Мазепа

Дмитрий Ромашевский
               
                С.М. Соловьёв, А. Пушки, П. Чайковский.


   В 1687 г. гетманом Украины стал Иван Степанович Мазепа – украинский дворянин, получивший шляхетское образование* при польском королевском дворе.

  В 1707 г. начали волноваться казаки  на Дону под предводительством Кондратия Булавина,* который  был  избран атаманом Войска Донского.
  Если донские казаки  действовали открыто и обращались к простому народу, то в Малороссии заговор созревал в глубочайшей  тайне. Гетман Мазепа пользовался полным доверием царя, который неоднократно получал доносы на него и не верил им.
  В 1705 г. к Мазепе тайно приезжал Францишек Вольский с «прелестным» предложением от  польского короля. Мазепа, выслушав его, передал посланника из Польши царскому чиновнику Анненскому. Вольского подвергли пытке и в оковах переправили в Киев.
  Однако через некоторое время Мазепа получает письмо от наказного (т.е. временного) гетмана,  полковника  Горленко из-под Гродно, который пишет о разграблениях и  «смертных побоях» казаков великоросскими царскими служилыми людьми. Жалобы на петровскую администрацию шли и из других мест, в них говорилось, что Пётр готовится послать казаков в Пруссию «для научения и устроения их в драгунские полки». Эти сообщения поколебали преданность Мазепы царю и побудили его к тайной переписке с краковским воеводой князем Вишневецким.
   К гетману приходили письма из Польши от княгини Дульской, в которых были обещания от польского правительства. Мазепа сомневался в этих обещаниях и продолжал служить русскому царю.  «Прошу Вашу княжескую милость, - пишет он в ответном письме, - оставить эту корреспонденцию <…> не надейся, не помышляй, чтобы я, при старости моей, верность мою царскому величеству повредил».
    В то время как Пётр I начал свои преобразования,  Мазепа всё более задумывался о том, чтобы « отложиться от Москвы». Пушкин в своей поэме «Полтава» так пишет о раздумьях и намерениях гетмана:

  Давно замыслили мы дело;
Теперь оно кипит у нас.
Благое время нам приспело;
Борьбы великой близок час.
Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы
Под самовластием Москвы.

  После получения очередного письма «цифирью»*, узнаёт он, что князь Меньшиков имеет намерение стать гетманом Украины. Он уже чётко понимает, что грядут очередные реформы, и на места старшин Пётр готовится поставить губернаторов. Не исключал он, что несогласных царь переселит за Волгу, а Украину наполнит своими людьми.

   Нарастало напряжение перед военными действиями: тянулись обозы, шли партии рекрутов, в Киеве строили укрепления. Мазепе постоянно жаловались на русских военных: «казаков палками бьют по головам, уши шпагами отсекают, оставленные без кормильцев семьи не справляются с хозяйством, дома местного населения грабят, насилуют дочерей и жён…». Особенно громко доносилось возмущение русскими войсками из Миргорода от полковника Апостола.   Мазепу оскорбляло и пренебрежительное отношение к нему Меньшикова.
  Когда Пётр начал преобразование казацкого войска в драгуны и солдаты, поднялся сильный ропот.

  Мазепа с Орликом* жили в Печёрском монастыре. «Молись Богу, говорил гетман Орлику,  <…>  твоя молитва приятнее Богу, чем моя, потому что по-христиански живёшь. Бог знает, что не для себя делаю, а для вас всех». На следующий день Орлик застал гетмана, сидящим перед крестом. «… перед всеведущим Богом протестуюся и присягаю, говорил он, - что я не для приватной своей пользы, не для высших гоноров, не для большего обогащения  <…>; но для вас всех, для жён и детей ваших, для общего добра матки моей отчизны, бедной Украины <…> и народа малоросского, для повышения и расширения прав вольностей,  хочу при помощи Божией, так сделать, чтобы ни от  Московской, ни от  шведской стороны не погибли».

   Мазепа говорил Петру в Жёлтове: если шведский и польский короли со своими армиями разделятся, то Карл первым пойдёт на московское государство, а Станислав – на Украину. Он считал, что его войско не сможет противостоять польской армии. Но, всё же, он надеялся, что столкновения с поляками можно избежать, и Украина не будет затронута военными действиями.
    Он выжидал, а положение становилось всё более опасным. Из ставки русского командования шли одна за другой депеши с приказом прибыть в Глухов. Наконец он решился отправить депешу шведскому королю. В ней он выражал радость по поводу прибытия войск Карла XII-го в Украину и просил защиты своему запорожскому войску, а всему народу освобождения «от московского ига». 
  Он всё ещё надеялся, что  Украину не затронут военные действия, когда же он узнал,   что Карл повернул от Слонима к Украине и пришёл приказ от Петра соединиться с войском генерала Инфлянта*, потребовал собрать военный совет, где Орлик передал полковникам его вопрос: идти или не идти на это соединение. Ответ был единогласным – «Нет». И всё-таки Мазепа медлил. Осенним вечером 1708г. он опять послал Орлика на собрание полковников получить подтверждение на свой вопрос.    Обозный Ломиковский свидетельствовал: «Не смотря на наши предложения и просьбы, он не снёсся с королём на границах и этой своею медлительностью впроводил все силы российские в Украину на разорение и всенародное кровопролитие».
   Колебания Мазепы были обоснованны. С.М. Соловьёв пишет: «Украина,  <…> устрашённая мыслью о союзе с поляками и шведами, не пошла за Мазепой».  «Мы видим, - пишет историк, - как неохотно решился Мазепа объявить себя  в  пользу шведов. Его опасения оправдались:  устрашённая русскими войсками Украина не присоединилась к нему, и  в Полтавском сражении Карл XII потерпел поражение».
  После разгрома шведов в 1709 г. Мазепа вынужден был бежать в Турцию, где вскоре скончался.

