веке прибыли во Флориду, то на ее территории проживало около 350 000 коренных американцев. До европейского вторжения предки индейцев проживали во Флориде уже 12 000 лет, занимаясь рыбной ловлей, охотой и сбором дикорастущих растений, а некоторые из них даже были знакомы с земледелием. Спустя два столетия все населявшие Флориду до прихода европейцев племена исчезли. В данной работе Миланич системно объясняет причины катастрофы постигшей коренных флоридцев и, воссоздав  их первичный образ, рассказывает о культуре этих индейцев.
Простым, доступным для читателя языком в книге «Archaeology of Precolumbian Florida» («Археология доколумбовой Флориды») изданной в 1994 году, Д.Миланич, по сути, являясь самым необычным и читаемым археологом в США, рассказывает об истории археологии во Флориде, описывая самые ранние культуры народов населявших данную территорию, сравнивая их между собой. Интерпретируя найденные за годы раскопок артефакты, а также археологические памятники он умело сплетает воедино всю картину достопримечательностей полуострова, на основе чего объясняет, почему индейские народы населявшие Флориду в доисторический период развивались так, а не иначе.
Еще одна работа этого ученого, используемая для написания настоящей книги, на наш взгляд представляет интерес для читателей.  Она называется «Florida's Indians from Ancient Times to the Present (Native Peoples, Cultures, and Places of the Southeastern United States)» («Индейцы Флориды с древнейших времен да наших дней (культура коренных народов Юго-востока США)»), изданная в 1998 году. Здесь Миланич описывает историю первозданного индейского сообщества Флориды от ранних охотников Ледникового периода до пришествия туда криков и семинолов. Палеоиндейцы, прибывшие во Флориду, как утверждает автор, на протяжении всей своей ранней истории боролись за свое выживание. Спустя тысячи лет, европейские завоевателями, пришедшие во Флориду столкнулись с сотнями различных индейских этносов проживавших в различных регионах полуострова, о чем свидетельствую многочисленные археологические памятники, расположенные по всей его территории. Прибытие европейцем коренным образом повлияло на развитие самобытной культуры коренных народов Флориды. Войны, эпидемии, набеги пришлых племен – все это стало причиной исчезновения коренного населения полуострова.
Как результат двухлетнего сотрудничества Д.Миланича и Ч.Хадсона в области изучения маршрута движения экспедиции де Сото явилась их совместная работа «Hernando de Soto and the Indians of Florida» («Эрнандо де Сото и индейцы Флориды») опубликованная Государственном Университетом Флориды в 1993 году. Эта работа объясняет историческое значение указанной экспедиции, поскольку хронистам экспедиции удалось запечатлеть многие из индейских обществ Флориды в том самобытном состоянии, в котором они находились до периода массовых контактов с европейцами. Миланич и Хадсон в результате проведенных научных изысканий позволили историкам и антропологам взглянуть на девственный мир аборигенов сквозь мглу веков и тем сам расширили диапазон восприятия ушедших в вечность индейских культур. Опираясь на артефакты, найденные на маршруте движения экспедиции, исследователи не только реконструировали сам маршрут, доселе являвший ошибочным, но и через призму этих находок прояснили множество вопросом ранее казавшихся ученым безответными.  В частотности, авторы приоткрыли завесу тайны на проблему социальной географии и политических взаимоотношений индейцев Флориды между собой на момент встречи с европейцами.
Двухтомное издание «The Timucuan Chiefdoms of Spanish Florida» («Вождества тимукуа в испанской Флориде»), автором которого является исследователь Д.Уорс на наш взгляд одно из самых содержательных научных произведений посвященных истории и культуре одного из коренных народов Флориды индейцев тимукуа. В указанной работе автором приводиться анализ культуры доисторических предков тимукуа и раскрываются причины ее исчезновения ко времени первых контактов с европейцами в ХVI веке. Кроме того, автор описывает процесс формирования на территории обитания тимукуа испанских католических миссий, их влияние на жизнь индейцев, и как следствие данного процесса демографический коллапс, постигший этот народ к началу 1700-х годов. Кульминацией данного исследования, является опубликование автором на страницах издания весьма редких испанских документов, проливающих свет на механизм интеграции тимукуанских вождеств в испанскую колониальную систему, до основания разрушившую социальную структуру всех племен тимукуа.
