О благодати

Михаил Мороз
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
 Ф. И. Тютчев


Одна учительница русского языка и литературы, ныне пенсионерка,  попросила меня создать текст, посвященный слову «благодать». Я изумился.  Тем более что бывшая учительница прекрасно объяснила мне и происхождение слова (этимологию), и различные его значения, и библейское его содержание.

Что мне оставалось делать? Отказаться? Но это означало быть не только неучтивым,  но и неисполненным той благодати, о которой тебя просили пояснения.

Трудность в создании текста  по слову «благодать» была еще и в той легкости, с помощью которой любой читатель, заглянув в толковый словарь, мог сам определить все имеющиеся значения этого исконно русского слова.
 
 В первом значении «благодать» - благоволение, добро, помощь, исходящие от Бога.  И об этом можно было говорить знающему священнику.
 
Во втором значении: состояние удовлетворенности, душевного покоя. «На свете счастья нет, но есть покой и воля», - именно о благодати, то есть о душевном покое мечтал наш поэтический гений. Каждый из нас, наверное, встречал то состояние природы, окружающего мира, которое вызывало у нас чувство покоя, умиротворенности, блаженства, и произносил про себя или вслух: «Благодать!». Это третье значение слова.

Часто в переносном значении, когда человек восторгается изобилием материальных благ или видит исключительно благоприятные  условия жизни в сравнении с общепринятыми, он также употребляет слово «благодать». Это его четвертое значение.

Что же касается меня самого, то я, человек не религиозный, но очень почитающий то, что носит в религии нравственно-этическое содержание, что духовно наполняет человека, многим  рекомендовал бы прочесть удивительное произведение древнерусской литературы «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. И тогда это почитаемое православными людьми слово приоткроет многим свое глубокое и светлое наполнение.

Я мечтаю о том времени, когда законы, писанные только во благо власть имущих, канули бы в Лету, а по земле русской воцарилась бы Истина и Благодать, и вера о социальной справедливости распространилась бы на все народы мира. И чтобы не законами оправдывали свои неблаговидные дела правители земные, а спасали бы человечество Благодатью.

Надо не только молить у Бога Благодать, но и научиться самим дарить друг другу благо. В этом спасение. В этом главное, определяющее  значение слова «благодать"