737 Политзанятия на корабле 01 09 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 737. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Политзанятия на корабле. 01.09.1972 года.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: БПК «Бдительный». Политзанятия в столовой личного состава по правому борту проводит старший лейтенант Ю. Морозов. Фото Е. Павлова. 1980 год. Примерно также были оформлены столовая и политзанятия на БПК «Свирепый» в 1972 году.


В предыдущем:

«Нет, не зря Бисмарк Отто Эдуард Леопольд фон Шёнхаузен, (1815-1898), Князь, герцог Лауэнбург и немецкий политический деятель сказал: «Русские долго запрягают, но быстро ездят. Никогда ничего не замышляйте против России, потому что на каждую вашу хитрость она ответит своей непредсказуемой глупостью». Нет, русские Иваны-дурачки далеко не глупые, они только прикидываются ими, потому что против русского закалённого штыка-лома нет приёма»…

(Последнее предложение из моего выступления на одном из комсомольских собраний экипажа БПК «Свирепый» в сентябре 1972 года, посвящённом ускоренной подготовке к сдаче курсовых задач «К-1», «К-2», ПДСС, ПВО, ПЛО и других – автор).

Каждый понедельник после утренней приборки и завтрака, после развода на хозработы и наряды службы кораблеьных нарядов все матросы, мичманы и офицеры корабля собираются в отведённые помещения на политзанятия, потому что политзанятия – это священнодействие во всех вооружённых силах СССР, время «политмолитвы», как называл политзанятия один из «ДМБовских годков» призыва 1969 года из Прибалтики…

Причём для личного состава были «политзанятия», для мичманско-офицерского состава – «занятия по марксистско-ленинской подготовке», а для командного состава – «политучёба в университетах марксизма-ленинизма». Если на политзанятиях каждый матрос и старшина должен был вести конспект занятий, куда он обязан был записывать темы занятий и тезисы материала занятий, то в рабочих дневниках мичманов и офицеров, кроме тем и тезисов, должны были быть отдельные статьи-рефераты. Командиры кораблей и командиры боевых частей, учившиеся в «университетах марксизма-ленинизма» должны были уже писать целые доклады, выступления, статьи в периодической печати, курсовые и дипломные работы.

Для каждой группы и для каждой темы политзанятий в «ленкаюте» были подобраны сборники наглядной агитации – карты, плакаты, схемы, наборы фотоматериалов, боевые листки, стенгазеты, учебно-методическая литература. Выдача и приём этих материалов и литературы были строго организованы под личную роспись руководителей групп политзанятий. Все материалы наглядной агитации регулярно обновлялись, но их содержание было почти одинаковым из года в год (согласно Программе политучёбы – автор), поэтому я творчески перерабатывал (переоформлял) эти комплекты материалов к политзанятиям, перекомпоновывал их, дополнял своими стендами и плакатами. Например, стенд «Пьянству бой!», на котором в сатирической форме были изображены годки-пьяницы и гуляки-самовольщики пользовался таким успехом, что вскоре был разодран в клочки и мои рисунки очутились в ДМБовских альбомах «годков»…

В постоянный набор наглядной агитации на каждое политзанятие входили: плакат с членами Политбюро ЦК КПСС, политическая карта мира, оперативно дополняемый комплект схем и плакатов о вооружённых силах и базах НАТО, стенная фотогазета об успехах ВМФ СССР и флотов государств-участников Варшавского договора, боевой листок с информацией о последних успехах боевой части (группы политзанятий). Когда темой политзанятий были успехи социалистической экономики и «громадьё планов пятилетки», то соответственно в комплект наглядной агитации входили плакаты с показателями развития народного хозяйства и материалы программ и постановления съездов партии и пленумов ЦК КПСС.

