Был у моего дяди названный брат... Ко Дню Победы

Серафима Лежнева Голицына
   Фотография листка из военной тетради моего дяди, Лежнева Леонида Николаевича, с его рисунком дома в Дачном, в котором жила семья моей мамы до войны и надписью наискосок рукой моего дяди о том, что объявили Победу, и точное время, когда он узнал об этом.
                Одноклассники из довоенной поры.


   Был у моего дяди названный брат Коля Ермаков. Дружили они с малолетства, вместе учились в школе, оба ушли на фронт почти мальчишками, только воевали не вместе. После 25-ти лет дружбы стали называть друг друга братьями.

   Когда я была ребёнком, мужчины ещё носили на пиджаках накладки-лычки с цветными вставками, по которым было видно, сколько наград, сколько ранений получил этот человек на войне. Было видно это знающим людям, а мы, дети, приставали с вопросами: "А что эта цветная чёрточка означает, а что эта?" В ответ взрослые отшучивались, мол, вам это знать ещё рано.

   Могу сказать сейчас с полной уверенностью, что те, кто прошёл ад войны, рассказывать об этом не любили. Даже став взрослой, я совсем не много узнала о том, как воевали близкие мне люди. На семейных праздниках вспоминали скорее весёлые случаи. О подвигах, о тяготах военной жизни не говорили. Рассказывали о том, какие люди встречались на войне, какое братство их объединяло.

   Последствия ранений были, как говорится, на лицо. А ордена и медали мы видели только на бархатных подушечках, когда шли хоронить фронтовиков. А за что были получены героями войны эти награды, теперь уже спросить не у кого.

   Каждый год в День победы в однокомнатной квартире моего дяди собирались его одноклассники. Вернувшись с войны инвалидом в двадцать с небольшим лет, он рано начал болеть, в профессии состоялся, а личная жизнь не сложилась. Поэтому организацией этих встреч часто занималась я. Первым был всегда такой звонок. Бодрый голос говорил:

   - Это Шура Богданова, староста класса. Кому нужно звонить мне?

   С каждый годом оставалось всё меньше "ребят" из этого класса, кому нужно было звонить. Собираясь вместе, они вели себя, как обычные одноклассники. Только "мальчишек" было двое, а "девчонок" - немного больше. Начинали вспоминать школу, забавные случаи из тех лет. В мои школьные годы так не чудили, как эти довоенные ребята, даже завидно было немного.

   В молодые годы высокий дядя Коля был очень худым. Помню из своего детства, как, входя в комнату, он падал под визг "девчонок" во весь рост на пол, а потом начинал медленно поднимать себя двумя пальцами за штаны. Сначала из его головы с туловищем и длинных ног образовывался треугольник, потом этот треугольник легко разгибался, и дядя Коля уже стоял перед нами во весь рост. Начинались рассказы: "А помнишь, как...?"

   Колю Ермакова призвали в армию на год раньше, чем моего дядю. До войны детей иногда отдавали в школу и в 8, и в 9 лет, поэтому получилось так, что Коля был старше остальных ребят на год. Свою срочную службу "названный брат" начинал ещё до войны в Бессарабии. Теперь это Румыния. Вот, как он рассказывал:

   - Меня послали по поручению командования с донесением в штаб наших войск. Мчался со всех ног, торопясь выполнить задание. Летнее утро, по бульвару гуляют нарядные барышни, заглядевшись на одну из них, я на полном ходу нечаянно сбил с ног красивую даму в шляпке с вуалью и прочими причиндалами, да так неловко, что упал на неё. А у дамы - зонтик от солнца, маленький кожаный ридикюль, прижатый рукой к высокой груди и собачка какой-то мелкой породы. Запутавшись во всём этом, под визг собачки, барахтаюсь на даме, стараясь подняться на ноги, а тут патруль. Спрашивают, чем я занимаюсь посреди бульвара.

   И я, всё ещё лёжа на даме, снизу вверх отвечаю:

   - Выполняю приказ командования.
 
   Класс пел довоенные и послевоенные песни, и "девочки" порой, смахнув слезу, повторяли слова одной из них: "Когда бы не было войны..."

   Много судеб поломала война, много жизней любимых и дорогих людей унесла, а других разлучила навсегда. Об этом я знаю больше, чем о самой войне.

   Моего дяди и его названного брата не стало в один год, одного за другим. Такая случайная неслучайность: сердце. После войны оно у многих фронтовиков было надорвано. Получилось всё так. Дядя Коля умер в больнице, его родные сразу сообщили нам об этом, но мы решили пока не говорить дяде Лёне про смерть его близкого друга, он сам незадолго до этого перенёс подряд два инфаркта. Кто-то сказал ему о смерти Николая по телефону...

   Довоенный класс собрался на двойные поминки в квартире моего дяди. Вспоминали ушедших друзей, смотрели старые фотографии. На торце стола две стопки с водкой, прикрытые кусками хлеба. Первые дни жаркого июля 1988 года, окно в сад распахнуто настежь. В комнату влетел жёлтый мотылёк, покружившись над столом, сел сначала на одну поминальную стопку, потом - на другую.

   - Это наши ребята прощаются с нами, - сказал кто-то.

   Когда все гости разошлись, в дверь позвонила пожилая невысокая женщина. Моя мама не узнала её сначала.

   Люся Артамонова... В Люсю были влюблены оба друга, Коля Ермаков и Лёшка, мой дядя. О перипетиях непростых отношений и жизненных коллизий, связанных с Люсей Артамоновой, двумя названными братьями, и не только ими, мне рассказывала моя бабушка. Но это сюжет для другого рассказа, в котором судьбы людей навсегда изломала война.
12.05.2017.