У зятя - за столом, у сына - под столом

Петр Панасейко
            На трамвайной остановке встретились две пятидесятилетние женщины. Когда-то они в месте лежали в роддоме. У первой тогда родился сын Денис, у второй – дочь Света. При одновременной их выписке врачи пошутили: « Ну, счастливые мамаши, растите своих детей и не забудьте пригласить на их свадьбу. Чем не  жених и невеста?». Однако «шутка» не "сработала": мамы встретились только теперь, когда их дети имели уже свои семьи. Пожениться им было не суждено.

         - Тамара, что ты такая грустная? У тебя вид такой, как будто на кладбище едешь?- поинтересовалась подруга.
         - Ты угадала, Полина, еду на могилу мужа. Три года назад умер на работе от инфаркта. Работал на заводе начальником конструкторского отдела. После очередного конфликта с главным конструктором моего Коленьки не стало. А у тебя как дела на семейном фронте?
          - Живу по-прежнему со своим Валерой. После той дочки родился у нас ещё сын. Счастливы. И мы с мужем, и наши дети. Вот еду к Свете нянчить внучку. Некому за ней присмотреть.  Уходит на смену. А ведь внучка, Тамарочка, на самом деле могла быть нашей общей. Помнишь, ту шутку врачей о "женихе и невесте"?
           - Как не помнить? Я, может быть, по истечении времени её и забыла бы, но печальные обстоятельства не позволяют мне сделать это.
           - Ты имеешь ввиду смерть мужа?
           - Нет, дорогая, по мужу я слёзы лью ежедневно, но есть и другая причина.
           - Поделись со мной, и тебе станет легче.

            … Как и положено, в семье Тамары первым женился сын, старше сестры на пять лет. Учился в институте, там познакомился с однокурсницей Антониной. За год до получения диплома, чтобы избежать распределения куда-нибудь в Сибирь, поженились, оставшись в городе. Жить стали в квартире родителей жены. Следом вышла замуж дочка. Одноклассники не стали ждать,  поженились  после окончания школы в восемнадцатилетнем возрасте (в первый класс пошли с восьми лет,  в советские времена, как известно, была «десятилетка»). Оба пошли работать рабочими на завод. В армию мужа по состоянию здоровья не призвали. Сначала жили  у Тамары, потом получили квартиру от завода-новостройки.

            В семьях детей родились со временем внуки и внучки. Казалось бы, для Тамары наступил век счастья. Но … жизнь порой  преподносит «сюрпризы», от которых волосы на голове седеют преждевременно.

           Однажды зять отмечал День рождения, пригласил в ресторан много друзей, обоих родителей. Тёща, отправившая мужа в очередной раз в больницу, опоздала на торжество. Свободных мест за столами не оказалось: то ли кто-то пришёл лишний, то ли при подсчёте гостей ошиблись маленько в их количестве? Тамара, как «бедный родственник», стояла у двери, собираясь покинуть помещение. В этот момент взгляды её и зятя встретились. Он быстро встал, подошёл к тёще, обнял её, поцеловал и … посадил за стол на своё место. А сам пригласил официанта. Через несколько минут появился дополнительный стол со стулом, за который он сел отдельно, как  виновник торжества. При этом не только у опоздавшей появились слёзы на глазах, но их не избежали и некоторые  приглашённые. Если бы так  поступил её сын Денис, продолжавший сидеть за столом при появлении  мамы «как ни в чём не бывало», то реакция на увиденное не казалась бы столь заметной. Может быть, сын и захотел сделать так, как зять Виталий, но рядом сидела та, которая этого позволить мужу не могла. Сноха с самого начала не полюбила свекровь.

           Сидя за праздничным столом, Тамара невольно вспомнила  совсем  другой случай.

               В разгаре находились торжества по случаю Дня рождения сына. Отмечать его Антонина решила дома в своей квартире, чтобы сэкономить деньги на покупку автомобиля. Хотя свой предыдущий День рождения отмечала «на широкую ногу» в кафе. Пригласила много своих подруг. Разумеется, без мужей. В это время подошла свекровь, вернувшаяся из больницы, где находился муж. Сцена получилась «немой». Оказалось, что Тамару никто не звал. Одна из подруг пыталась встать и уступить место пришедшей женщине. Но правая рука снохи не позволила этого сделать:
        - Сиди, Люда, на своём месте и не дёргайся. Её никто не звал. Места свободного нет. Если хочет, пусть лезет  под стол.
              Под стол та, разумеется, не полезла, а подошла к сыну, обняла, поцеловала, поздравила, вручила подарок и тем же путем исчезла из не очень гостеприимной квартиры…

             Монолог Тамары прервал стук колёс подошедшего трамвая. Обе зашли в вагон. Ехали поначалу молча. Рассказ  задел «за живое» подругу.  Полина умышленно скрыла тот факт, что у её любимой дочки тоже есть семейные проблемы: муж сбежал к любовнице, оставив двух детей с матерью.  Правда, она  проговорилась, сказав, что за внучкой некому присмотреть, но потом опомнилась и замолчала. «Видать те врачи  сквозь время смотрели, - подумала про себя женщина. – Быть Свете и Денису вместе! Пусть и с опозданием».

