100 дней работы врио Главы Бурятии А. Цыденова

Евгений Буянин
     Эпиграф. "Вообще, я лугаться соблался..."

     Господин Цыденов для Бурятии, по большому счёту, является таким же «варягом» и случайным руководителем, как и приснопамятный Наговицын. До того момента, как Президент России Владимир Владимирович Путин назначил его временно исполняющим обязанности Главы Бурятии, о нашей республике он имел, судя по всему, весьма поверхностное представление. В Бурятии он, как я понял, раньше никогда не был, и с нашей малой родиной его раньше ничего не связывало. Родился он не здесь, учился не здесь, работал не здесь, жил не здесь, женился и рожал детей тоже не здесь. В общем, не земляк он нам, не свой, чужак, «варяг». Работая на высоких должностях в федеральных министерствах и ведомствах, Цыденов никак не выделял Бурятию из общей массы других российских регионов, никоим образом не оказывал ей сколько-нибудь особого, более пристального внимания и покровительства. Ни в сфере железных дорог в частности, ни в сфере транспорта в целом Бурятия не имела в лице Цыденова «своего» человека в федеральной власти. Она (Бурятия) вообще ничего не знала об этом человеке.
 
     Но я не буду здесь углубляться в эту тему, это и так всем здравомыслящим жителям Бурятии известно и понятно. Я сегодня хочу попытаться объективно взглянуть на то, что и как он делает на посту временного руководителя нашей республики.

     Начну с «плюсов». На мой взгляд, пока «плюсов» только три.
 
     1) С 1 июля вроде бы должен снизиться тариф на электроэнергию для населения: с 2 руб. 87 коп. до 2 руб. 75 коп. за киловатт в час. И то это пока ещё не стопроцентно, ещё не окончательно утверждено. Все остальные «достижения» и «договорённости» пока эфемерны, мнимы, воображаемы и совершенно не гарантированы. Эти все прекрасные «достижения» и «успехи» должны произойти якобы после сентября, то есть уже после всенародных выборов Главы Республики Бурятия. А сейчас нам усиленно предлагают верить и ждать, ждать и верить. Ну что ж, «блажен, кто верует», как говорится.

     2) Относительная молодость Цыденова. Ему, как известно, 41 год. Это качество тоже вроде бы считается «плюсом». Но не всегда и не везде. В нашей провинциальной республике очень сильны традиционные ценности и патриархальные стереотипы. Многие жители Бурятии считают, что глава региона должен быть мудрым и опытным человеком. А мудрость и опыт, как известно, приходит с годами.

     3) Третьим «плюсом» Цыденова считается его успешная карьера в федеральных структурах. Но этот «плюс» тоже, на мой взгляд, весьма сомнителен. Думающие, здравомыслящие люди знают и понимают, что в современной России с её режимом, в котором «руководящая и направляющая сила» принадлежит «партии жуликов и воров», функционирует система негативной кадровой селекции, отрицательного элитного отбора. То есть, вверх по карьерной лестнице в основном поднимаются не лучшие, а худшие. По блату, по протекции, за деньги и тому подобное.

     Теперь о «минусах», о крупных ошибках и просчётах временного руководителя республики. Их больше, чем «плюсов».

     1) Вместо того, чтобы начать процесс сокращения и без того раздутого чиновничьего аппарата, Цыденов зачем-то вводит совершенно ненужную, на мой взгляд, должность восьмого заместителя председателя правительства Бурятии – «по безопасности».

     2) Совершенно не прозрачная и сомнительная кадровая политика Цыденова. Так, на весьма высокую и ответственную должность руководителя группы помощников Главы Бурятии назначен никому не известный 31-летний пацан, уроженец Липецкой области, дипломированный железнодорожник Валерий Галицкий, так же ни имеющий к Бурятии никакого отношения. Железная дорога и Администрация Бурятии – это две совершенно разных сферы, можно только догадываться, каким будет уровень эффективности и профессионализма Галицкого на новом поприще. Даже Наговицын в конце своего пребывания на посту Главы Бурятии учредил некий кадровый совет из представителей гражданского общества. Почему Цыденов не хочет согласовывать свои крупные назначения с общественностью республики? Это, я считаю, крупная его ошибка.

