Военный репортер. Глава 4. Старые знакомые

Максим Глушаков
Саша на ходу закурил, поправил автомат, свисавший стволом вниз, на боку. - Пойдем в мой кунг, а то мне потом снова к начальству идти.

Мы прошли метров двадцать, обогнули колонну танков, коптивших воздух солярочными выхлопами. Грязь чавкала под ногами, я впервые пожалел, что купил тогда кроссовки, а не ботинки. Вот подошли к военному грузовику с будкой вместо кузова - "кунг" по-военному. Саша открыл дверцу и мы забрались внутрь.

В кунге было намного теплее, чем снаружи. Два топчана стояли по бокам, у задней стенки в углу располагалась небольшая печка-буржуйка, а по центру - столик.

- Я тут один проживаю. Мишку, водилу моего, ранило три дня назад, увезли домой. Вот теперь и приходится одному управляться.

- А в батальоне как? Мало осталось?

- Да-а, тебе же Калашин говорил - неделю воюем и ни одного пополнения! Вот, сегодня только взвод привез, а так не было больше. От трехсот пятидесяти человек сто с лишним наберется - уже хорошо.

Он поставил чайник, подложил приготовленную заранее щепу для растопки. Печка зашкварчала, зашипела. На столе появились пару банок консервов, полбуханки хлеба,  головка лука.

- Чем богаты! - показал рукой Саша. - После совещания приду - выпьем - он показал мне флягу и тут же убрал под топчан.

Мы выпили чай, разговорились. Саша глянул на часы и хлопнул себя по макушке - Уже время. Ладно, пошел. Скоро вернусь, посидим - он взял автомат, одел бушлат и вылез из кунга.

Все время, пока Саня был в штабе, я вспоминал. Каким был он, какими были мы. Да, он изменился. И я изменился. Где тот веселый пацан Сашка Серегин? Наверное, остался там, еще в школе. Здесь я увидел офицера. Озабоченный взгляд на карту, задумчивое лицо - в подчинении целый батальон. Ответственность за тех, вот тех пацанов, которые стояли и лежали у входа в штаб. Я не мог его представить таким. Слышал, что он поступил в военное училище. Но это было десять лет назад, а потом как-то завертело нас, закрутило. И с одноклассниками не встречались: институт, работа. Всеобщий хаос в стране, развал - не до школьных воспоминаний. О другом думали. И тут - эта поездка. Теперь я знал точно - я не зря согласился. Я увидел тут не только своего одноклассника - а кое-что большее. Войну, жизнь на грани. Позже я еще узнаю, что это такое. А пока я сидел один, в теплом кунге грузовика и ждал своего друга.

Вот открылась дверка. Саша, пыхтя, залез внутрь, выложил на стол еще одну флягу, невесть откуда взявшуюся палку копченой колбасы, кильку в томатном соусе и буханку хлеба.

- Фух - выдохнул он. - Еле выпросил у танкистов. Обещал флягу коньяку - потом отдам.

- Да зачем ты, Сань? Так бы посидели, поговорили.

- А мы и посидим, и поговорим и выпьем. Тем более, что сейчас я о-о-очень хочу выпить! Иначе первому попавшемся морду набью! - он сказал все это с каким то злым весельем.

- Что случилось?

- Да что! Соседи универмаг заняли, в нашу ответственность его передали. Это ладно! Нас завтра дэка хотят кинуть штурмовать! Без подготовки, без разведки!

- Подожди, твой батальон?

- Мой и первый еще. Звонили из ставки - завтра ждут от нас новостей, что дом культуры наш. Трындец в общем! - он вытер рукавом лицо, повесил автомат на стенку. - Ладно, что будет завтра - то будет завтра. А сейчас давай выпьем!
Я налил по кружкам водку, отложил флягу.

- Блин, сколько же мы с тобой не виделись, Леша?  С самой школы?

- Точно. Я и не знал, что ты уже капитан и здесь воюешь.

- А ты журналист! - хохотнул Саша. Он моментально повеселел. - Ну, за встречу!

- За встречу!

Чокнулись, выпили. Водка мягко потекла по горлу и упала где то в желудке. Сразу потеплело. Закусили колбасой, открыли консервы. И войны как будто нет...

- Ну и дёрнула же тебя со мной переться. Сейчас бы ехал, как Олег этот, домой, деньги бы считал. Зачем поперся то?

- Да сам не пойму, Сань. Я тоже думал - ну съезжу, ну посмотрю. А тут тебя увидел. Ну и солдат твоих. Рассказывали все они, про шахов да как мучают. Дёрнула да. Нелегкая.

- Мучают. Я сам когда в первый раз увидел - рассвирепел! Сволочи! Они все орут там что-то на своем религиозное. Разве их вера позволяет им такие зверства устраивать? Ладно: воюют, стреляют. У них своя идея. Но вот так? Зачем?!

- Не знаю Саня. Уроды какие-то это делают. Нелюди.

- Ладно. Давай по второй. Чтобы скорее вся эта бодяга кончилась.
Выпили по второй. Стало еще теплее и ударило в голову. Мысли все не уходили из головы.