Для всех групп политзанятий я с молодыми матросами-помощниками выстругал в калининградском ПСЗ «Янтарь» из буковых и берёзовых реек красивые длинные указки, которые наш замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин торжественно подварил по одной штуке всем руководителям групп политзанятий, командирам боевых частей и командиру корабля (все думали, что указки покупные – автор). Тогда же (в июле 1972 года – автор) я выстругал из бука и клёна три комплекта барабанных палочек разных размеров для нашего корабельного барабана, с помощью которого мы готовились к сдаче элемента курсовой задачи «К-1» - строевой смотр. Кстати, потом кто-то из «молодых» отличился, сделав такие же указки, только из гнутого спиралью полированного оргстекла и чёрного эбонита…

Все политзанятия проводились практически по одному сценарию: руководители групп готовились к политзанятиям по соответствующим планам, методичкам, пособиям, журналам и газетам, потом зачитывали тему занятия, которую все участники должны были своими руками записать в свои тетради-конспекты, затем зачитывали краткий на 5 минут доклад-сообщение по теме, а затем диктовали тезисы по теме занятия, которые все участники тоже должны были записать в свои тетради. После этого начиналось самое интересное – общение по типу «вопросы – ответы».

В процессе общения, вопросов и ответов, руководители политзанятий обязательно предлагали участникам показать на карте те или иные страны, районы морских учений или встреч кораблей «вероятных противников», а также высказать свои варианты тактических и стратегических действий ВС и ВМС НАТО и ВМФ СССР. Такие «разборы» военной обстановки в мире и на море были самыми интересными для всех участников политзанятий.

В присутствии проверяющих из политотделов флота или нашего замполита политзанятия, как правило, велись по принципу: «О чём вы думаете, глядя на эту кучу кирпича?». Кто-то заученно отвечал в духе, мол, «этот кирпич вызывает у него чувство восхищения теми строителями коммунизма, которые этот кирпич сделали», кто-то говорил в духе, мол, что «из этого кирпича строители коммунизма возведут красивое высотное здание коммунизма», а кто-то отваживался признаться в том, что «он ничего не думает об этом битом кирпиче, потому что занят боевой и политической подготовкой к сдаче курсовых задач и скорейшему выходу корабля на БС (боевую службу)». Этот последний ответ был самым популярным, самым выигрышным и самым желанным для всех проверяющих и замполита…

Уже в начале 70-х годов XX века привычный, стандартный, утверждённый, плановый, типичный характер, сценарий и режиссура политзанятий были уже настолько заорганизованными, стандартными и формализованными, что они превратились в «обязаловку», в ритуальное действие, в монотонное, скучное и бесполезное деяние. У меня уже тогда в сентябре 1972 года сложилось сначала ощущение, а потом и убеждение, что некоторые командиры боевых частей специально так формально проводят политзанятия, так нудно читают и так свирепо требуют пересказа слово в слово или даже наизусть фраз и формулировок постановлений и решений партии и советского правительства, чтобы посеять в личном составе чувство неприязни, отвращения и неприятия этих решений.

Только один человек на корабле свято и безоговорочно с верой и упорством искренне читал и преподавал нам решения партии и правительства, славил КПСС и социализм, растолковывал нам сложные для понимания формулировки партийных решений, - это был наш замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин. Все остальные офицеры и мичманы, в том числе и командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров, конечно, повторяли политически правильные слова и выражения, но старались донести свою позицию и нужные решения простыми, человеческими словами, выражениями и военно-морским языком.

Военно-морская службы настолько напряжённая, что не оставляет времени и возможности вникать в процессы, происходящие «на гражданке», поэтому внешний мир мы видели, слышали и воспринимали только по телевизору, по радио и через партийные и советские газеты, которые также полны были «ритуальных» стандартных слов, лозунгов и предложений. Уже к 1973 году, с приходом молодого пополнения на БПК «Свирепый», начали ощущаться изменения в общественном настроении и отношении людей (молодёжи) к политике партии и правительства…

На флоте появились новобранцы, которые мерили жизнь не подвигами и свершениями, не субботниками и коммунистическим отношением к труду и службе, а рулонами туалетной бумаги, ритмами зарубежной поп-музыки, красивым модным «барахлом» и своими правами человека жить «как мне удобно» или «как хочу». Одним из проявлений такого «ультрасовременного подхода к принципам жизни и службы» стали украшательства традиционной флотской одежды разного рода «висюльками» (кантами, аксельбантами, витиеватым шрифтом, незаслуженными значками-знаками и т.д.). У таких «хиппи-мореманов» даже походка и поведение были другими – приблатнённо-расхлябанными, нечёткими, «свободными», танцующими (дёрганными – автор).

