Продержимся!

Владимир Смолович
Крис.
Пробуждение было беспокойным. Что-то было не так, мне потребовалось несколько минут, что бы понять причину. Прямоугольник стоявшего напротив меня будильника зиял своей чернотой: исчезли такие привычные зеленые  цифры. Сломался. Еще несколько секунд – дань собственной лени – и я схватил мобильник, лежавший рядом.  Так е есть, проспал! На мобильнике высвечивалась зловещее 7:42. Через 18 минут я должен быть на работе, а Алиса – в школе.  Я пихнул локтем Лору – пусть скорее собирает девочку в школу и вскочил.
Итак, 18 минут. Первым делом – туалет и ванная. Ворвался – инпче не скажешь - в наш санузел и снова невезение – лампочка не включилась. Ладно, есть немного света из малюсенького окошка пол потолком.
Стоило мне нырнуть в ванну, как я услышал вопль Лоры – до нее дошло, что мы все проспали, и первым делом стала выяснять, почему я не включил будильник в смартфоне.
Потому, что не знал, что наш будильник сломается, - подумалось мне. Самая простая причина – самая верная.
Вопль Алисы сообщил мне, что в квартире нет света. Ах вот оно что. Значит, бритье на потом. Ванну пришлось покинуть.
В квартире царил непривычный полумрак.  Я направился к электрическому щитку в коридоре.  Открыл дверцу. Все  переключатели были на месте. Значит, поломка не у нас. Почти радостно сообщил об этом Лоре и Алисе. Сразу же Лора догадалась, что именно из-за этого не сработал будильник. Молодец.
Без электричества будильник продолжает идти – там есть батарейка. Но цифры уже не светятся и трели «просыпайся» не будет. Надо будет купить более подходящий. Который не боится случайных отключений.
 «Позвони в муниципалитет» - это совет от Лоры. Логично. Но не успел. Подошла еще не до конца проснувшаяся Алиса со смартфоном в руке и рассказала нам, что  электричества нет во всем городе из-за какой-то аварии.  И что мэр призывает всех сохранять спокойствие и обещает, что в ближайшее время неисправность будет устранена.
Огорчения не испытал. Наоборот. Если во всем городе нет электричества, то это не только оправдывает мое опоздание, но и делает ненужным мой выход на работу до тех пор пока электричество не вернется. Странно только, что весь город остался без электричества. Такое на моей памяти  - впервые. Я пошел за смартфоном.
Лора начала хлопотать на кухне. Все, что она могла предложить нам –  молочные продукты. Сыр с йогуртом плюс бисквиты. Запивали соком.
Алиса
Отсутствие электричества меня устраивало. Третьим уроком должна быть контрольная по истории, так что если до девяти с половиной электричество не вернется – день мой! И уроки делать  мама заставлять  не будет – какие могут быть уроки, когда нет интернета! Хотя мама все равно найдет, что делать – она ведь дома до обеда в любом случае – у неё вторя смена. Заставит в комнате убирать.  Но пока родители обсуждают  случившееся, можно никуда не торопиться. 
Крис
Нет ничего более глупого и неприятного, чем сидеть и ждать. На улице льет как из ведра. Термометр за окном показывает +18. Немного, но именно такая температура позволила мне успокоить  Лору – она боится, что холодильник оттает и продукты испортятся.
Пришел сосед и рассказал, что случилось на подземной парковке. Электричество отключили как раз в то время, когда кто-то открывал ворота, что бы заехать. Ворота остались полуоткрытыми, проехать было невозможно. Бедняга – кажется это кто-то с 11-го этажа  - попытался открыть вручную – должна быть  специальная рукоятка для этого, только вот надо знать – где она.  Там была табличка, кто ответственный – и у кого эта самая рукоятка хранится, но повесили эту табличку много лет назад, ответственный сменился, но в  табличку новое имя не записали. Идти же   к председателю домового совета в три часа ночи человек не решился. Лишь когда подъехали еще несколько человек, уже часа в четыре, те, кто не мог попасть домой, решились  открыть ворота – так сказать – с помощью грубой силы. При свете фар кое-как сорвали кожух с редуктора и пытались провернуть вал. Не сумели! Лишь в шестом часу подошёл кто-то, у кого в багажнике был режущий диск, который можно подключить к прикуривателю машины.
Мэрия продолжала публиковать успокаивающие сообщения, рассказывая, что все силы брошены на устранение веерного отключения электростанций,  что министерство энергетики бросило на устранение цепочки аварий все свои силы, Премьер-министр в курсе событий, ему докладывают каждый час. Больницы продолжают работать, их обеспечивают электроэнергией аварийные генераторы. Немного терпения – и энергоснабжение будет восстановлено.
