Волшебная сила маркетинга

Просто Валерия
 
Ровно 380 лет назад, 15 мая 1637 года в Голландии был создан первый опытный образец чёрного тюльпана. Этот день был объявлен праздником и отмечается до сих пор. В связи с этим событием и выполняя план миграции прозаических миниатюр со своей страницы на Стихире на Прозу.ру, помещаю сюда этот рассказ. Во избежание недоразумений, поясняю: я за тюльпаны, но против "тюльпаномании" и "тюльпановых монополий"


                В природе насчитывается  258 650 видов цветов – дикорастущих, и садовых, скромных и шикарных, известных и редких. Трудно выделить какой-то один вид, ради которого можно пожертвовать состоянием, здоровьем, положением в обществе, пережить взлёты и падения, прослыть богачом или банкротом. Трудно, но если это принесёт кому-то большие деньги и если подойти к вопросу со знанием дела, то всё возможно.

                Это случилось почти четыре столетия назад в Голландии, куда  прибыл работать  австрийский профессор ботаники, директор Венского Ботанического сада Карлос Клюзиус. Он привёз луковицы тюльпанов, выращиванием которых  занимался у себя на родине и распространял по всей Европе.

                Что нужно для создания  спроса на товар? Информация, продуманная реклама,  личный пример известных людей. Однако задумаемся, нужны ли серьёзным людям  какие-то цветочки, пусть даже красивые и редкие? Казалось бы, не нужны. Но ведь с людьми можно поработать, убедить. И вот уже  за редкие сорта тюльпанов  выкладывают баснословные суммы австрийский император Франц II, французский король Людовик XVIII, кардинал Ришелье, вольнодумец Вольтер. А вам не захотелось бы иметь нечто, без чего не могут жить, например, президенты, премьеры, коммерсанты, оппозиционеры?

               Так  возникло это странное увлечение, вошедшее в историю под названием «тюльпаномания». Спрос на цветы возрастал с каждым днём,  поэтому  их выращивание стало самым прибыльным занятием, в которое вкладывали огромные деньги. Торговцы скупали луковицы тюльпанов громадными партиями. Цены росли, товар стал продаваться на аукционах. Промышленники бросали своё дело и переключались на цветочки. Никого уже не удивляла готовность заплатить за диковинный тюльпан 4-5 тысяч флоринов, отдать под залог дом, землю, стада, драгоценности. В одном городе  были пущены в оборот тюльпаны общей стоимостью в 10 миллионов гульденов! Столько стоило  всё имущество Ост-Индской компании. В водоворот спекуляции было вовлечено почти всё население. Биржевые операции поражали своим размахом. В ход шли уже не тюльпаны и луковицы, а нотариально заверенные расписки на право их приобретения, которые продавались и перепродавались. Формировались «тюльпановые» монополии. Нередко  конкуренты уничтожали  редкие цветы, а бывшие владельцы становились банкротами. Вся жизнь страны была подчинена  «цветочной лихорадке».

                И вдруг всё внезапно прекратилось. Сработал закон рынка: наступил момент, когда предложение превысило спрос. Цены упали, началась паника. Попытки крупных торговцев спасти положение путём убеждения и рекламных акций ни к чему не привели. Наступило мучительное прозрение. Вскоре был принят закон, запрещающий любые сделки, связанные с тюльпанами. Отныне они стали обычными садовыми цветами, имеющими разумную цену.

                Эти события не могли оставить равнодушными голландских художников: тюльпаны можно увидеть на многих полотнах. Одни изображали эти цветы с благоговением,  другие высмеивали людей, ослеплённых жаждой обогащения.  Именно такой сюжет выбрал голландский художник Хендрик Геррист Пот, изобразив колесницу с глупцами, которые держат в руках тюльпаны.


                Иллюстрация:  Хендрик Герритс Пот, "Почтовый парусник Флоры", 1637 г.