Дисгармония, различие и отстранённость «советского поведения» и «антисоветского поведения» зримо проявлялось на политзанятиях, потому что одни играли роли «правоверных советских граждан», а другие – роли «правоверных подданных советского строя», однако почти всем, кроме самых молодых «салаг», было ясно, что торжество революционной идеологии времён Революции, Гражданской и Великой Отечественной войн «выхолащивается обязаловкой», доводится до состояния «застоя мысли, примеров и образцов для подражания», «лишается реальной жизни и нравственности», меняется на оценки отношения к жизни и службе «деньгами, колбасой и рулонами туалетной бумаги». Всё это одновременно и одинаково (но по разным причинам) раздражало, вызывало чувство горечи, сожаления и протеста, как тех, так и других…

Одни, например, активные и неравнодушные комсомольцы, стремились наполнить корабельную жизнь и службу здравым смыслом, красивой флотской формой и целенаправленным содержанием, героической жизнедеятельностью, а другие, например, пассивные комсомольцы, старались подладиться, приспособиться, отсидеться, отлежаться и «отслужить положенное» и поскорее вернуться живыми и здоровыми на гражданку, чтобы уж там-то зажить «по-человечески», «нормально», «как все нормальные люди»…

Вот это усреднённое и расплывчатое понятие – «нормально», «по-человечески», «как все нормальные люди» - начало появляться на БПК «Свирепый» с новым пополнением новобранцев в мае-июне и в ноябре-декабре 1972 года. Эти «салаги» и «молодые» были уже не такие, как «старорежимные годки» призыва 1969-1970 годов и даже не такие как мы, матросы и старшины призыва 1971 года, они были другие – «заточенные на права и свободы человека», впитавшие в себя ритмы, музыку, слова и понятия поколения «битлз».

«The Beatles» - это самая известная в мире вокально-инструментальная группа музыкантов из Ливерпуля (Англия). «The Beatles» возникла в 50-х годах ХХ века в составе Джона Леннона, Пола МакКартни, Джорджа Харрисона, Колина Хантона и Стюарта Сатклиффа. Сначала эти ребята выступали под названием «The Sutcliffe», а в 1960 году изменили название на «The Beatles». В 1961 году из группы ушёл Стюарт Сатклифф, а вместо Хантона в группе появился Ринго Старр.

Начиная с первого известного сингла «Please Please Me» группа «The Beatles» завоевали популярность в Англии. Затем в 1963 году был выпущен альбом «Представляя Битлз» и началась мировая слава группы «The Beatles». Музыка и пение группы «The Beatles» пришлись по душе молодёжи Запада и Востока, потому что были одновременно мелодичны и ритмичны, а самое главное, близки по смыслу настроениям современной молодёжи мира.

10 лет выступали «The Beatles» на сценах и концертнных площадках почти всех стран мира, записали более 30 альбомов, сочинили много популярных песен: «She Loves You», «Yesterday», «Hey Jude» или «Let It Be». Замечательными авторами музыки и песен стали Джон Леннон и Пол МакКартни. Манера, игра на инструментах, пение, мелодии и ритмы «The Beatles» стали музыкальными стандартами, проникли в рок, джаз и симфоническую музыку (оркестровку).

«The Beatles» волей судьбы или продюсеров группы стали зачинателями «битломании» - мировой музыкальной и поведенческой моды. В 60-х годах XX века практически все молодые люди носили причёски и одежду «a-la Beatles», вели себя как «Битлз», говорили и пели как «Битлз». Сотни истеричных фанаток спровождали «The Beatles» на концертах, молились на них, жертвовали собой ради моды на «Битлз». «The Beatles» были одним из культурных явлений западной культуры ХХ века.