Даже Лора зафыркала : самый большой талант нашего мэра – это умение  раздавать обещания.
Лора.
Около 11 мне позвонили и вежливо попросили, что бы я немедленно шла на работу. В поликлинике полно больных  (мне сказали – как во время сильного гололеда), кое-кто из медперсонала не сумел прийти, плюс невероятно сложно работать, так как большая часть диагностического оборудования не работает.
Я предупредила Алису, что бы та не выходила из квартиры, пока не вернется электроэнергия. Сейчас нельзя всем выходить из квартиры – батарея входного замка в любой момент может закончится и тогда замок останется в положении либо «закрыто» либо «открыто». Крис на всякий случай перевел замок в положение «открыто». Он объяснил это тем, что если мы все случайно выйдем из квартиры,  и замок закроется из-за того, что сядет батарея, то мы просто не попадем домой. Тогда придется ломать дверь,  но после окончания этого кризиса нам придётся долго ждать, пока приедет служба открывания дверей , ибо работы у них будет на неделю вперед – здесь Крис очень прозрачно намекнул, что не все так предусмотрительны, как он.  Воры же нам не угрожают – какому полоумному захочется карабкаться  на 17-ый этаж пешком. Пока же он искал металлический ключ в кладовке. Крис уверял, что он сохранил его, и что ключ спрятан в кладовке, в какой-то коробочке, нужно только найти. Я пожелала ему успеха в поисках . В его кладовке со светом ничего не найти.
Используя смартфон, как фонарик, я начала спуск по лестнице. Пару раз мне попадались навстречу соседи, один из них предупредил – по собственной инициативе – что бы я не пользовалась машиной, если мне не надо ехать далеко. Кругом жуткие пробки, ибо светофоры не работают.
Я подумала, что он, пожалуй , прав. Пришлось спускаться до минус первого этажа – что бы забрать зонтик из машины. И лишь на крылечке позволила себе отдышаться. За те годы, что мы живем здесь – это второй случай лестничной гимнастики. Будем надеяться, что к моменту моего возвращения с работы лифт уже будет работать.
До работы мне пешком минут двадцать  - есть возможность кое-где сократить дорогу, пройдя дворами – но это при хорошей погоде. Через минуту поняла – пока добегу - ноги промокнут. И сушить негде будет. Дождь не сильный, зато ветер…
Сосед был прав, что посоветовал не ехать на машине  – на углу бульвара Роз и профсоюзной улицы была чудовищная пробка – большой грузовик столкнулся с легковушкой. Наверное, водитель легковушки отключил автопилот и пытался проскочить на ручнике. Интересно, как реагирует навигатор, когда к перекрестку подъезжают одновременно машины со всех сторон ? Судя по всему, не только светофоры не работают , но и знаки тоже.
Крис.
Где-то  в шестом часу я обнаружил, что  в кране нет воды. В следующую секунду я понял, что бак с водой наверху опустел. В высотных домах воду насосы подают наверх, в специальный бак, а оттуда она потом спускается вниз по трубам.
Я тут же мобилизовал Алису на сбор воды – мы вынесли на балкон тазик из ванной и несколько кастрюль – что бы собрать немного воды, пока дождь еще не кончился. Эх, раньше надо было, до обеда дождь был сильный и косой, а сейчас чуть капает. Завтра, вообще без осадков.
Предупредил Алису, что  в туалете смывать нечем, и нужно , после того, как она туда сходит, просто закрыть крышку, что бы запах не распространялся по квартире. Это вызвало у нее шок. Она и так нервничала, что у ее смартфона кончилась батарея (говорил ей – используй смартфон экономно – неизвестно, когда электроэнергия вернется) и все ее планы на сегодня накрылись.
Раз в час я звонил Лоре. Последний раз она отвечала около 3-х. Рассказала, что огромное количество травмированных, и что  один больной умер прямо в поликлинике.
Я боюсь, что у нее кончилась батарея и теперь я даже не сумею ее встретить. Она пошла на работу пешком (вначале, когда узнал,  удивился - сейчас я понимаю, что она поступила правильно) и неизвестно, когда вернется.
Алиса снова стала хныкать и просить у меня ключи от машины, что бы спуститься и  зарядить смартфон. Теперь 17 этажей ей не помеха. Снова пришлось объяснять ей, что 17 этажей в абсолютной темноте – это  слишком опасно. Достаточно оступиться один раз. Алиса возражала, что готова подождать, пока кто-нибудь с фонариком или со свечой (а мы уже видели, как сосед с 19-го этажа спускался с настоящей свечой в руках). Отбился. Обещал, что если к 7 часам электричество не вернется – отпущу.
