Театр - история любви

Наталья Айрумова
Давным - давно один  мудрец  заметил, что  Театр это  история любви.
Но история очень не простая – ведь длится она меж актерами и зрителями с 497 года до нашей эры.

И повезло тем служителям  Мельпомены, которые обрели это позитивное чувство, благодаря врожденному таланту, колоссальной работоспособности и верности театральным принципам.
               

Именно этой славной когорте посвящен удивительный праздник, учрежденный Международным институтом  театра при ЮНЕСКО в 1961 году минувшего века.
Но вот воплотить эту идею в жизнь удалось лишь через год.Таким образом, в 2017 году Международный день театра был отмечен в 55-ый раз. Этому своеобразному юбилею рада вся театральная рать, без которой не состоялся бы ни один спектакль.


Беседуя накануне знаменательного Праздника со служителями Муз, я подумала, что именно благодаря театру, хорошо знакомому с раннего детства, не стала я ни врачом, ни философом или историком, а всем сердцем отдалась журналистике. Ведь в обеих профессиях есть возможность по собственной воле прожить судьбы настоящих героев и их антиподов.

И тогда вполне хрестоматийный вывод знаменитого английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира о том,что:

«Весь мир - театр.
В нём женщины, мужчины - все актёры.
У них свои есть выходы, уходы..."   слышится несколько иначе.
 
 
И безусловно,повезло тем, кому в ранней юности удалось прикоснуться к настоящей поэтике грандиозного действа, где на виду у всей честной публики на сцене МХАТа бессмертным шиллеровским слогом изъяснялись Олег Стриженов и две противоречивые примадонны – Алла Тарасова и Ангелина Степанова.


Именно та классическая «Мария Стюарт», как острая заноза навсегда поселилась в сердце каждого театрала, пробудив вечную любовь к настоящему театральному зрелищу.А еще навсегда осталась в памяти актерская братия замечательного Товстоногова, которая на разрыв аорты играла и драму, и комедию.
   

И как же сложно было,вернувшись из долгих странствий, найти достойное театральное пристанище в родном городе. Но выручила родственница, заботами которой удалось не только регулярно посещать премьеры, но и постоянно присутствовать на репетициях, при вводах и прогонах каждого нового спектакля в местном русском драматическом.
Единственное о чем я до сих пор сожалею, так это о распахнувшемся настежь закулисье, обнажившим  волшебный флер героев подмостков. Все же «...прекрасное должно быть величаво».


Со временем нашелся аналог и тому романтическому МХАТу, Малому и даже питерскому БДТ.
Так, однажды побывав на "историческом" спектакле Узбекского государственного национального драматического театра, я на долгие времена осталась поклонницей одного  из самых значимых театров Центрально-азиатского региона.


А подогревали мой интерес факты из истории его возникновения,которые были отмечены несколькими спорными юбилейными датами, переездами и объединениями с другими труппами... Но самое главное настоящей заботой по подготовке талантливой местной молодежи в театральных студиях Баку и Москвы именно на заре противоречивого прошлого века.


Шли годы, местные театры обрастали неплохой драматургией, которую несколько востребованных актеров подтягивали до современного уровня.И вдруг нежданно-негаданно в крутые девяностые театр и кино оказались в бескрайнем море экономических преобразований на совершенно незавидных ущербных ролях.


Оправившись от шока, кое-кто из актеров и режиссеров попытался создать собственные студии и антрепризы. Другие же,опустили руки в ожидании помощи от щедрых меценатов.
Уже на нашей памяти на сломе двух веков многие местные режиссеры поддались конъюктурным соблазнам, ставя на своих подмостках спектакли–капустники в расчете на нетребовательную зрительскую аудиторию.
 

Замелькали «кресла» под разными номерами с одеваниями и раздеваниями; совсем не по- брехтовски затрещала мебель на импровизированной сцене в полуметре от зрителей; родители, ненароком попадая на некоторые спектакли, стыдливо опускали глаза долу при знакомстве со «служанками», а юная поросль лишь удивлялась - ведь по «ящику» такие откровения были давно уже не редкость.
 

В те годы выпускники средних школ потянулись к другим мифическим богам, покровительствующим банкирам, купцам и хватким менеджерам. И сегодня на лицо их явное перепроизводство.Кроме того, чувствуется основательный пробел по всему постсоветскому пространству по части лириков и физиков именно среднего возраста.
Не миновала сея участь и театры, которые в своем развитии в основном опираются на служителей муз старшего поколения и их учеников.