На момент встречи с испанцами и французами тимукуанские племена населявшую большую часть Флориды были самими многочисленными группами коренных народов по сравнению с остальными. Язык тимукуа на сегодняшний день является единственным сохранившимся языком индейцев Флориды, который позволяет ученым разрешить многие спорные вопросы. Опираясь на ранее неизвестные науке документы один из ведущих специалистов по колониальной Америке Д.Ханн в работе «A History of the Timucua Indians and Missions» («История индейцев тимукуа и миссий», 1996 г.) рассказывает о контактах этого народа с европейцами  начиная с экспедиции Хуана Понсе де Леона и до  середины ХVIII века, то есть периода конца истории этого народа. Помимо этого он подробно излагает тему христианизации тимукуа, влияния этого процесса на образ жизни индейцев, изменения их языка, культуры и социального устройства.
За последнее десятилетие 90-х годов прошлого века Ханн как ученый подготовил несколько объемных исследований относительно развития коренных народов Флориды в колониальный период. Интерпретации им малоизвестных и малоиспользуемых документов открыла новые горизонты в истории этих индейцев. В качестве примера можно привести его работы «Apalachee: The Land between the Rivers. («Апалачи: Земля между реками», 1988 г.) и «Missions to the Calusa» («Миссии к Калуса», 1991 г.), также используемые в нашем повествовании. В этих работах ученые дает характеристику племен апалачи, которые проживали на северо-западе полуострова и калуса, населявшими юго-западное побережье Флориды, а также центральные районы в южной части полуострова.
Поистине революционной стала совместная работа ученых Д.Ханна и Ч.Эвена «Hernando de Soto Among the Apalachee: The Archaeology of the First Winter Encampment» («Эрнандо де Сото среди Апалачи: Археология первого зимнего лагеря», 1988г.), положившая конец научным вольностям, допускаемым исследователями на протяжении долгих лет в вопросе местонахождения зимнего базового лагеря экспедиции де Сото в 1539 году, а также в освещении проблем касающихся взаимоотношений испанцев с туземцами Ла-Флориды, которые были далеко не мирными.
В 2004 году исследователи Д.Макмагон и У.Маквардт в соавторстве опубликовали научный труд, посвященный истории и культуре самого воинственного народа Флориды индейцев калуса. Книга «The Calusa and Their Legacy: South Florida People and Their Environments» («Калуса и их наследие: Население Южной Флориды и среда их обитания») стала весьма популярной. Описанный авторами уникальный водный мир, в котором проживали индейцы калуса, их культура традиционные искусства, социальная структура, религия и образ жизни в целом, завораживали читателей, не оставив их равнодушными.
Доцент антропологии университета Северной Каролины Д. Хатчинсон является одним из ведущих специалистов по культурам доисторической Флориды. В книге «Bioarchaeology of the Florida Gulf Coast: Adaptation, Conflict, and Change» («Биоархеология флоридского побережья Мексиканского залива: адаптация, конфликты, изменения»), изданной в 2004 году, автор исследует проблему приспособленности коренных обитателей полуострова, проживавших вдоль его западного побережья к окружающей среде, а также их достижения в области строительства, традиционной медицины, ведения охоты и собирательства, культуры питания и мировоззрения. Автор приходит к выводу, что племена, населявшие данный регион по своему социокультурному типу являлись уникальной группой постархаических индейцев. На основе данных археологии Хатчинсон подтверждает ранее сделанные учеными выводы о том, что индейское население западного побережья Флориды в своей культуре не профилировало развитие земледелия и сельского хозяйства, и занималась исключительно охотой и собирательством. Кроме этого, исследователь утверждает, что коренные народы этого региона имели самое сложное по сравнению с другими регионами полуострова социально-политическое устройство, одним из признаков которого является, по мнению автора, рост численности его населения.
Один из новаторов американской антропологии Ф.Кушинг, как считают многие ученые, шел впереди своего времени. Методика его исследований  представляла процесс, в котором  ученый выступал как сторонний наблюдатель. Изучая культуру того или иного индейского народа, Кушинг, глядя на артефакты пытался визуально представлять себе  людей и события той эпохи на которую указывали артефакты, и на основе своих представлений воссоздать картину прошлого, которую потом живописно клал на бумагу в своих научных работах. Его монография «Exploration of Ancient Key-Dweller Remains on the Gulf Coast of Florida» («Предварительный отчет по исследованию следов древних жителей островов Флорида-Кис побережья Мексиканского залива») впервые опубликованная в 1923 году и переизданная в 2003 году, несмотря на недостатки, является важным исторически исследованием по проблеме культур индейцев Флориды, поскольку сделанные автором в ходе полевых исследований открытия, указывают ранее на существование на островах южной Флориды, а также юго-западном ее побережье высокоразвитой индейской цивилизации. Найденные и описанные Кушингом в данной работе боле 1000 сохранившихся артефактов, произвели сенсации во всем антропологическом сообществе США того времени.