              - Слушай, Тамара, - начала разговор подруга.- Завтра  у меня День рождения, приходи ко мне с сыном и снохой. Я попробую переговорить с ним. Я всё же педагог и психолог.
              - Не получиться, Полина.
              - Это почему?
              - Сноха уехала в командировку, а сын без неё «ни шагу».
              - Не беда, тогда приходи одна.
              - Хорошо
              - У тебя есть фотография сына. Хочу посмотреть на него. Первый и последний раз я видела его в пелёнках. Рядом со своей Светой.
               
              Тамара не ответила, а вытирая слёзы, достала из сумки несколько фотографий, одна из которых незаметно упала между сидений. Полина посмотрев фото, на одном из них написала свой адрес и вернула обратно. После следующей остановки, поехала одна: подруга сошла. Достав «потерявшееся» фото, она долго его рассматривала. Затем поцеловала и положила себе в сумку.

             В назначенный день (суббота) Света с утра готовила праздничный стол для  гостей. Мама ушла в магазин за тортами. В то время они не продавались «на каждом шагу», их можно было купить, выстояв очередь, в специализированных городских магазинах. Пришлось проехать несколько остановок.

           Купив торт, Полина вышла на улицу, подошла к остановке. В это время на красный свет остановились  рядом автомобили. Трамвай, как известно, имеет преимущественное право проезда. Подошёл не тот номер, что надо. Это и сыграло свою положительную роль. Взглянув на водителя в «Жигулях», она увидела знакомое лицо. По фотографии. Сомнения отпали: перед ней находился никто иной, как Денис, сын подруги. Она рванулась к нему:
           - Молодой человек, помогите. Очень спешу  с тортами. День рождения у меня. Все заждались. Довезите меня домой. Тут недалеко.
           - Пожалуйста, садитесь. Я как раз еду в ту сторону.
            Доехав до подъезда, Полина попросила:
           - Мне что-то дурно стало. Боюсь не дойду на пятый этаж. А лифт сегодня не работает. Вы бы, молодой человек, не могли мне помочь донести торты в квартиру.
           - Пожалуйста, давайте их мне.

           Когда они поднялись в квартиру, на звонок дверь открыла … мама Дениса:
           - Ой, как хорошо, сынок, что и ты пришёл. Проходи.
            
         Без жены, сын беспрекословно выполнял все просьбы мамы. Так неожиданно  он оказался за праздничным столом. Забыв, что сегодня за рулём, пропустил одну рюмку, потом вторую, третью. Мама молчала, догадавшись о планах подруги. В итоге Полина оставила его ночевать у себя, положив в комнате внуков, а последних забрав к себе с дедом. Дочка спала в своей комнате, ничего не зная о плане своей мамы.

            Проснувшись утром, Денис увидел на столе фотоальбом. На первой его странице красовалась фотография при выписке мамы из роддома с ним. Рядом стояла  женщина со своей дочкой. Мгновенно протрезвев, он вспомнил, что точно такое же фото есть у его мамы. Она неоднократно, особенно  в последнее время, рассказывала  сыну историю появления фотографии, вспоминая при этом, как бы между прочим, и слова врачей. После рассказа мамы он каждый раз сожалел, что те слова  не сбылись: с женой ему жилось не сладко, но, главное, он переживал за маму. И тут  сама судьба, кажется, свела их, новорождённых в один день, снова. Упустить такой шанс не хотелось. Денис прямиком, с альбомом в руках, направился в комнату Светланы. Та от испуга залезла с головой под одеяло. Выручила вошедшая мама:
         - Вставай, дочка, твоё "счастье" к тебе вернулось. Через много лет.
         - Какое, мама?
         - Вот это, что на фото слева.

         Только теперь до Светы дошло, что происходит сейчас в её комнате. «Счастье» по просьбе будущей тёщи отвернулось. Её дочь быстренько оделась и, обняв маму, начала её целовать:
         - Спасибо, мамочка. В этот твой День рождения я тебе должна делать подарок, а преподнесла его ты мне. Спасибо. Только меня интересует вопрос: «А куда у «счастья» жена делась?».
         - Уехала в длительную командировку.
         - Я вижу рано обрадовалась. С командировки, на сколько мне известно, рано-поздно возвращаются.
         - Не все, дочка!
           Но это прозвучал голос не её мамы. Он принадлежал будущей свекрови, которая только-только вошла в комнату. Она вручила ей телеграмму от пока ещё снохи, в которой говорилось, что та домой из командировки не вернётся, нашла новую любовь, остаётся в том городе навсегда. Детей оставляет с отцом.
 
          Не сговариваясь, Денис и Света бросились друг к другу в объятия. Накануне дня свадьбы, они, захватив с собой ту дорогую им фотографию, поехали в роддом разыскивать и приглашать на торжество тех врачей- шутников, которым обязаны были своим запоздалым счастьем. Семья стала многодетной: к четырём детям от первых браков, к ним прибавился общий ребёнок, которого назвали Святославом, по имени одного из врачей роддома.

15.05.2017 г.

Фото из Интернета