                ***
   В этих жестоких исторических событиях мы запомнили не только осторожного и  всё же проигравшего старого гетмана, шведского короля Карла XII, польского короля Станислава, благодаря  Пушкину живые образы их современников удивляют нас и сегодня.
  Пушкина волновала тема «Полтавы». Он начал писать поэму весной 1828г. и отложил работу над ней. Осенью он вернулся к поэме и закончил в несколько дней. Знакомый Александра Сергеевича М. Юзефович вспоминает: «Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что ночью он вскакивал с постели и записывал их впотьмах».
   Поэму современники не оценили. В ней Пушкин объединил и политическую, и личную темы. В своей заметке «Опровержение на критики» он писал: «Полтава», которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему,   что я до сих пор написал, «Полтава» не имела успеха».

  Пушкина поразили строки в «Войнаровском»*:

«Жену страдальца Кочубея
И обольщённую их дочь».

«Я задумался, - пишет он, - как  мог поэт пройти мимо столь странного обстоятельства» .

   В этом полифоническом произведении Пушкина и  тема войны Карла XII c Петром I, и судьба России, и соприкосновение двух народов – русского и украинского, и попытка центрального героя оторвать свой народ от России, и тема любви и страданий Марии. «Сильные характеры и глубокая трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, - вот, что увлекло меня», - пишет поэт.
  Мазепу поэт представляет нам не патриотом, а властолюбцем.

  В поэме проходят перед нами жившие тогда многие люди, оставившие свои следы в истории: Дорошенко – национальный герой Малороссии, Григорий Самойлович – сын гетмана, сосланного в Сибирь, Семеон Палей, полковник Хвостовский, сосланный по жалобе Мазепы в Енисейск, Костя Горденко – кошевой атаман, перешедшей на сторону шведов, взятый в плен и казнённый, товарищ Кочубея полковник Искра, иезуит Заленский, Филипп Орлик, в последствии принявший магометанство и скончавшийся в Турции…
 
     В поэме Пушкина и любовь, и  политика, и трагедия, и история.

     Существует предание, что Мазепа был поэтом: несколько его песен сохранились в народной памяти. Кочубей в своём доносе царю  на Мазепу упоминает его патриотическую думу, замечательную не только как исторический документ, но и как талантливое произведение.
               

                ***

   3-го февраля 1884 г. в Большом театре Москвы состоялась премьера оперы П.И. Чайковского «Мазепа» по поэме Пушкина  «Полтава». Четверть века ранее в Петербурге прошла одноимённая опера Б. Фиттинга-Шеля*, позже поставленная и в Москве, и в Киеве. Были попытки и у других композиторов написать оперу на этот сюжет, оставшиеся не реализованными.
  Чайковский воспользовался либретто, написанным В. Бурениным для Фитинга-Шеля.  Работа его проходила в мрачные годы после убийства Александра II. Либретто было несколько переработано композитором. Основной линией стали отношения Марии,  Кочубея и Мазепы. Образ Мазепы сложен и противоречив. Уступая первому исполнителю партии Мазепы Б. Корсову, Чайковский включил в оперу арию Мазепы «О, Мария!».
Эту арию мы часто слышим и сегодня.
   Контрастность в музыке Чайковского присутствует в каждой партии оперы. В картине казни Кочубея  композитор ввёл сцену с пьяным казаком, усиливающую ужас происходящего.
  Уже после премьеры Чайковский продолжал  совершенствовать своё произведение и завершил его колыбельной безумной Марии. В этой трагедии композитору удалось передать слушателям и силу духа Кочубея, и  нежность и чистоту его дочери, и веру в тожество добра.

   

*Цифирь - шифр
*Булавин Кондратий Афанасьевич (1667-1708) – предводитель крестьянско-казацкого восстания 1707-1708 гг в России.
*Орлик – писарь Гетмана Мазепы.
*Инфлянт Николай Юстович - русский генерал-майор кавалерии (1707).
* «Войнаровский» - жизнеописание Мазепы К. Рылеева.
*Фитргоф-Шель Борис Александрович – русский композитор