Быть или не быть Шекспиру?

Ия Френкель
АНАХОРЕТ, или ДЕБАТЫ ПО ПЕРЕПИСКЕ. Автор АНДРЕЙ КОСАРЬ
(РЕЦЕНЗИЯ)

Как известно, секрет неувядаемой популярности любого "старого" автора обычно заключается в том, что он затрагивает "вечные" темы, дёргает струнки человеческой души, одинаковые и для 16, и для 21 века: любовь, верность, предательство и т.д. У.Шекспир является одним из хрестоматийных примеров, приводимых в первую очередь для подкрепления этого суждения. Актуальность творчества Шекспира в наши дни ни у кого не вызывает сомнений, в той же степени, как личность его вызывает и сомнения, и вопросы. Поэтому обращение к шекспироведческой тематике в современной литературе рождает большой интерес и требует анализа и оценки.
Конечно же, прежде всего Шекспир известен как автор многочисленных пьес, поэтому вполне логично выглядит художественное произведение о нём в драматургическом жанре. Во вторую очередь Шекспир популярен как поэт-сонетист, поэтому и включение в канву повествования сонетов является блестящей находкой автора. Таким образом, он отдает дань Шекспиру дважды. В формальном плане произведение от этого очень выигрывает.
Содержание пьесы, казалось бы, простое на первый взгляд, таит в себе много вопросов. С первой же сцены становится ясно, что Шекспир пишет любовные послания-сонеты мужчине (Брэду Сэлдому, он же Биби), главному герою пьесы. Реакцией обычного зрителя может быть шок, неприятие, даже отвращение. Однако не стоит бросать пьесу на этом этапе. С одной стороны, может показаться, что Шекспиром владеют античные образцы в сфере отношений, столь популярные в эпоху Возрождения. Но при внимательном чтении любовных сонетов становится ясно, что Шекспир влюблён так, как влюбляются истинные художники - платонически и возвышенно. Он влюблен в красоту, в его чувстве нет ничего плотского и пошлого.
Но по непонятной ошибке эти письма попадают к человеку, не блещущему ни красотой, ни юностью, и повергают его в недоумение и мучительные раздумья о себе самом, о Шекспире, о феномене любви.
Герой пьесы - Биби, живший до того момента анахоретом, одиноким затворником - встряхнувшись, как ото сна, смотрит на самого себя другими глазами, веря и не веря в происходящее.
Герой в смятении чувств. Он не понимает и боится понять - ошибка ли это или он действительно ещё может быть для кого-то объектом эстетического поклонения.
Очередную догадку подносит ему песня Дианы о мохнатом шмеле и двух цветах. "Женское" включение композиционно служит кульминацией пьесы, помогает герою окончательно разрешить конфликт с самим собой. Однако за открытой загадочной дверью оказывается следующая, открыть которую Брэду Сэлдому вряд ли удастся. Так кому же на самом деле были адресованы письма-сонеты? Этот вопрос так и остается неразгаданной загадкой, какой до сих пор является для нас и личность самого Шекспира.
Отдельных слов заслуживает оригинальная композиционно-смысловая находка - "шекспироведческая" статья, завершающая произведение. Она призвана придать содержанию пьесы достоверность и документальность. Действительно, шекспироведение насчитывает уже не один век словопрений на тему "who is Mr Shakespeare", поэтому автор легко и непринужденно "проходится" по шекспироведческим реалиям, органично вплетая их в рассказ о фикшн-находке. Остроумие его простирается достаточно далеко, чтобы устами некоего Гудвилла Анноуна ("неизвестного доброжелателя") делать выводы и о Шекспире, и о Брэде Сэлдоме. Так, например, на основании последовательности сонетов в пьесе он делает вывод, что Шекспир почти сразу понял, что его письма попадают не по адресу, и всё последовавшее является его игрой с Биби, поддразниванием и розыгрышем. Таким образом, читатель начинает чувствовать себя, как посетитель комнаты с зеркальными стенами, где множество отражений сбивает с толку и уже трудно понять, где выдумка, а где реальность.
Конечно, жанр литературной мистификации не молод, но придать ему такую многоступенчатую структуру, вывести на совершенно новый уровень - несомненная заслуга автора.
В целом произведение "Анахорет, или Дебаты по переписке" представляет большой интерес для всех любителей творчества Шекспира.