Ровно в 6 я еще раз попытался позвонить Лоре. Безрезультатно.  Прочитал сводку новостей. Мэр уже  ничего не обещает, пишут только, что  мобилизованы все силы и сотрудники электрической компании  самоотверженно  отдают себя работе .
Дома прохладно. Не если к утру подачу электроэнергии не восстановят – почти все, что есть в холодильнике, придется выбрасывать. И Боже мой, как непривычно, что я за весь день не выпил ни капли кофе. Я бы с удовольствием сбегал бы в какое-нибудь кафе – невзирая на 17 этажей – если бы работающее кафе нашлось.
Алиса.
Именно Майк оказался настоящим другом. Я его никогда серьезно не воспринимала – так  себе – не рыба ни мясо. А тут появился на пороге нашей квартиры и с порога спросил меня – тебе зарядка нужна? У него оказался фонарик,  и мы пошли вниз, к машине его мамы. Потом мы вышли на улицу – дождь уже перестал – и Майк повел меня посмотреть на пожар. Оказывается, в нашем квартале загорелся одна из 25 этажных башен – скорее всего из-за того, что кто-то на кухне развел огонь  - типа костерка – разогреть еду или еще что-то. Здание горело с одной стороны, огонь начинался с уровня 7-го этажа.  Майк явно преувеличивал силу пожара – скорее всего, выгорела одна кухня, остальные пострадали значительно меньше – полопались стекла над сгоревшей кухней, рамы покривились – и прочие мелочи. Зевак столпилось немало – все были едины во мнении, что по-настоящему причиной пожара было прекращение подачи электроэнергии и рассказывали жуткие истории – типа леденящего кожу описания как «спускали» с 31-го этажа какую-то женщину, у которой начались роды в этот неблагополучный день и т.д.  От этой толпы мы сбежали быстро – ибо там такого можно было наслушаться, что жить не захочется.
Сюрпризы от Майка продолжались. Он повел меня к своей тёте, которая живет в старом 4-х этажном доме – всего 20 мнут от нас. У его тёти в доме обычная газовая плита, так вскоре мы в приятном и почти романтическом полумраке пили горячий кофе. Я пожалела, что не взяла термос – папа дома умирает без кофе.  И вода у них есть – я даже специально пошла у них в туалет, что бы не нести «все своё» домой, где смыть нельзя.
Пока мы сидели у тети Майка, к ней заходили несколько человек с термосами  - знакомые или родственники  - и все – во время ожидания обсуждали отсутствие электроэнергии так, словно настал конец света. Конец света действительно настал, но не тот , который конец дней наших, а тот, который конец освещенности. Боже мой, какие люди мнительные! Это всего лишь сбои на электростанции, а они ведут себя так, словно война глобальная началась.
Лора
Дома меня ждало несколько сюрпризов. Во-первых, перепуганные Крис и Алиса. Я объяснила, что всем нам приходилось использовать свой смартфоны и айфоны  для подсветки, поэтому они быстро разрядились, и позвонить им не было никакой возможности.
Во-вторых, мне тут же предложили горячий кофе из термоса. Оказывается, у одного из Алисиных одноклассников неподалёку есть родственница, живущая в старом доме с газовой плитой.  На столе горела свеча – ее сделал Крис – как он сказал – из того, что попалось под руку. Этим он был  горд  так, словно открытие научное сделал. 
Ну а затем я рассказала о нашем кошмаре.  Все больные приходили в поликлинику в состоянии стресса, что только всем мешало – и персоналу и самим больным.  (Крис  тут же предложил выпить по рюмочке – что бы стресс нас не коснулся) . Если завтра снабжение электроэнергией не восстановится – страшно представить, что будет.
Вместе с Крисом осмотрели холодильник. Он разделил скоропортящиеся продукты и не скоропортящиеся – это правильно. Все скоропортящиеся он вложил в несколько пакетов – по принципу пакет – в пакет, что бы до этих продуктов медленнее доходило  тепло. Поможет ли?
Крис сумел все-таки найти в своей кладовке три металлических ключа от квартиры и мы теперь  - по крайней мере в этом – не зависим от электроснабжения.
Также Крис достал дополнительные одеяла – на случай, если ночь будет холодной ( а скорее всего, так и будет).  Предупредил, что бы все перед сном сходили в туалет и тогда он смоет наше «добро» половиной ведра воды – из собранной на балконе. Да, ему можно поручать собирать экспедицию куда-нибудь на Север. Не подозревала за ним таких талантов.
