Маленькие радости

Вероника Сухоцкая
    Часто мы не задумываемся о том, что значат в нашей жизни маленькие радости. Некоторые вообще их не замечают и, тем самым, обедняют свою жизнь. А они так много для нас значат!
   Если вдуматься и вспомнить своё детство, то окажется, что, не смотря на трудности (их у всех хватает) - детство у каждого было по-своему счастливым.
   Для ребёнка радость - первые весенние ручьи, когда можно проверить на прочность свои новые сапожки; сосульки, которые нельзя сосать, но очень хочется; грязь после летнего дождя, по которой можно побегать босиком; крупные снежинки, которые тают на языке; букетик из багряных листьев осенью, который непременно нужно подарить маме!
   Такие радостные моменты можно вспоминать и вспоминать, если даже сейчас трудные жизненные испытания "дарит" судьба.
   В каждом детстве есть маленькие радости для большой жизни! Нужно только "сходить туда на экскурсию". Это - своего рода лекарство от болезней и хандры, которое, как таблетку, не надо запивать водой!



           1. Кораблики.

   Наша семья жила в большом селе, недалеко от города, в который мы переехали, когда я закончила седьмой класс, а мой брат - четвёртый. Всё наше детство как раз и пришлось на сельскую жизнь.

   Сейчас, с высоты своего возраста, я вспоминаю те радости, которые сопровождали меня в детстве, и думаю: "Как же интересно мы тогда жили!". Не было ни телевизоров, ни, тем более, компьютеров, а жизнь била ключом!

   Закрываю глаза и вижу, плывущий по весеннему ручью, кораблик. Это первое путешествие в неизведанный мир! Кораблик сделан своими руками из сосновой коры, в которую воткнута палочка с бумажным парусом. Всего-то и дел, а как красиво он плывет по текущей воде! Мы бежим за ним, если он, вдруг, где-то застревает, подталкиваем его на "большую воду", и он снова продолжает своё "кругосветное путешествие". За этим занятием можно провести полдня, или, даже, целый день, забыв про обед.

   А на следующий день можно снова отправиться в путь, и так до тех пор, пока текут ручьи!

   Это только одна из маленьких радостей, которыми полнится наше детство. Их ещё так много! Поделюсь с Вами, надеясь, что и у Вас потеплеет в душе!


          2. Ананас.


   Это сейчас в магазинах можно купить всевозможные фрукты, были бы только деньги. А в те времена, да ещё и в селе, про ананасы и разговора не вели. Из фруктов можно было купить только яблоки и груши. Дети вместо них ели тогда морковку, а ещё турнепс и брюкву - молодёжь сейчас и названий таких не знает! А всё это казалось нам таким вкусным!

   Теперь вот, по телевизору часто говорят о стерильности, заставляют тщательно мыть овощи и фрукты, и руки перед едой. Всё это верно, сейчас и условия жизни другие и продукты совсем другие. А в то время мы вырывали морковку с грядки, полоскали её в бочке с водой в огороде, брали стёклышко, очищали им морковку и ели. Турнепс и брюква подвергались такой же очистке. И никакого дисбактериоза! Я не призываю детей сейчас поступать также. Просто тогда ни у взрослых, ни у детей не было страха перед такой антисанитарией. Может в этом всё дело?!

   А Вы пробовали есть сырую сладкую картошку? Наверное, нет! А мы в детстве ели её весной, когда родители начинали доставать её из погребов, чтобы подготовить к посадке. К весне она у всех в погребах набирала сахар. Но такой сладкой и сочной, как у нашей подружки Вальки, её не было ни у кого! Её семья переехала к нам в село из деревни и жила недалеко от нас. В деревнях часто так обращаются друг к другу - Валька, Вовка, Нинка. Так и для нас она стала Валькой. Хотя, мне и не нравилось так её называть. Семья их была многодетная - четверо детей, а Валька самая старшая. Жили они бедно, но картошки запасали много. Вот мы и повадились есть их сладчайшую картошку. Валька приносила её в сумке, мы усаживались на брёвна возле одного из домов, очищали стёклышком кожуру с картошки и уплетали за обе щеки эти "деревенские ананасы". Это сладкое и сочное лакомство так нам нравилось, что Валька не успевала приносить свои "ананасы". Родители заметили, что запасы стали убывать и ограничили наше поедание их картошки. Нет, они не ругали Вальку за это, только сказали, чтобы мы поменьше увлекались их вкусной картошкой. Раньше, вообще, люди были добрее, чем сейчас. И эта семья, хоть и была бедной, но жили они дружно. И даже то, что мы целой ватагой съедали часть посадочной картошки, не вызывало у них жадности и злости.

   Меня могут спросить - на что же по вкусу похожа эта картошка? Отвечу - похожа на ананас и грушу вместе! Я бы даже и сейчас её поела! Сейчас и ананасы настоящие и груши можно есть, когда захочется, но... картошка-"ананас"
вкуснее!
          Такое вот послевкусие осталось - на всю жизнь!