- А помнишь, я у вашего начштаба спросил: за что вы здесь воюете?

- Ну, помню.

- А за что все-таки?

- Знаешь - веселость ушла с сашиного лица. - Я не понимаю, зачем это все затевалось. Вроде - порядок навести. Но такими методами?! - он развел руками. - Я не знаю. Кто-то говорит - если отдадим Шахетию, то все, конец стране придет. Можно и это понять. Но - он вздохнул, снова зажег потухшую сигарету. Он говорил спокойным голосом, хотя было видно, что я задел его. Вечно это моя журналистская привычка - докапываться! Ненавижу себя порой за это!

Он затянулся и, выдохнув, сказал: - У меня в батальоне за неделю боев: пытались помочь третьему бату в лесопарке, за госпиталь и ближние кварталы, вот сейчас - универмаг и то, что рядом. Завтра - дэка. За все это время у меня погибло сорок человек! Еще семьдесят убыли по ранению. И это все - пацаны, за редким исключением. Сопливые парни, которых вчера военкоматы призвали. Нельзя так. Мы все тут виноваты. И мы, и те, кто повыше нас сидит. И кто посылал нас туда. Все кровью этих пацанов измазаны! И пока мы все, весь батальон не отомстит за тех, кого мы уже потеряли, и за других, мы отсюда не уйдем! Спроси у моих - они такого же мнения. Вот так вот, Леша. Давай третий.

Я сидел в молчании и слушал своего друга. Таким я его еще не видел. Мда, война меняет людей. Мы встали в рост в невысоком кунге и молча выпили.

Саша притих, вытер появившийся на лбу пот. Мы еще немного посидели. Ведь завтра же предстоял штурм ДК - как мне рассказали, практически крепости. Огромной высотой в четыре этажа здание. Большой козырек, державшийся на нескольких десятиметровых колоннах. Толстые стены, которые могла взять разве что танковая пушка. И шахи. Полным полно шахов - они еще не сломлены, хотя было занято войсками почти полгорода и продвижение не останавливалось. Лишь по ночам блокпосты атаковали разрозненные, небольшие группки шахов. Даже при всех тех усилиях армия не могла полностью зачистить город - каждую ночь слышалась разрозненная стрельба. Днем - контратаки боевиков. Война шла своим ходом.

В новостях говорили, что здесь, в Шахетии произошел переворот. И к власти пришел какой-то воинствующий человек, бывший военный. Он сразу же объявил республику свободной от большой страны. И начался беспредел. Шахетия превратилась в бандитское государство. Надо сказать, что и у нас было не лучше. Но там, в Шахетии, все это было гипертрофировано. Практически полное беззаконие. Насилие, бандитизм, грабежи. К тому же через республику тянулась нефтяная ветка, по ней нефть с южных республики перегонялась на Север. И с нефтью обходились также бесцеремонно - ее воровали и продавали за границу. Это не могло так долго продолжаться. К тому же были и другие причины - мало того, что страдало местное коренное население, так еще и местных русских, которые жили здесь десятилетиями, начали выгонять под предлогом расправы. Тех, кто не мог или не хотел уезжать - безжалостно мучили и убивали. Поразительно, как же раньше здесь мирно сосуществования шахиты и русские?

Все шло к конфликту. Вопрос - к какому? Выходом из этой ситуации было два: либо - мирные переговоры с взаимными условиями и требованиями. Либо - жесткий военный конфликт. Выбрали второе.

За это их будут проклинать еще не один десяток лет. Война оказалась губительной для всех. И смысл для нее был лишь один - политика.

Мы еще немного посидели. Допили оставшееся – благо выпивки было не так много. Саша все рассказывал мне: о боях, о солдатах и офицерах, о шахов и их зверствах. Я все запоминал, что-то записывал – блокнот был при мне, а о диктофоне я и не вспомнил. Было тоскливо на душе.

- Завтра пойдешь с нами на дэка? – спросил меня Саня уже когда мы расположились спать – по бортам кунга стояли широкие топчаны.

- Пойду, если возьмешь – ответил я без надежды. Но в ответ услышал: - Так и знал. Возьму.

Я не спал, ворочался на лежанке полночи. Увиденное и услышанное за прошедший день не унималось в моей голове. Слишком многое я узнал сегодня. А завтра мне
предстояло узнать еще больше.


Военный репортер. Глава 1. Нежданная командировка -> http://www.proza.ru/2017/05/01/1793

Военный репортер. Глава 2. Два журналиста ->  http://www.proza.ru/2017/05/04/1694

Военный репортер. Глава 3. Добро пожаловать в АД ->  http://www.proza.ru/2017/05/10/1674

Военный репортер. Глава 5. Война. День первый ->  http://www.proza.ru/2017/05/19/1839

Военный репортер. Глава 6. Война. День второй. ->  http://www.proza.ru/2017/05/24/1745

Военный репортер. Глава 7. Война. День последний -> http://www.proza.ru/2017/05/29/1794

Военный репортер. Глава 8. Возвращение -> http://www.proza.ru/2017/06/12/1630