Весьма интересна для нас работа журналиста и антрополога У.Макгауна «Ancient Miamians: The Tequesta of South Florida» («Древние жители Майами: Тиквеста Южной Флориды») опубликованная в 2002 году. Книга рассказывает нам о народе тиквеста, населявшем в период первых контактов с европейцами юго-восточную и южную часть Флориды. Автор на основе данных археологии и ранних исторических документов ярко повествует о жизни жителей данного региона до момента их встречи с испанцами, а также колониальном периоде их развития. Его рассказ начинается за 10 тыс. лет до встречи с европейцами и заканчивается временем оккупации Флориды англичанами. Макгаун детально рассказывает об орудиях труда, обрядах рационе питания, верованиях, военной тактике, социальной организации тиквеста. По большому счету, эта книга, написанная хорошим литературным языком, является беллетризированной реконструкцией первобытной культуры этого индейского народа.
Еще одно из наиболее цельных работ, характеризующих аборигенные культуры южной Флориды, является книга Джона Гриффина «Archaeology of the Everglades» («Археология Эверглэйдс»), изданная в 2002 году. Эверглэйдс – это тропический водно-болотный природный регион, расположенный в южной Флориде, где за 15 тысяч лет до появления европейцев существовала развитая палеоиндейская культура, наследниками которой были индейцы народов тиквеста и калуса. В указанной работе автор дает подробное описание проводимых в этом регионе когда-либо археологических исследований, на основе которых описывает социальную организацию древнего общества Эверглэйдс. Беспрецедентные доводы автора, сделанные им в этой работе, убедили власти Флориды санкционировать восстановление экосистемы региона. Ученый в своих изыскания дал полную и исчерпывающую характеристику образу жизни индейских народов, некогда проживавших на территории парка Эверглэйдс. При содействии ученых Миланича и Миллера, работа, проделанная Гриффином, получила высокую оценку не только археологов, но и специалистов других областей знания – географов, геодезистов, культурологов, этнологов, а также стала плацдармом для будущих исследований.
Выборка уникального художественного наследия  коренных народов Флориды, отчетливо показана в работе «Indian Art of Ancient Florida» («Искусство индейцев древней Флориды») написанной в 1996 году почетным профессором отдела антропологии Университета Флориды Б. Перди. На протяжении тысячелетий народы населявшие Флориду создавали уникальные предметы из кости, дерева, камня, глины, раковин моллюсков, ставшие настоящими произведениями искусства. Автор утверждает, что у племен населявших Флориду до европейского контакта, среди разнообразия найденных уникальных артефактов, все же отсутствовала общая прочная художественная традиция. Все предметы индейского искусства, найденные в той или иной части полуострова и датируемые периодом до середины ХVI века, по мнению Перди, являются утилитарными творениям, то есть имевшим для индейцев сугубо практическое, прикладное значение.
В течение многих лет профессор антропологии Атлантического Университета штата Флориды У. Сирс изучал первобытные общества Карибского бассейна, а также проблему происхождения земледелия в индейских обществах в юго-восточной части США. В работе «Fort Center: An Archaeological Site in the Lake Okeechobee Basin» («Форт-Центр: Археологические раскопки в бассейне озера Окичоби»), опубликованную в 1994 году, автор уделяет повышенное внимание развитию контактов  аборигенных племен, населявших регион озера Окичоби с представителями народов Карибского бассейна, через призму применяемых ими сельскохозяйственных технологий. Народы обеих регионов, по мнению автора, выращивали кукурузу, используя ирригационные системы. Позже, поля, на которых выращивалась кукуруза, индейцы того и другого региона возводили на земляных насыпях имевших форму линии. Исходя из своих наблюдений, Сирс полагает, что «линейные» земляные насыпи  вокруг озера Окичоби идентичны таким же насыпям, которые находятся на островах Карибского бассейна, что говорит о близости и взаимовлиянии культур указанных регионов.
Завершая краткий обзор зарубежной историографии посвященной проблемам изучения индейцев Флориды «до семинольского» вторжения, нельзя не указать на несколько существенных затруднений в восприятии  изложенной в вышеуказанной литературе информации. Во-первых, на наш взгляд, не всегда понятны принципы и подходы в подаче материала, которыми пользовались некоторые авторы при написании своих работ. Во-вторых, из контекста порой сложно определить объясняются ли тем или иным автором происходящие процессы с точки зрения гипотезы, теории, эксперимента или научного метода.
Таким образом, та часть доступной для написания настоящей книги зарубежной литературы и источников, все же позволила мне определиться с концепцией подачи материала и разрешить авторский замысел, заключающийся в изложении краткой истории и основных элементов культуры ниже указанных коренных народов Флориды в «до семинольский» период, то есть период заселения Флориды пришлыми группами племен, входивших в Конфедерацию криков.
Желаю всем приятного прочтения.