И уже перед сном рассказала кое-что из услышанного. Полицейский, что заходил к нам, предупредил о волне краж, взломов и нападений – почти всюду не работает сигнализация и камеры наблюдения – делай ,что хочешь.
Крис.
Сегодня утром мэрия через громкоговорители, установленные на машинах объявила, что в нашем регионе вводится чрезвычайное положение. Скоро должны прибыть армейские полевые кухни и начать обеспечение всех желающих горячей едой. Военные также привезут с собой армейские передвижные электростанции. Все суперы будут открыты к 11 часам. Продукты – консервы, выпечка, и другие, не портящиеся при комнатной температуре , будут выдаваться с записью по предъявлению удостоверения личности. (Сразу подумалось – потом  все равно придется платить.)   Мэрия обратилась с призывом еще несколько часов не выбрасывать испортившиеся в домах продукты – в первую очередь мясные. Сейчас  под руководством санитарных врачей идет подготовка нескольких специальных могильников. Частично испортившиеся продукты специальные машины будут вывозить за город. 
Слово «могильники» прозвучало ка-то нехорошо. Нужно было им придумать какое-то другое название.
О том, когда восстановится подача электроэнергии – ни слова.
Около 11 часов мы с Алисой отправились за «покупками».  Первое, что бросилось в глаза – очень мало машин, и как осторожно едут те немногие, что решились.  Причину понял сразу: не работает система навигации. Ездить могут лишь те, у кого машины имеют  две системы управления – обычное и ручное.  Сразу подумалось – как хорошо, что одна из наших машин имеет ручное управление.
Выяснилось, что неподалеку от нашего дома, около сквера, организовано место раздачи горячей еды. Супер – в другую сторону.  Пришлось разделиться. Алиса заняла очередь на пункте раздаче горячей пищи (туда уже приехала армейская полевая кухня и бойко раздавала кашу с мясом), а я пошел в супер. Очередь была длиннющая. Но шла быстро, ибо выбирать не давали. Еду давали наборами  - две бутылки какого-нибудь питья – минеральной воды или сока, пять банок консервов, бисквиты  и прочую ерунду.  Пока стоял в очереди узнал массу нового. Во-первых, действительно полностью отключена система дорожной навигации. Никто не может объяснить, почему – ведь спутники продолжают летать.   Мобильная связь включается лишь на несколько минут в начале каждого часа – мы по дороге в доисторическую эпоху.  По мере продвижения очереди напряжение росло, появились слухи, что скоро продукты закончатся. Также я успел услышать о том, что несколько дней назад была чудовищная по силе вспышка на Солнце и вся – или почти вся – электроника на земле «выбита» - не может нормально работать.
Почему-то нас всех подгоняли. Двое полицейских следили, что бы  соблюдался порядок. Один из них был чисто выбрит, щеки другого покрывала молодая щетина. Наверное, как и я, не сумел побриться.
Вот  и моя очередь. Один продавец записал мое имя и номер удостоверения личности, другой выдал тут же  пакет с продуктами. Отойдя пару шагов, я остановился и посмотрел, что мне досталось. Бутылка минеральной воды, бутылка яблочного напитка , несколько банок рыбных консервов и кальмаров, шесть пачек бисквитов, банка быстрорастворимого кофе, шоколадка и немного фруктов. Чертыхнулся про себя и пошел искать Алису.
Такими темпами послезавтра уже нечего будет кушать. А если уехать? Аккумуляторы в машине заряжены  скорее всего полностью, позавчера вечером я включил зарядку, когда вернулся с работы, то есть примерно в семь. Электричество нас покинуло примерно в три ночи, то есть через  8 часов. Вдвое больше, чем надо для заполнения.  Можем ехать, куда захотим. Стоп. У меня почти нет наличности, и кредитная карточка не будет работать – по ней можно провести оплату или снять наличные только, если наш банк работает, а он без электричества… Или, в связи с чрезвычайной ситуацией банковские операции будут проходить? Хотя бы в кредит. Так, судя по ситуации в стране – будут. А Лору отпустят с работы? Медики сейчас – самый  востребованный народ. После электриков, конечно.
Но надо понять, куда ехать. В обращении мэра было сказано – регион.  Что такое регион? Очень туманное понятие. Где кончается наш регион и начинается благословенная земля с электричеством? Представилась наша машина, остановившаяся посреди дороги. После пункта  А столько-то километров, а перед пунктом Б – столько-то.
