Жена капитана

Антонина Глушко
               

Марта вновь подошла к окну. За ним по-прежнему пугающе дышала настороженная  темнота. Часы показывали 3 часа 15 минут полуночи. 
 
Внутри ее продолжал нарастать леденящий холод. Теперь она уже не могла устоять на месте. Оторвавшись от подоконника, за который машинально цеплялась, сжала голову руками и, застонав, принялась метаться по комнате, раскачиваясь и сгибаясь едва ли не до полу.

-Господи! Неужели вновь повторяется то же самое, что случилось с Левушкой! – гнала она от себя страшное предчувствие.  – Может позвонить дежурному штаба и предупредить? – Остановилась она посреди комнаты, закусив зубами сжатые в кулак  пальцы.

-Нет, там не послушают меня, хотя и знают, что я жена капитана. Еще посмеются, передадут Илье мои придуманные страхи, а тому не понравится, что его жену выставляют дурой.

Она вновь подошла к окну.  За ним,  сонно светились  огоньки ночного Мурманска – ее родного города.  Здесь она родилась, здесь прожила всю свою двадцатисемилетнюю жизнь, за исключением пятилетней учебы в Петербургском  Университете имени  Герцена.

Тревога не покидала ее. Напротив – с каждым мгновением нарастала. Марта была на грани помешательства. К ней пришло осознание, что теряет Илью, как потеряла Левушку. Свою первую  юную любовь.

Познакомились они, здесь, в Мурманске, во время ее приезда к родителям на летние каникулы.   Она, юная второкурсница, а он уже был в звании капитана третьего ранга, и служил на атомной подводной лодке.


***


-Как же я гордилась им, дура! Слышала лишь то, что хотела слышать: КАПИТАН!  Как же - я девчонка,  неполных  девятнадцати лет рассекаю проспект Ленина, главную авеню родного города, в сопровождении настоящего КАПИТАНА!  Пусть пока и третьего. Но это – пока. 

Такого красивого! Такого умного! Такого отважного КАПИТАНА! И такого любимого!

По глупости ума не осознавала тогда смертельной опасности, подстерегавшей подводника в его каждом  походе.  Считала, что мой Левушка всегда будет  возвращаться к пирсу, к «нашему пирсу», где я каждый раз буду встречать его: своего единственно родного, единственно любимого.

Спустя три года прогремела наша свадьба. Какая же я… , нет, какими же мы с ним были счастливыми тогда!  А потом, случилось  самое страшное. Его подлодка  не вернулась в родной порт. Просто не вернулась к нашему пирсу, где я, по своему внутреннему наитию, ожидала его каждый раз, и не было еще случая, чтобы   ошиблась.

Левушка, удивляясь моей интуиции,  смеялся, называя меня истинной женой капитана и шутейно напевал:

-Тебе известно лишь одной, когда усталая подлодка из глубины идет домой.

И я, повиснув у него на шее, задыхаясь от счастья, кричала:

-Да! Да! Я всегда знаю, когда ты возвращаешься «к родным берегам»!!!

Но однажды он не вернулся.  В двадцать три года я стала вдовой.

В тот день, с самого утра со мною стало твориться что-то невообразимое. Я едва дождалась конца работы. К дому меня гнала необъяснимая сила страха. Нет! Ужаса! Забежав на свой четвертый этаж, и едва открыв ключом дверь, я с бьющимся сердцем привалилась спиной к двери и закрыла глаза.

Передо мной все  качалось и плыло. С трудом оторвавшись от опоры,  дотащилась до дивана, рухнула на него, даже не сбросив с ног  босоножек. И тут же впала в летаргическое оцепенение.

Раздирая мозг, перед моими глазами бешено вертелся непонятный огромный винт, а рядом с ним, сквозь пробоину хлестала вода. Меня подбросило с дивана. Зачем-то я кинулась к окну.  Там, за стеклом,  уродливо кривляясь, горбатилась, приготовившись к зловещему прыжку, отвратительная, удушающая  темнота. Не помня саму себя,  я закричала:

-Левушка, взрывай балластные ёмкости! Ну же,  ну же, родной, поднимай рычаги! Быстрее! Быстрее! – не понимая, о каких емкостях и рычагах в горячечном бреду кричала я  мужу, всей сутью понимая, что  на него мчится гибель.

