Ева Гонсалес-любимица Эдуарда Мане

Алина Алексеева-Маркезин
Ева Гонсалес.Утреннее пробуждение. 1876. Кунстхалле. Бремен

        Французская художница Ева Гонсалес  (1849-1883)родилась в Париже. Ее отец, Эмануэль Гонсалес, был писателем. С 1865 года учителем живописи Евы был Шаплен.Благодаря Альфреду Стевенсу она познакомилась в 1869 году с Эдуардом Мане и стала его ученицей. К этому времени относится портрет Евы Гонсалес, написанный знаменитым художником, где она изображена сидя у мольберта с натюрмортом.


          До этого времени фавориткой Мане была Берта Моризо, заправлявшая ателье своего учителя на улице Гюйо. Она была обеспокоена и задета появлением соперницы. В письме сестре она заявляла, что «в настоящий момент весь его восторг сосредоточен на мадемуазель Гонсалес».
 
               В 1870 году Ева Гонсалес дебютировала в парижском Салоне. Там же был выставлен ее портрет в исполнении Мане, высмеяный критиком Альбером Вольфом как «отвратительная карикатура, выполненная маслом». Обвинение живописца заключалось в намеренном создании «грубых образов для привлечения внимания». Позже Ева Гонсалес ежегодно участвовала в Салоне, а с 1876 года, пользуясь покровительством Мане, выставлялась как его ученица.

          Во время франко-прусской войны и Парижской коммуны Ева Гонсалес находилась в Дьепе, где посвятила себя пейзажной живописи. К 1872 года она сумела создать свой собственный стиль, и её полотна стали красочнее. Хотя Еву Гонсалес и относят к импрессионизму, она не принимала участие ни в одной из групповых выставок этих художников. Ева Гонсалес часто писала женские портреты, а также натюрморты и пейзажи. Творчество Евы Гонсалес было также оценено Захарией Астрюком и Эмилем Золя.

В 1879 году она сочеталась браком с другом Мане графиком Анри Жераром.
После рождения сына Ева Гонсалес умерла 5 мая 1883 года от эмболии.

О картине.
            Ева Гонсалес не написала ни единого автопортрета, что большая редкость в среде импрессионистов. Ее излюбленной моделью была младшая сестра Жанна, тоже увлекавшаяся написанием картин, но достигшая более значительного успеха на поприще позирования.

            Некоторые исследователи творчества Гонсалес считают, что именно в сестре Ева видела свое отражение, почему предпочитала изображать ее так, как видела саму себя. В доказательство этой гипотезы приводится факт, что спустя некоторое время после свадьбы с другом Эдуара Мане художником Анри Жераром художница написала портрет Жанны, облаченную в свой собственный подвенечный  наряд.