     3) Мы так и не услышали, что Цыденов окончательно и бесповоротно отмежёвывается от полностью обанкротившегося экономического курса Наговицына, Чепика и им подобных. Наоборот, Чепику даже медаль вручили «За заслуги перед Бурятией». Какие заслуги?! Угробил экономику Бурятии, обанкротил ведущие промышленные предприятия и сжёг чуть ли не половину бурятской тайги. Я считаю, что Чепику не медаль вручать нужно было, а «волчий билет», чтобы он больше никогда и нигде не смог работать на госслужбе и заниматься вредительством. Ни в Карелии, ни где бы то ни было ещё.

     4) Невнятная позиция Цыденова по VIP-доплатам к пенсиям бывших высокопоставленных чиновников и депутатов. Лично у меня создалось впечатление, что Цыденову в данной ситуации ближе чиновники и депутаты, а не большинство простых жителей Бурятии и большинство пенсионеров, получающих 12-13 тысяч рублей пенсии.

     5) Опять нам рассказывают сказки о туристическом потенциале Бурятии. Наговицын десять лет нас кормил баснями о том, что вот-вот в нашу республику хлынут толпы российских и иностранных туристов, которые будут оставлять у нас огромные деньги в долларах и евро. Кроме монголов, атакующих «абсолюты», мы, по большому счёту никого больше не увидели. Теперь та же самая песня. Это ещё один крупный просчёт Цыденова. Развивать, в первую очередь, нужно промышленность и сельское хозяйство. Поднимать уровень и качество жизни жителей Бурятии, создавать условия для повышения зарплат простых людей. Чтобы хотя бы раз в год каждый житель республики мог съездить отдохнуть в тёплые края, на море, в тот же Крым или Краснодарский край. Или мог позволить себе купить путёвку в Таиланд, Вьетнам или Турцию.

     6) Подмена реальной работы на благо Бурятии тотальным самопиаром и обещаниями рая в отдельно взятом субъекте Российской Федерации. Наговицын десять лет занимался позёрством, саморекламой и словоблудием. И сейчас мы видим те же тенденции у нового временного руководителя. Не пиар нужен жителям Бурятии, не несбыточные обещания, не «маниловщина», не ложь. Народ Бурятии истосковался по правде, по справедливости. Бурятия ждёт реальных дел от своего руководителя. Реальных результатов, которые можно руками потрогать, например, в своих кошельках и холодильниках.

     Вывод. Алексей Цыденов лично меня, как отдельно взятого жителя Бурятии пока не убедил. Я пока не вижу веских причин, почему я должен в сентябре проголосовать за него. Я пока не увидел для себя, чем он принципиально отличается от Наговицына.
 
     Его избирательная кампания ведётся чисто политтехнологически, с многочисленными встречами и не менее многочисленными обещаниями, с агрессивным, всепроникающим оболваниванием населения. Как говорится «пипл всё схавает».
 
     Прогноз. Я не берусь точно спрогнозировать результат выборов, кто именно станет в итоге Главой Бурятии. Но мой жизненный опыт и моя интуиция говорят мне: если вдруг всё-таки в результате массового оболванивания населения, применения административного ресурса и фальсификации реальных итогов волеизъявления граждан победу одержит Цыденов, то абсолютное большинство всех его предвыборных обещаний выполнено не будет. А будет продолжение политики Наговицына-Чепика. Цыденов будет «работать» в интересах определённых российских финансово-промышленных групп, олигархов, чиновников, с оглядкой на Кремль и бурятские кланы. Интересы народа Бурятии будут его интересовать в самую последнюю очередь. Бурятия при этом будет оставаться на последних местах в России по уровню жизни, но лидером по уровню преступности и самоубийств, лидером по «охреневанию» чиновников в смысле их численности, уровня содержания, льгот, привилегий и доплат к пенсиям.

      Май 2017 года.