Один известный актер-режиссер поведал, что однажды ему даже пришлось загримировать молодую выпускницу под пятидесятилетнюю героиню, дети которой по роли были гораздо старше нее. И, хотя в жизни таких казусов хватает, такой расклад порой  все же ошеломляет наших современников на сцене - ведь многие зрители за свои кровные хотят видеть на сцене полное соответствие героев...  Кстати, та молоденькая студентка, не выдержав моральной и физической нагрузки, отказалась от главной роли в пользу зрелой пенсионерки.


Кто и как в такой ситуации выступил в качестве воспитателя вкуса у молодого поколения – сегодня большой вопрос для маленькой кампании...
Но все «супер оригинальное», не отмеченное поисками истины в этом подлунном мире, с годами стирается из памяти. И,слава Богу.


Ведь недаром французский писатель Антуан де Ривароль настаивал, что «У природы всего четыре больших декорации - времена года. И вечно одни и те же актеры - солнце, луна и прочие светила, зато она(природа) меняет зрителей.»


Но одно остается бесспорным – по прошествии лет, именно этот национальный драматический театр сумел сохранить традиционную приверженность к классике в любой ипостаси - от трагедии до комедии, по-прежнему радуя разновозрастную и преданную зрительскую аудиторию.


Поэтому сегодня я уже точно знаю, что цветами для уважаемых актеров этого театра надо запасаться заранее - ведь купить букетик цветов у скромной на вид женщины-цветочницы никогда не удастся, так как и она давно является поклонницей любимцев муз. Наверное, в какой-то мере это и есть мерило истинного зрительского успеха.



Актер не равен Богу,скорее он "анти-Бог"!

Таково заключение французского философа Ж.Делеза. Мне повезло на журналистских тропах повстречаться со многими известным «анти - Богами» этого театра, которые с юношеских лет твердо уверовали в свое истинное предназначение.


Среди них своей харизмой неизменно выделяется народный артист Тургун Азизов. В трудные послевоенные годы он не поддался на уговоры родителей и вместо «хлебной» профессии агронома-экономиста выбрал непредсказуемую сцену. Именно на ней он решил перепробовать множество профессий от инженера, пограничника и врача до городничего и императора. Ведь жизнь, судя по имени, данному ему при рождении, обещала быть "долговечной".



 Тургун Турсунович, а Ваших родственников не огорчил выбор шестнадцатилетнего юнца?
-Нет, потому что мои братья в полной мере сумели воплотить в жизнь их надежды. А поддержала меня мама, которая вовремя поняла, что с генетикой не поспоришь. Ведь она была сестрой всемирно известного народного артиста СССР актера Аброра Хидоятова, частенько гостившего в нашем доме после длительных зарубежных гастролей.


Ваш знаменитый родственник был обласкан властью во многих странах. А театроведы туманного Альбиона даже признали его лучшим Отелло. Как повлиял его феноменальный успех на Ваш творческий путь?

-Дело в том, что мой дядя придерживался в жизни «самых честных правил» и сделал все, чтобы в последующем никто не посмел упрекнуть меня родственными связями.
Поэтому за все кажущееся везение мне пришлось самому заплатить значительную цену. Так,чтобы стать независимым среди подростков,я всерьез занялся борьбой и даже вошел в молодежную сборную республики. А для успешного поступления в вуз, изрядно попотел за учебниками.

-Строгая приемная комиссия, оценив знания, рекомендовала меня сразу на второй курс. Но вмешался справедливый дядя Аброр, который посчитал, что даже очень способному юноше не помешает пройти целиком весь курс обучения. Естественно, что с моим знаменитым родственником спорить никто не осмелился.Возможно, что сегодня такие методы воспитания многим родителям покажутся чересчур жесткими, но игра, судя по результатам, стоила свеч.


-Так уж вышло,– продолжил Тургун Турсунович,- что уже со второго курса нас, студентов, стали приглашать для участия в спектаклях самого главного профессионального драматического театра страны. Конечно, поручали очень маленькие роли в «массовках».


Но, даже находиться рядом с мэтрами узбекской сцены - народными артистами СССР Ш. Бурхановым, А.Ходжаевым, С. Ишантураевой, Н. Рахимовым было для нас очень полезно. Ведь, чтобы театр,- по определению Франца Кафки,- мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни...