               3. Цукаты.


   Цукаты, из засахаренных и подкрашенных долек экзотических фруктов, сейчас продаются в магазинах и стоят недёшево. Но, при желании, многим доступны.

   А в моём детстве, вместо этого сладкого лакомства, были - вяленая морковка и сушёные яблоки, груши и ягоды. Делала такие "цукаты" наша бабушка. Она разрезала яблоки и груши на дольки и выпаривала в русской печи, а потом досушивала на противнях на солнце. А яблоки ещё дольками нанизывала на нитки и вывешивала тоже на солнце. Ягоды рассыпала на бумагу, и они сушились так же.

   Зимой всё это можно было и так есть и использовать для компотов, а также, как начинки для пирогов. Как же это всё было вкусно! И никакого сахара там не нужно было, и так сладко!

   Я любила помогать бабушке в сушке этих фруктов и ягод. Их нужно было часто перемешивать, чтобы они быстрее вялились и высыхали. Вот я этим и занималась, пробуя их на вкус и на готовность. После такой моей помощи их оставалась только половина. Морковку любила есть подвяленную, когда она ещё мягкая. А из сухой мы делали заварку для чая, добавляя туда ягод и мяты. Вкуснейший чай получался!

А ещё я очень любила, и люблю до сих пор, открытые ягодные пироги. Их пекла моя мама, они были такими вкусными - она была мастерицей по этому делу! А начинку мама делала всё из тех же "цукатов" - сушёных яблок, груш и ягод. Сахаром посыпала только сверху. Пироги получались умеренно сладкими, и... никакой аллергии! С сахаром сейчас мы перебарщиваем, а потом удивляемся - почему чешется то там, то там.

   "Здоровые цукаты" нужно есть! Тогда и жизнь здоровее будет!


                4. Драгоценный подарок.


   Наискосок от нашего дома жила семья Черемных. Сколько детей у них было, сейчас уже не помню, но с двумя меня связывали довольно тесные отношения. Это Тамара и Саша. Тамара была значительно старше меня. Мне лет пять или шесть, а она - уже девушка на выданье. Очень любила Тамара шить, сначала на кукол, а потом и для себя шила красивые платья. Очень много было у неё разных лент, кружев, пуговиц, которые я любила перебирать в её многочисленных шкатулках. Потом она вышла замуж и переехала жить к мужу.

   Её младший брат Саша был ближе ко мне по возрасту, ему в то время было лет пятнадцать. Если Тамара играми со мной не занималась, а я только наблюдала за её рукоделием, то Саша готов был проводить со мной целые дни. Только учёба в школе не позволяла это. Он после школы приходил к нам домой, забирал меня с собой. и мы играли с ним потом в разные игры, которые он мастерски придумывал. Саша часто говорил, что он хочет стать учителем.

   Мне очень нравилось бывать у них дома. Это сейчас родители вряд ли доверили бы довольно взрослому мальчику маленькую девочку, а тогда это было в порядке вещей.

   В памяти сохранилась одна весна. За зиму нападало столько снега, что возле каждого дома высились сугробы. Когда настала весна, и выглянуло яркое солнышко эти сугробы моментально растаяли, и вода затопила всю улицу. Такого половодья, как тогда, я больше не видела.

   В гости к Саше мне без помощи было не добраться, и Саша пришёл за мной. Он посадил меня к себе на плечи и перенёс через эту полноводную "реку" к себе домой. Вечером он меня так же вернул домой.

   Вот сейчас я думаю, какими же родственными были наши души, если ему так нравилось со мной возиться, а мне - помнить наши игры всю жизнь!

   Саша окончил школу, а я в это время уже училась в первом или втором классе. Дружба наша продолжалась ещё довольно долго.

   Саша ушёл в армию, я, как умела, ему писала письма, и он мне тоже. Рассказывал о своих армейских делах, писал, чтобы я хорошо училась, рассказывал в письмах смешные истории.

   Когда Саша пришёл из армии, он поступил в педагогический институт и стал учиться на факультете иностранных языков. Не смотря на нашу занятость - его в институте, а мою - в школе, встречи наши продолжались. Только теперь это были уже не те игры, что раньше - я приносила с собой учебники и тетради, и он помогал мне выполнять домашние задания.. Этот процесс ему очень нравился, не менее, чем наши игры. Ведь он - будущий учитель!

   Через некоторое время Саша женился. Имя его жены точно не помню, кажется Аня. Молодая семья переехала в дом Сашиной бабушки, которой к тому времени уже не было, и дом стоял пустой. Жили они близко, и я иногда их навещала. Не знаю, нравилось ли это Ане, но я не чувствовала, что она была против.