В 1969 году «The Beatles» покинул Джон Леннон. После его ухода музыканты «The Beatles» начали сольные выступления, а в 1971 году Пол МакКартни вместе с женой образовали группу «Wings». Джон Леннон со своей женой Yoko Ono быстро прославился своим скандальным поведением и «хипповым» отношением к существующим общественным нормам западной культуры. Джон Леннон запишет много своих альбомов, но самым известным станет альбом «Imagine» (1971 год).

Так вот, новобранцы 1972 года были уже представителями «поколения «The Beatles», то есть «битломанами» (правда, в разной степени – автор). У нас же таких по значимости и влиянию «идолов молодёжной культуры», как «The Beatles», не было.

Например, в «Западном мире» самыми популярными песнями 1972 года были:

Deep Purple - Smoke On The Water;
Sonny & Cher - A Cowboys Work Is Never Done;
Neil Young - Heart Of Gold;
Middle of the Road - Samson and Delilah;
Les Humphries Singers – Mexico;
Donny Osmond - Puppy Love;
The Temptations - Papa was a rollin'stone;
Don McLean - American Pie;
Slade - Look Wot U Dun;
Michael Jackson (Jacksons 5) - Rockin' Robin;
T.Rex - Metal Guru;
Lieutenant Pigeon - Mouldy Old Dough;
Chicory Tip - Son Of My Father;
Chuck Berry - My Ding A Ling Live;
Bee Gees - My World;
David Bowie – Starman;
Rolling Stones - Love In Vain;
Uriah Heep - July Morning;
The Who - Join Together;
Alice Cooper - School's out;
The Sweet - Little Willy;
Ringo Starr - Back Off Boogaloo;
Bread - Guitar Man;
Eric Charden & Stone – L’Avventura;
C. J;r;me - Kiss Me;
Adriano Celetano – Prisencolinensinainciusol,

а у нас в Советском Союзе самыми популярными песнями 1972 года были признаны:

Нина Сазонова - Стою на полустаночке;
Светлана Крючкова – Мы выбираем, нас выбирают;
Песняры - Косил Ясь конюшину;
Николай Кoла-Бельды – Увезу тебя я в тундру;
Аида Ведищева - Лесной олень.

Что же было делать нам, неравнодушным и активным советским молодым комсомольцам в альтернативу надвигающейся на нас идеологии «паразитического пофигизма»? Бороться? Применять официальные (административно-командные) и неофициальные («годковские») дисциплинарные меры поощрения и наказания? «Закручивать гайки» боевой подготовки и политучёбы до такой степени, чтобы у матросов не оставалось вечером сил даже телевизор смотреть или «радиоголоса» слушать?

«Формальные» командиры, старшины, командиры отделений и «годки»  так и поступали, потому что это было проще всего – приказал, потребовал исполнения приказа, наказал, если приказ не исполнен, поощрил, если приказ исполнен с лихвой и всё. Вот почему политзанятия в основном были скучными, формальными, обязательными, раздражающими своей «тупостью», отупением. Вот почему альтернативой этого «идеологического отупения и застоя» 70-х годов XX века в Советском Союзе, в том числе и на флоте, стали с одной стороны «напряжные» съезды, пленумы, партконференции, демонстрации, митинги, комсомольские стройки, «ленинские зачёты» и политзанятия, а с другой стороны – «раскрепощённые» политические и бытовые анекдоты, авторские песни, протестное литературное творчество, юмор и сатира, «самиздат» и КВН.

Идея КВН (клуба весёлых и находчивых) оформилась 8 ноября 1961 года, когда бывшие создатели передачи «Вечер весёлых вопросов» выпустили новую телепередачу — КВН. Первым ведущим КВНа был Альберт Аксельрод, но в 1964 году он и другие авторы ВВВ и КВН Сергей Муратов и Михаил Яковлев ушли из передачи. Постоянным ведущим КВН стал студент МИИТ Александр Масляков, вместе с ним передачу вела диктор ЦТ Светлана Жильцова.