Бесценный опыт, приобретенный благодаря столь демократичному общению, вскоре пригодился при постановке сразу двух дипломных спектаклей «Коварство и любовь» Ф.Шиллера и в «Дяде Ване» А.Чехова.В послужном списке актера более восьмидесяти ролей в пьесах узбекских, среднеазиатских, русских и европейских драматургов. Актер дорожил каждой ролью, но более всего именно «наследованными» от знаменитого родственника, среди которых были: Мирзо Улугбек (М.Шайхзода),Федор Протасов (Л.Толстого), Отелло и король Лир (В.Шекспира), Монсерра(Э.Роблеса и многие другие.


Часто играя,он избегал проторенных троп, постоянно ставя перед собой сложные задачи, дабы показать зрителям хорошо знакомых героев, настоящими личностями, понятными нашим современникам. Удалось побывать Тургуну Турсуновичу и в «ролях» профессора Государственного института искусств и культуры, и строгого театрального режиссера, осуществившего 15 удачных постановок на сцене любимого театра.

Одна из последних и удачных работ режиссера «Узбекский танец», поставленный по пьесе молодого наманганского драматурга Н. Абасхона. Это добрый и очень современный спектакль о любви и взаимопонимании в современной интернациональной семье.


Актриса - женщина в квадрате, как-то заметил австрийский писатель Карл Краус

И похоже, что он не ошибся.Ведь народная артистка республики Дильбар Икрамова - одна из признанных звезд театра, которая играя на тонких струнах души наших современников, успешно воплощает в пьесе «Узбекский танец» возрастную роль мудрой Кумри-холы.


Дильбар Илхомовна, вам довелось сыграть на сцене множество женских образов. Но не секрет, что роль матери главного героя пьесы для любой актрисы одновременно очень выигрышна и трудна. Как Вы восприняли предложение режиссера?


- С большой радостью, так как до этого мне уже приходилось играть в нескольких спектаклях режиссера Т.Азизова. К тому же, наши узбекские зрители очень любят мелодрамы, а эта пьеса, созданная на местном материале, очень жизненная. В ней ненавязчиво даются советы, как сохранить любовь и мир в семье, состоящей из двух поколений, живущих под общей крышей.
 

В спектакле много курьезных сцен, вызывающих оживление и взрывы смеха в зале, из-за того что по сюжету любимый и единственный сын-солдат, демобилизовавшись из армии, привозит в скромный материнский дом, стоящий на краю кишлака, молоденькую жену-россиянку, не знающую ни узбекского языка, ни национальных традиций.


Я постаралась показать все трудности общения между собой двух женщин, которым искренняя любовь и взаимное уважение друг к другу, помогли найти общий язык, сохранить молодую семью и вырастить восьмерых детей.


Как Вы пришли в профессию?

-Не очень просто. В раннем детстве я мечтала стать знаменитой балериной и с удовольствием ходила в танцевальный кружок при Дворце пионеров и школьников. Но, когда окончив школу, я пришла поступать в Ташкентское хореографическое училище, то узнала, что в семнадцать лет в училище уже не принимают.Члены приемной комиссии, посочувствовав мне,посоветовав направить свои стопы в Ташкентский театрально-художественный институт. Я так и сделала – пошла и сразу поступила.

 
Дома мой выбор поддержал отец, который помог мне стать и драматической актрисой, и  личностью. Когда я стала выступать на сцене,то частенько видела в зале горящие глаза отца, который очень гордился моими успехами.Большинство «педагогических стрел» моих мудрых родителей, институтских педагогов и театральных наставников попали в нужную цель. 


Искусствоведы отмечают четыре самых значимых работы вашей фильмографии. Это драма «Бедные люди», мелодрамы «Бунт невесток» и «Единственная память», комедия «Шомурод и Дурдона». Вы с ними согласны?

- И да, и нет. И в кино, и на театральной сцене у меня мало главных ролей, почти нет отрицательных, но для каждой героини я стараюсь найти особый, запоминающийся рисунок.
Поэтому все сыгранные мной роли, начиная с дипломных спектаклей «Бай и батрак» Хамзы и «Мнимый Больной» Мольера для меня очень важны. Я и сегодня готова с полной отдачей играть любые роли, так как артист не может существовать без любимой работы.


На прославленной сцене сейчас играет другое поколение, порой не терпящее назиданий. Как Вам удается найти с ними общий язык в процессе работы над спектаклями?