   Саша окончил институт, и они с Аней переехали к месту его работы. На прощание Саша подарил мне книгу. Это были сказки Пушкина с красочными иллюстрациями. К сожалению, эта книга не сохранилась - её взяли почитать соседи , потом ещё другие, и книга ко мне не вернулась.

   А через какое-то время и наша семья переехала в город. Может они с Аней и приезжали в гости к его родителям, но меня там уже не было. Больше мы с Сашей не виделись.

   Такую родственную душу, как Саша, мне не довелось больше встретить. Были, конечно, приятные дружественные отношения, но Саша был - как драгоценный подарок судьбы!



                5. Мережка.


   Когда мой старший друг Саша служил в армии, наши встречи временно приостановились. В школе у нас начались уроки по домоводству, и я начала изучать технику вышивки "крестиком". Первые свои "крестики" я вышивала под руководством мамы. Она очень любила вышивать и "крестиком", и "гладью". Каждый свободный вечер посвящала этому увлечению. У меня и сейчас хранятся вышитые ею картины, салфетки, дорожки и, даже, скатерти.

   В то время к нам в школу направили после окончания педагогического училища трёх девушек - учительниц начальных классов. Поселили их в Доме для приезжих.Так назывался у нас двухэтажный дом, в котором селили разных командированных. Девушки жили все в одной комнате на первом этаже. Из окон нашего дома было хорошо видно этот дом, напротив которого располагался колодец возле забора нашего огорода. Из этого колодца мы и все соседи брали воду. Вода -чистейшая и очень вкусная. Мы часто пили её без кипячения. Для удобства набора воды из колодца отец сделал  в заборе калитку, и мы могли выходить к колодцу прямо из огорода, а не обходить с вёдрами на коромысле по улице.

   Однажды, когда я была в своём огороде, девушки позвали меня в открытое окно. Я прошла через калитку, подошла к их окну. Они спросили как меня зовут и представились сами. Они были молоденькие, и не привыкли ещё называть себя по имени и отчеству, хотя считались уже учителями. Одна была Алла, вторая - Оля, а третья - кажется, Люда. Я их и раньше видела, они летом часто окно открывали, возле него разговаривали и смеялись. А сейчас они пригласили меня к себе в гости. Алла выбежала и провела меня в их комнату. Они пили в это время чай с пряниками, предложили и мне. С этого первого чаепития и началась наша дружба.

   В первый же день они предложили мне позаниматься вместе с ними рукоделием. Выдали мне небольшую квадратную белую тряпочку и стали показывать, как из неё можно сделать красивую салфетку. Сначала нужно иголкой со всех сторон освободить ткань от ниток, потом, на одинаковом от края расстоянии, начинать вытягивать три нити - получится дорожка, потом подтянуть немного ещё одну нить, привязать к ней цветную ниточку, и вытягивать эту нить вместе с цветной ниточкой по этой дорожке. Делать это нужно очень осторожно, чтобы нить в салфетке не оборвалась. Когда цветная ниточка полностью протянется по дорожке, получается уже цветная дорожка. Эту технику я освоила быстро и наделала таких цветных дорожек со всех сторон салфетки. Получилась красота! А если ещё вышить в уголках салфетки какой-то узор, то вообще "шедевр" получится! Так, смеясь, сказали мне эти весёлые мои новые знакомые.

   Вечером я рассказала маме о своём новом знакомстве и показала салфетку. Мама восхитилась моей работой и сказала, что нужно будет так же оформить те салфетки, которые она вышивает. Эти салфетки до сих пор у меня есть.

   Тем девушкам понравилось заниматься со мной рукоделием, и они стали часто меня приглашать в гости. Мы каждый раз пили чай то с печеньем, то с конфетами, то с пряниками, а потом садились за рукоделие. Они научили меня многим нехитрым
приёмам оформления вышивок и шитых изделий.
   
   Но, особенно, мне понравилась "мережка". Это оказалось не на столько сложно, как казалось вначале, даже для девочки лет десяти - двенадцати. Там также вытягивались из материала нитки, получалась дорожка. Ширина её зависела от количества вытянутых нитей, а потом с помощью иголки с ниткой (можно и цветной, будет ещё красивее), делались переплетения, и получалась кружевная дорожка.

   Алла, Оля и Люда прожили в нашем селе года два, закончилась их отработка, и они разъехались по своим домам, где должны были работать потом в школах по месту жительства. За это время я многому у них научилась, да и с мамой вечерами
мы занимались рукоделием.

   Разве я могла тогда знать, что это умение понадобится через много лет, когда мне, по воле случая, придётся работать некоторое время в Детском доме творчества педагогом дополнительного образования, и обучать детей этим премудростям!

   Ничего не бывает в жизни случайного, всё, наверное, предначертано судьбой и взаимосвязано!

   Не зря же те наши чаепития и уроки рукоделия остались у меня в памяти, как маленькие радости от творческого процесса, которые греют душу всю мою жизнь!