Наш советский КВН – это игра-состязание весёлых и находчивых студентов советских ВУЗов в сатире и юморе, в шутках и театрализованных сценках, в концертных номерах, в умении выйти победителем из «щекотливых ситуаций». КВН был отличной альтернативой западной «битломании», которая не просто отупляла слушателей, но превращала их в «бездумных фанатиков». Наш КВН будил инициативу, порождал и развивал остроумие, находчивость, интерес к знаниям, творчество и личность. Кроме этого игра в КВН была состязательная (конкурентная) и коллективная (командная), в результате игры определялся победитель, но главной победой было удовольствие от самой игры, настоящая «боевая» дружба команд.

Заставкой к телепередаче «КВН» была песня «Берите в руки карандаш» в исполнении популярного артиста и певца Олега Анофриева. КВН так же, как передача «Вечер весёлых вопросов» (ВВВ), пользовался огромной популярностью. Игра в КВН мгновенно стала любимым занятием студенческой и школьной молодёжи по всей стране, немедленно возникло «КВН-движение».

«Изюминкой» игры в КВН стала ирония, самоирония и шутки над нашей социалистической действительностью, над нашими советскими нравами и пороками, поведением и модой, и даже идеологией. Как правило, КВНовская ирония была намекающей, иносказательной, характерной для анекдотов, которые стали неотъемлемой часть народной культуры. Советские и партийные власти КВНовские шутки воспринимали болезненно, видели в них «подкоп под устои социализма, партийной и советской власти», поэтому в 70-е годы повсеместно распространилась «идеологическая цензура» - ограничение и самоограничение в речах, в высказываниях, в шутках…

В конце 1971 года неожиданно КВН «закрыли» и это событие все восприняли как признак начинающихся перемен в отношениях партии, правительства и советского общества, нехороших и тревожных перемен…

С 1961-го по 1963 годы игры КВН проходили на Студии «Б» на Шаболовке ЦТ СССР (Москва). В 30 декабря 1963 года состоялась первая съёмка передачи КВН в Московском телевизионном театре (ДК МЭЛЗ). Сначала трансляции КВН были в прямом эфире, но с 1968 года – в записи и всё чаще и чаще начали распространяться слухи, что многие КВНовские шутки «вырезает цензура».

Как только я и мои друзья-годки узнали, что «КВН закрыли», у нас возникла идея организовать и провести на корабле нечто подобное игре в КВН, то есть такие политзанятия, которые были бы интересными, весёлыми и злободневными. Не скрою, что основой первой «пробы КВНовских сил и талантов» БПК «Свирепый» был негласный конкурс политических военно-морских анекдотов и баек.

Сначала это не был конкурс, то есть состязание в умении весело, интересно, находчиво и артистично рассказать анекдот или байку, это был простой флотский военно-морской «трёп» на баке, во время перекуров, работ или приборок. Затем, когда сформировались дружеские группы, появились «мастера трёпа» и «знатоки анекдотов», возникло негласное соревнование «Кто лучше и смешнее расскажет байку или анекдот?».

Потом процесс обмена свежими анекдотами проник в политзанятия, потому что весёлые и находчивые (анекдотичные) ответы на вопросы замполита, проверяющих или руководителей групп политзанятий начали всем нравиться и все хотели «блеснуть» остроумием, «прославиться на баке».

Бак – это вся передняя часть палубы спереди от фок-мачты или носовой надстройки, то есть ходовой рубки, всё, что возвышается над верхней палубой в носовой части корабля, называется «полубак». Здесь на баке БПК «Свирепый», под прикрытием гребня волноотвода, защищающего пусковую установку ПУ КТ-М-1135 УРПК-4 «Метель» (4 ПЛУР 85Р) – СУ-85КС-I «Муссон», в свободное время собирались матросы, старшины, «молодые», «салаги» и «годки» (даже мичмана – автор), чтобы пообщаться, поговорить, обсудить новости и слухи, но самое главное – послушать анекдоты и байки.

Какие же анекдоты были модными и наиболее распространёнными в 1972 году? В первую очередь – юморные, шуточные, во вторую очередь – бытовые, в третью очередь – критические по отношению к Западу, к НАТО и США и в последнюю очередь – политические, то есть критические по отношению к нашей социалистической действительности.

Вот некоторые популярные анекдоты начала 70-х годов XX века…