 -Да, нынче все так просто. В моей памяти навсегда остались талантливые и терпеливые наставники, научившие меня всему, что знали и умели сами. Ну,а долги надо возвращать следующему поколению. Порой меня здорово выручает именно мудрость моих наставников.  Например,когда я пытаюсь без лишних назиданий мягко и с юмором убедить молодежь в том, что лишних знаний не бывает, и все они могут пригодиться в дальнейшем,хотя бы при воспитании собственных чад.


К сожалению, век артистов на сцене не долог, поэтому очень тяжело приходится расставаться с друзьями - артистами, поклонниками, с устоявшимся, совершенно "сумасшедшим" ритмом жизни, бесконечными репетициями и спектаклями, гастролями, и, наконец, со специфическим запахом кулис и гримерок. Большинство из актеров согласны на любую должность, лишь бы каждый день находиться в стенах родного театра.



В актеры идут, чтобы скрыть себя или чтобы себя показать. Так считал британский актер Ралф Ричардсон

Но вот, Кахрамона Абдурахимова, в отличие от некоторых его коллег привели в театр отнюдь ни гены,а любовь к актерству, остро проявившаяся в школьном драмкружке.
Его многодетные родители - сельчане своим детям мечтали дать востребованные специальности.

Но вот профессии актера или музыканта в эту категорию никак не вписывались. Хотя по воспоминаниям его мама увлекалась поэзией А.Навои и О.Хайяма, хорошо играла на дойре и по праздникам часто пела в кругу семьи. Эти таланты передались и моему собеседнику.
И кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы не переезд семьи из далекого Каракульского района Бухарской области под Ташкент.


В новой школе подросток быстро сдружился с ребятами из драмкружка и вскоре вместе с ними поставил и даже сыграл одну из ролей в пьесе «Бай и батрак». Спектакль имел большой успех, при этом отец и мать юного артиста оценили его новое увлечение.
К окончанию школы Кахрамон уже твердо определился с профессией и подал документы на факультет музыкальной драмы Ташкентского театрально-художественного института.


В годы учебы Кахрамону очень повезло с преподавателями и наставниками, помогавшими ему в освоении профессии. Юношу, который вместе с другими студентами участвовал в эпизодах спектаклей театра, заметили и после окончания вуза в 1971 году приняли в труппу.


-Так уж случилось, - рассказал Кахрамон, что моя первая роль была без слов в спектакле Б. Юлдашева «Нельская башня». Но эта «мелкая неприятность» не слишком огорчила меня.Ведь в этот период я был очень счастлив, работая на одной сцене с выдающимися узбекскими мастерами. У них я научился по-настоящему работать в актерском ансамбле, чувствовать плечо партнера. Постепенно, благодаря внешним данным, режиссеры определили для меня амплуа «героя» и стали доверять соответствующие роли.


За годы служения в театре актеру довелось сыграть в пьесах узбекских, русских и европейских авторов, несколько десятков разноплановых ролей.Это были Рацман в «Разбойниках» Ф.Шиллера, Родриго в «Отелло» и герцог Корнуэльский в «Короле Лире» В.Шекспира,Межнун в «Мухаббат султони» Х.Расула,Александр Македонский в «Священном троне» Й.Мукимова и Х.Расула, Саид Обид в «Мирзе Улугбеке» М. Шейхзаде и многие другие, в каждую из которых он вложил все тепло своего сердца и богатый жизненный опыт.   


Но особенно ему запомнилась роль Женнаро в пьесе Эдуардо де Филиппо «Ночь обязательно пройдет»(«Итальянский миллионер»). И все благодаря послу Италии как-то приглашенному в театр. Г-дин посол с интересом посмотрел весь спектакль и, отдельно отметив именно  игру Кахрамона, сказал, что не ожидал такого точного попадания в роль героя... И был рад в этот вечер мысленно «побывать» на своей исторической родине.


В наши дни заслуженный артист республики Кахрамон Абдурахимов является одним из востребованных театральных актеров, который даже в ролях отрицательных персонажей находит своеобразные краски, вызывающие у зрителей сочувствие и глубокое понимание совершенных ими поступков.

Ежегодно отмечаемый Международный день театра это праздник для миллионов людей, посвятивших свою жизнь служению  Мельпомене. И, поздравляя своих коллег с ярким весенним Праздником, мои собеседники вместе с Вольтером сошлись в одном:

Ум человеческий никогда и ничего благороднее и полезнее театральных зрелищ не изобретал как для усовершенствования, так и для очищения нравов...