Пожар

Леонид Железнов
Закончив нефтяной техникум, меня направили на отработку на Красноводский нефтеперерабатывающий завод, собственно я остался жить в своём же городе.

Руководство завода определило меня  на работу в цех № 15, это был вспомогательный цех.
В его состав кроме всего прочего входили  три насосных станции, это были огромные полуподземные здания, большая часть которых уходила под землю, примерно метров шесть-семь, над землёй эти здания возвышались около трех –четырех метров, окна были расположены прямо под самой крышей.
Всем выпускникам техникума присваивали по окончания техникума сразу IV разряд, по этой причине я сразу оказался в помощниках у бригадира-Васи Бурлака.
Это был молодой мужчина лет примерно тридцати пяти, одинокий и прилично выпивающий, тем не менее работу свою знал и начальство его за это ценило.
Вся наша бригада ремонтников составляла из  десяти человек и во главе всей этой компании стоял мастер по фамилии -Кулик Юлиан — поляк.
Задача нашей ремонтной бригады была одна, это обеспечить бесперебойную работу всех насосов на всех трех станциях.
Наши станции входили в единую технологическую линию всего завода: одна группа насосов создавала необходимое давление на вакуумной установке, другая откачивала горячую технологическую воду с установок, отправляла её на охлаждение и обратно после прохождения процесса отправляла на установки, третья группа насосов подавала топливо для коксовых установок.
В состав каждой группы входило три насоса : один всегда работал, второй в резерве, а третий был в ремонте или тоже был в резерве.
 И вот однажды мы не успевали вывести из ремонта третий насос, а на выходные дни необходимо было оставить надежный резерв.
Необходимо было только установить и отцентровать электро –двигатель, а он как назло не подходил к анкерным болтам, не совпадали отверстия дело было к вечеру и Кулик мне говорит, « .. давай завтра выйдем на работу не на долго подгоним двигатель и все.».
Так мы и договорились.
К назначенному часу приезжаю на завод Юлиан меня уже ждал и мы с ним отправились на насосную станцию.
Спустились в машинный зал и принялись за работу.
У электро-двигателя необходимо было прожечь отверстия на лапах, то есть увеличить их диаметр.
Подкатили сварочный агрегат на поверхности станции к самой двери и спустили кабеля вниз.
Я, Кулику сказал –« Юлиан в машинном зале сильная загазованность, тут даже не надо вызывать газоспасательную службу для определения уровня загазованности и так все ясно. Опасно- взорвемся»
На что он ответил – «ерунда, тут дел минут на пять».
Ну как знаешь ответил я, ты можешь прожигать, а я пойду на верх.
У меня дочь маленькая, ей тогда было всего два года и мне надо жить. С этими словами я поднялся на верх.
Поднявшись наверх, я оставался стоять у входа в машинный зал.
Через несколько минут я увидел как на стенах машинного зала засветилось отражение сварочной дуги, самого Юлиана мне было не видно.
Прошло примерно минут пять и вдруг раздался сильных хлопок и в это же самое время все сорок насосов остановились я это понял по тишине в машинном зале.
Заглянув в машинный зал я увидел лежащего на противоположной стороне зала мастера, он лежал и даже не шевелился. Его отбросило ударной волной.
Почуяв не ладное я быстро спустился к нему – « Юлиан, ты живой? Живой. Пошли скорей на верх. Сейчас будет уже не хлопок, а взрыв»
Не успел я это произнести, как в зале поднялся страшный гул и вместе с ним заработали все насосы, только при этом вращение двигателей было в обратную сторону.
В каждой насосной станции имеется приямок, который расположен в самой низкой точке машинного зала.
Это сделано с той целью чтобы нефть которая поступала из под земли, потому что вся земля на заводе была пропитана нефтью, то ли от порывом трубопроводов, то ли от аварий, причин было много.
Так вот эта нефть стекала по лоткам к этому приямку из которого насос её откачивал двадцать четыре часа в сутки.
За последовавшим гулом  я увидел как загорелся приямок.
Юлиан схватил огнетушитель и кинулся тушить огонь. Кулик бросай, побежали быстрей на верх, сейчас здесь всё взорвется.
Но было уже поздно, в конце машинного зала начались взрывы, поднимая и подбрасывая почти до самого потолка тяжелые, металлические слани.
Огонь был повсюду, мы бежали к выходу сквозь огонь, боясь попасть под падающие слани.
Гарь, копоть и огонь уже достигали самого потолка здания, мы с Юлианом уже находились на поверхности.
Операторы машинной станции уже сообщили в пожарную часть и диспетчеру завода, прибывший пожарный расчет потушил пожар.
Безрассудство и самонадеянность и надежда на «Русский авось» присуща оказывается не только русским, но и полякам, очевидно эта черта присуща всем славянским народам.