Голова Пушкина

Елена Шувалова
   
    Пушкин в группе С.Д. Лебедевой сидит на Кобылице, задняя часть которой клубится,  - как дым от костра. Не выскочила ли она прямо из Московского пожара 1812 года?..

   Фигурка Пушкина ручками и ножками направлена к хвосту лошади - то есть, - как бы назад (в прошлое). А туловище куколки при этом направлено к голове лошади вперёд (в будущее). Голова же его как бы парит, некрепко приставленная, немножко наклонившись вправо, - обращена она на нас, на зрителей (на современность).

  Туловище этой марионетки состоит из подобия рыцарских лат, похожих на жёлудь.

  "Жёлудь является символом потенциальных возможностей". /Словарь геральдики и символов.

  Голова же - такая узнаваемая, пушкинская, с бакенбардами вокруг щёк, - как бы приставлена, - она немного отдельно от туловища, и она как бы "не отсюда", а - от памятника, от бюста, - немного "забронзовевшая".

  Интересно то, что странице с фотографией группы из 11 марионеток в книге Б.Н.Терновца о Сарре Лебедевой непосредственно предшествует вклейка с работой скульпторши, которая носит название "Голова Пушкина". Эта голова не схожа по выражению лица с головой фигурки на Кобылице, - но что и там, и там - Пушкин, - это явно, - это - узнаваемо.

  "Голова Пушкина" - именно так - значится и в "Детстве Никиты" А.Н. Толстого.

  "В комнате горела печь, потрескивали дрова, рассыпались угольками. Красноватым мигающим светом были освещены спинки кожаных кресел, угол золотой рамы на стене, голова Пушкина между шкапами".

  "Голова", - не "бюст", не "портрет", или ещё как-то, а именно - "голова"... Как что-то - может быть - живое. Потому что живой была - по преданиям - и голова Орфея - после его физической смерти... А Пушкин - разве не русский Орфей?..

 

  Иллюстрация: марионетка Иванушка-дурачок (Пушкин) на Кобылице; одна из 11 марионеток эскиза "Конёк-Горбунок" - фото в книге: Б.Н. Терновец. Сарра Лебедева. - М.-Л.:Искусство, 1940. - С.29.