После, когда подняли лодку, Левушку нашли с крепко сжатыми  пальцами на рычагах, но   он не успел их поднять кверху, вода, мгновенно хлынув в отсек, убила его, как впрочем  и,  всю команду. Подлодка наткнулась на неизвестно откуда оказавшийся на их курсе  остов затонувшего судна времен ВОВ.

***

Сейчас с Мартой творилось подобное,  со  времен   Левушкиной гибели. 

Неужели Илье придется повторить Левушкину судьбу? Марта металась по комнате, словно загнанный в ловушку зверь. Каждая клеточка ее организма кричала о смертельной опасности, нависшей над  ее мужем.  Она старалась гнать от себя страшное предчувствие.  Но  тревога лишь  нарастала, парализуя мозг и сознание.

-Помочь, помочь, - словно заклинание шептала она,    бегая по комнате, не осознавая себя.

-Помочь, помочь, - как заклинание повторяла она.

***

И тут ее  озарило! Тетка Ульяна! Старшая сестра ее матери. В  деревне, где та проживает,  все называют ее ведьмой. Конечно, Марта не верит глупой болтовне. С самого раннего детства она помнит няню Улю, как  до сих пор  называет свою тетку, добрую, веселую, заботливую, ласковую.

Какая же она ведьма? Ведьмы ведь злые, страшные  и летают на помеле, рассуждала пятиклассница, случайно услышав от соседки, как та называла ее няню ведьмой, когда они с матерью гостили в деревне.

В домике, где жила тетка всегда было чисто, прохладно, во всех комнатах витал таинственный запах, чего-то незнакомого и загадочного.

За печкой, на гвоздиках, вбитых в стену, у няни постоянно висит множество засушенных цветочных и травяных букетиков.

-Это, что тут у тебя? – как-то спросила пятиклассница свою тетку-«ведьму».

-Это то, что помогает человеку жить, - непонятно объяснила та. 

-А как помогает? – равнодушно проведя  по «букетикам» пальчиком,   спросила девочка.

-Вот подрастешь – тогда и расскажу тебе  «кому и как»  помогает, - с доброй улыбкой, погладила она племянницу по головке.

Спустя годы, Марта уже без сопровождения матери ежегодно приезжает к няне Уле в деревню. Ей нравилось находиться рядом с теткой, умной, мудрой и все понимающей.

В очередной свой  приезд, Марта  вновь завела разговор с  няней  о гибели Левушки, и та непонятно для  нее, с грустью сказала:

-Жалко, упустила я время… - но тут же замолчала.
Молодая вдова  не стала уточнять теткину недоговоренность.  Ульяна сдвинула на край стола посуду после обеда.  Марта кинулась было складывать ее в тазик для мытья, но  няня остановила племянницу.

-Сиди, - твердо сказала она. – И послушай  внимательно, что я тебе скажу. – Она забралась по полатям за печку. И принялась снимать с гвоздиков   травяные пучки.

Вернувшись к столу, разложила их в аккуратный ряд перед молодой вдовой.      

    -Я обещала тебе рассказать об этих травах. Да вот только опоздала, - с горечью в голосе, сказала она.

-Няня Уля, а, правда, говорят, что ты ведьма? – весьма нетактично перебила она тетку.

-Для кого - ведьма, а для кого - Ангел-спаситель, - спокойно ответила ей тетка.

-А как ты это делаешь? – продолжала допытываться Марта. На эту тему ей раньше не приходилось разговаривать с няней.

-Как? А вот благодаря этим травам, - она принялась  менять их местами. – Слушай, моя родная, и запоминай. Хоть с опозданием, но я расскажу тебе о силе каждой из них. Вот эта  – называется ОБЕРЕГОМ. Она оберегает человека  и его родных от внезапных горестей. Пучок следует постоянно хранить в доме. Повесить в квартире на гвоздик, или положить наверху шкафа, лучше всего в прихожей. Чтобы  ни горе, ни беда не могли попасть в  дом, - поясняла тетка, передавая в руки Марты пучок засушенной травы.

-Это – охранительница дома…., эта - от злого сглаза…., это - от  всех болезней…., это  - охранительница семейного благополучия…, эта…. .

Марта уже не слушала тетку после того, как та положила перед ней  невзрачный пучок, с тоненькими, бледными веточками полынного цвета.

