Как я в школе часы нашел

Сергей Зиновьев Алконост
Как-то в школе лет в тринадцать приключилась со мною поучительная история.
С кем-то из одноклассников бежал я по первому этажу мимо гардероба к лестницам на верхние этажи. В холле между лестницами вдруг резко останавливаюсь – на полу лежат часы. Поднял. Командирские или подделка, но на вид довольно внушительные механические часы. Подошел парень из другого класса: «О, часы нашел? Неплохие, вроде, продай их мне!?». «Нет» - говорю, - «их же потерял кто-то».
Никто не мешал оставить часы себе, продать или обменять на что-нибудь. Но я понимал, как бывает неприятно потерять что-нибудь ценное, или просто дорогое тебе. Остальные посчитали это чудачеством, но я решил часы вернуть потерявшему.
С находкой я пришел к директору. Это была строгая женщина, но человек довольно приятный. «Вот» - говорю, - «Кто-то потерял на первом этаже. Может быть искать будут, придут спрашивать?!». Она ответила что-то вроде «Конечно. Хорошо. Будут спрашивать – вернем обязательно», и оставила часы у себя в кабинете.
Уже и забыл я это происшествие. Но через несколько дней находит меня наша директор школы и спрашивает: «А, тебя за часы отблагодарили? В школу приходил родитель, который их потерял, я вернула ему пропажу. Он был очень благодарен. Тебе классный руководитель ничего не передавала? Это должно быть сюрпризом». «Нет» - говорю, - «а, что за сюрприз?». Она не стала раскрывать секрет, посоветовала подойти к классному руководителю и поинтересоваться.
Я не рассчитывал что-то получить, вернувши потерянные часы, просто был уверен, что поступил правильно. Но слова директора заинтриговали. Мне теперь не терпелось узнать, что там за благодарность мне приготовили. Что же там за сюрприз? Немного денег? Сладости?
Подошел я к классному руководителю и говорю: «Лидия Филипповна, Нина Георгиевна сказала подойти к вам. Там, вроде, какой-то сюрприз приготовлен за найденные часы?!». Выражение лица учительницы после моих слов стало меняться не в лучшую сторону. На нем проявилось что-то сродни высомерной брезгливости, какой-то гадливости в отношении меня. Стало очень неприятно. Уже пожалел о том, что подошел к ней. Отношения у меня с нею вообще были не простые. И тут ясно стало, что что-то тут не так.
Классный руководитель наш вела уроки русского языка и литературы. И вот на уроке русского языка, где-то за середину урока, Лидия Филипповна попросила меня встать. Взгляд её побегал немного где-то по полу. Лицо приняло несколько ехидное выражение. И она сделала приблизительно следующее заявление классу: «За найденные и возвращенные вашим одноклассником часы, ему от имени школы объявляется благодарность». Вроде бы ни чего странного или страшного сказано не было, а, даже, наоборот можно было гордиться. Но то, как это было преподнесено, меняло всю картину в корне. Пока она готовилась к своей речи, весь класс со смешком в глазах наблюдал за нами. Все смотрели то на меня, то на учительницу, еще не понимая в чем дело. А когда торжественная речь отзвучала, все просто взорвались смехом. В душе я был почти готов проклинать и часы, и мужика, их потерявшего, и директора, и, больше всех, классного руководителя.
Время было уже не «советское». Идеи, лозунги, вымпелы – всё стало пережитком прошлой эпохи. В наш мир пришел капитализм. Теперь главное, что волновало большинство людей – материальные ценности.
До случившегося я запросто на отлично рассказывал стихи на уроках русской литературы. После – уже не мог – запинался, краснел, на ходу забывал слова, заикался.
Уверенности в том, что с часами я, таки, поступил правильно, у меня отбить не смогли. А, вот, о высокой моральности учителей, которые должны нести в души детей «высокое, доброе, вечное», я сделал для себя определенные выводы.
Уже выросли собственные дети. Всегда учил их не брать чужого, возвращать, если возможно, найденное делиться своим. Очень надеюсь, что и в школах скоро снова, как в советские времена, станут учить высокому, доброму, вечному.