Былинки Александра Ракова. У человека на руке часы

Александр Раков
Былинки Александра Ракова
У ЧЕЛОВЕКА НА РУКЕ ЧАСЫ

У человека на руке часы, на стене календарь, на столе радио и телевизор; человек смотрит на часы и всё делает по времени.

У котов нет ни первого, ни второго, ни третьего, ни четвёртого. А зачем? Они и так знают точно нужное время. Когда мы с женой в пятницу вечером подъезжаем на машине по тихой деревенской улице к даче, Малыш с Мартюней уже сидят рядом с калиткой в предвкушении встречи. Еще минуту назад их тут не было, и машины мимо разные проезжают. Но если нас нет в рассчитанное ими время, они места себе не находят и будут бегать на дорогу и обратно в дом, пока не закроют дверь. Конечно, они соскучились и ждут больше ласки, чем кошачьих вкусностей.

КОШКИ

Любимицы сирых старушек
У неба не просят ночлега,
Надёжно их гордости служат
Природная лень или нега.

Хоть свиты их когти из жести,
Да спрятаны в мягкие ножны,
Хоть дремлет покой в каждом жесте,
Да чуткие души тревожны.

Так выгнуты мягкие спины
Природы слепыми руками,
Как ждущие воду плотины
Иль, может, мосты над веками.

В глубоком подвале фольклора,
Где свалена времени груда
И много ночного простора,
Вдруг два полыхнут изумруда.

И вряд ли поймём мы, невежды,
Какая печаль неземная
Под праздничным дымом одежды
Их жжёт, сожаленья не зная.

Натан Злотников

Завидев нас, Малыш поднимает хвост трубой и начинает ходить кругами, Мартюня же стремится забраться на руки хозяйке и не слезать вечность. Однажды Малыш, обрадованный встречей, притащил на кухню дохлого мышонка и положил перед нашими глазами, словно говоря: «Не такой я уже и старый, чтобы не поймать для вас чего-нибудь съестного». Но если честно, реакция его уже не та и птичку словить играючи, коготком, как он проделывал это раньше, ему уже не по силам. Вообще-то я как объект любви интересую их мало, и мои многолетние заигрывания ни к чему не привели — коты меня не любят. За что, спрашиваю я вас с обидой? Разве не я принимал роды у кошки, когда мы оба дрожали от страха? Разве не я возил Мартюню на рентген, испортив себе выходной? Сколько ночей я проспал крючком из-за того, что Малыш разлёгся посреди кровати и трогать его не сметь?

Звери безмерно любят хозяйку. Как верные псы, коты сопровождают хозяйку везде, куда бы она ни шла, и спят с ней. Делать нечего, мне пришлось смириться — кошачью любовь за коврижки не купишь. Да, Малыш перестал пить ладожскую воду и не сойдёт со стола, где обычно стоят вёдра, пока не привезут воды из поселкового колодца. Он будет долго принюхиваться, требовать открыть крышку бака и лишь потом, убедившись, что вода стоящая, будет хлебать и хлебать привозную жидкость, делая короткие перерывы на отдых. А я перестал купаться на ладожском мелководье: теперь прямо в воду на пляже спускают чёрные сточные воды, но люди не обращают внимания и продолжают получать удовольствие от водных процедур.

Пришла, страшней любой беды,
На Ладогу беда.
Мне чистой ладожской воды
Не выпить никогда.

У времени на поводу,
Среди никчёмных дел,
Я эту страшную беду
Позорно проглядел.

Я дал дорогу той беде,
Не удержал беды.
И мир, живущий на воде,
Остался без воды.

Стою как столб перед бедой
У горьких дум в кругу
Над этой мёртвою водой
На мёртвом берегу.

Ещё висит на волоске
Живая жизни быль.
И Совесть стынет на песке,
Как высохшая пыль.

Михаил Дудин

…Машина медленно поползла домой по колдобинам. Ещё минуту мы видим в зеркало высовывающиеся из травы четыре кошачьих уха, но дорога приказывает глядеть вперед.

И целую неделю мы вчетвером будем скучать друг о друге в ожидании субботней встречи.

Из литературы мы знаем множество случаев самопожертвования людей ради своей любви: Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, Данте и Беатриче…

Теперь не умирают от любви —
Насмешливая, трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
Лишь без причины человеку плохо.

Лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но «неотложку», мама, не зови,
Врачи пожмут безпомощно плечами:
«Теперь не умирают от любви…»

Юлия Друнина, †1991

О любви животных не говорится вовсе, или люди сводят любовь братьев наших меньших к процессу спаривания. Прижилась в народе мысль о том, что если погибает лебедь-самка, то лебедь-самец бросается вниз и разбивается насмерть. Есть ещё выражение: «Воркуют, как влюбленные голубки».

Каждый день я прохожу на работу соседним двором и вижу добротно сработанную голубятню. Застряла в ком-то страсть к удивительным птицам. В моей детской Москве всё пространство вокруг бараков было застроено голубятнями, и мы, мелочь пузатая, часто с восхищением наблюдали, как, стоя на крыше голубятни, парень с шестом и привязанной к нему тряпкой гонял с залихватским свистом свою стаю высоко в небе, как возвращались, усталые, домой. Потом мы с раскрытыми ртами слушали рассказы парней, какими качествами обладают разные голубиные породы, какие птицы какие кульбиты способны выделывать в воздухе.

Подари мне, мальчишка, голубя,
Не как символ, а просто так.
Поднимусь я, закинув голову,
Вверх по лестнице на чердак.

Посвищу я в два пальца весело
На ветру в слуховом окне.
Мне ответят твои ровесники
И рукою помашут мне.

Я укрою его от холода,
На руках подержу его.
На минуту вернётся молодость
И забытое озорство.

Мне завидно, как, вскинув голову,
Ты взбираешься на чердак.
Подари мне, мальчишка, голубя,
Не как символ, а просто так.

Надежда Полякова, СПб

В столице существовал огромный голубиный рынок. Сами голубятни напоминали крепости после сражения: голубей воровали, они стоили денег, а некоторые породы — денег больших, поэтому для укрепления голубятни владельцы использовали любой подручный материал — старую фанеру, доски, куски обшивки самолетов, благо Центральный аэродром был за забором. Рассказывали голубятники и о специально обученных птицах, способных увести стаю к другому хозяину. Цинично рассказывали о голубиной преданности и любви до гроба. Конечно, тогда я был слишком мал, чтобы мой впитывающий всё подряд умишко осознал слово «преданность» и «любовь», но, взрослея, я понял, что это не пустые слова. Из-за безчисленных переездов я так и не стал голубятником, но с годами интерес к жизни животных становится у меня сильнее. Не всё, оказывается, так просто в животном мире, и далеко не все поступки зверей, птиц и даже насекомых всезнающая наука может объяснить инстинктом. Иногда мне кажется, что животные способны любить сильнее людей. Да вы и сами об этом знаете…