-Эта трава называется: «Во спасение родного человека на далеком расстоянии от тебя». Она подаст тебе знак, что  человеку худо, что он нуждается в твоей помощи, - продолжала тетка раскрывать перед племянницей «ведьмины» тайны.

-Няня, а какой знак подаст зелье? – с большой верой в теткины слова,  спросила Марта.

-Знак? А очень даже простой. От внутренней тревоги ты потеряешь покой.

-Няня, - заплакала девушка. – Накануне гибели Левушки я не находила себе места. Но не могла подумать,  что моя тревога относится к Левушке. И только когда мне стали являться какие-то рычаги, вода и винты, я  что-то закричала. Даже не помню – что. А потом  пришло  известие о гибели    подлодки и его самого.

-Это я виновата, что вовремя не передала тебе траву. Но теперь храни ее постоянно рядом с собой. Не исключено, что ты вновь выйдешь замуж. И вновь твоим мужем может  оказаться подводник.  Живешь ведь в морском городе, да и работаешь среди     моряков. И не исключено, что он, подобно твоему Левушке, может  оказаться  в смертельной опасности. И тогда, вот эта травка, - она поближе к Марте подвинула травяной пучок. - Станет его спасением. Береги эту траву пуще глаза своего, -  предупредила она Марту.    

-Няня, а  эта трава  могла бы спасти Левушку?

-Конечно. Ее сила помогла бы ему поднять рычаги и  все бы спаслись.

О гибели подлодки и ее любимого Левушки, няне подробно рассказала  мать Марты, во время своего приезда к сестре, в деревню. Девушка снова заплакала.


***
    
Неожиданно Марта остановилась, ее шарахнула, пришедшая к ней  спасительная мысль - о далеком теткином наставлении.  Молодая женщина кинулась к шкафу, схватила шкатулку с заветным зельем. Вытащила из пучка, как наказывала няня, единственную веточку, и,  держа ее перед собой,  срывающимся голосом,  спотыкаясь и захлебываясь, быстро  прочла  теткину молитву:

-Трава-живица, земная полуденица,  спаси моего мужа Илью и   его матросов своей небесной защитой от утопления. Подставь им свои  всемогущие руки во спасение. Спаси! Спаси! Спаси! – кричала  Марта, от волнения путая слова заклинания. 

***

                ПОСЛЕСЛОВИЕ

-Знаешь, лапочка, что случилось у нас в этом походе на подлодке? – в порыве откровенности признался жене капитан первого ранга Илья Марчук.

Марта уже догадывалась, о чем ей поведает муж, хотя у подводников не принято  делиться с женами плохими новостями.  Она смотрела на мужа, и  внутри ее горело пламя. Оно вспыхивало, разбрасывая искры, которые тут же   осыпались серым, тоскливым пеплом. Неужели это будет сопровождать ее всю  жизнь?

-…. , я уже начал засыпать, - как сквозь вату доносились до нее слова мужа. – И тут  вдруг – уууу-у-у-ааа-а-а – закричала сирена. Раз, другой, третий. Все, думаю, тревога! На подлодке – ЧП! Я подхватился, и сразу почувствовал запах гари,  ко мне уже бежал вахтенный офицер.  Где-то случилось замыкание, понял я, - продолжал рассказывать Илья супруге, не в силах сдерживать в себе эмоции, об удивительнейшем явлении, произошедшем на его подлодке. – Но что самое удивительное, огонь, мгновенно рванувшийся по кабелям к ракетному отсеку, словно по команде, не добравшись до него каких-то полуметра ни с того ни с сего, вдруг взял и погас!

Марта смотрела на мужа и мысли ее метались в звуках его слов:  Помогла! Помогла! Помогла!

Помогла мужу нянина трава и ее молитва.

-Знаешь, лапочка, такого случая в истории с подлодкой еще не небывало.  А у меня – произошло! - гордо заявил командир этой самой лодки. -  Вот так, моя хорошая,  считай, что  те полметра спасли нашу посудину, весь экипаж, да и меня самого,  - засмеялся Илья обаятельной улыбкой,  которая некогда наповал сразила Марту,  спустя после двух лет ее вдовства.  – И  благодаря этому - я дома, с тобой!

                …………………………………………….