В этот момент я обнаружил, что я уже никуда не иду, а просто стою на месте. А если поехать куда-нибудь в лес, на берег речки? Можно взять с собой пасту, крупы (я точно помнил, что дома есть рис),кофе, сахари прочие сухие и не портящиеся продукты. Несколько дней можно без мяса. Соорудим костер. Котелков, правда, у нас нет, но можно подвесить кастрюлю. Нужно поискать – нет ли где работающего хозяйственного магазина.
Алиса.
Впервые я стояла в столь длинной и в столь нелепой очереди. За кашей. Вспомнилась сказка про неисчерпаемый горшок каши. Не помню чья, но это неважно. Слава богу, я в очереди не одна. Видела еще пару ребят из нашей школы.  Подошел Марк из параллельного класса и таинственным шепотом рассказал, что чудовищный ущерб нанесен каким-то вирусом. Вирус внедрился во все системы еще неделю или месяц назад и позавчера сработал. Раньше в таких случаях системы восстанавливали из старых копий, а сейчас выясняется, что все копии тоже заражены  и поэтому через несколько минут после восстановления данных системы снова падают.  Злоумышленники требуют фантастическую сумму денег за нейтрализацию этого вируса, но правительство не соглашается, что бы не создавать прецедент. Смартфон мой заряжен всего на 28% и я боюсь его включать лишний раз. Обмениваемся смсками. Они выходят и приходят не сразу, а порциями – словно ждут кода откроются какие-то неведомые виртуальные ворота. Рассказывают жуткие вещи, не знаю, чему и верить. Но все равно продолжаю регулярно проверять сообщения, иначе я буду чувствовать себя словно на необитаемом острове.
Почему-то никто не ждет, что подача электроэнергии восстановится в ближайшее время. Марк ходил утром в школу и рассказал, что директор собрал учителей, в первую очередь пожилых, которые еще помнят, как раньше учились по учебникам, отпечатанным на бумаге. Сейчас они обсуждают, как возобновить  обучение - по методикам наших дедушек. Раньше же как-то учились – Ньютон и Эйнштейн обучались по книгам из бумаги. И уже начали  по закоулкам собирать бумажные учебники , что бы по ним учить нас…Мне это оказалось в известной степени нелепым – что может быть написано в учебниках из бумаги? Что Земля на трех китах стоит? Марк согласился – информация, которую успело собрать человечество в докомпьютерную эпоху, сообщил он,  составляет всего 1 или 2 процента. А очередь такая длиннющая….И так медленно движется….
Лора
Пришли Крис с Алисой и принесли мне поесть. Холодная каша, бисквиты и яблоки.  Это меня очень растрогало.  Лишь когда я закончила есть, Крис с гордостью объявил, что он нашел прекрасный выход из положения. Мы едем к его родителям – они живут в другом конце города, в старой его части. У них приятная квартира в небольшом 6-ти квартирном доме, из числа тех, которые  в шутку называют «английскими»  - длинное строение с отдельным входом в каждую квартиру.  Родители прислали Крису смс. Там уже его брат с семьей. Будет немного тесно, но сейчас не до комфорта. Комната нам гарантирована, газовая плита в доме есть. С гордостью мне рассказали, как таскали вещи с 17-го этажа по  неосвещенной лестнице. Захватили одежду, продукты, которые были дома, и уверяли меня, что ничего не забыли. Если и забыли – подумалось мне – то не страшно. Такого уже наслушалась и насмотрелась за два дня, что те проблемы, которые волновали бы меня прежде, показались не заслуживающими внимания.
Крис светился от гордости за свою предусмотрительность. Именно он  в своё время настоял, что бы мы купили машину,  в которой помимо обычной системы управления есть еще и ручное  – с  рулём и педалями. Ладно – пускай радуется.
Поинтересовалась, как он будет искать дорогу  до родителей.  Крис с гордостью объяснил, что дорогу помнит, так как ездил по ней много раз. Надо выехать на проспект науки – это сравнительно недалеко. Затем доехать до моста и затем повернуть на улицу 6-го ноября. А там найдёт –  начнётся тот район, где проходило его детство.
Крис также рассказал, что власти по-прежнему стремятся избегать объяснений и обещаний, и это пугает. В первый день мэр наш соловьем заливался, обещая устранение неисправности чуть ли не в ближайшие минуты, а теперь настолько осторожен, что от него нельзя добиться вообще ничего. А главное, все ведут себя так, словно нам предстоит жить без электричества еще бог знает сколько времени.
Самое грустное, что именно самый хороший район города – а мы так гордились, что купили квартиру именно здесь -  оказался наименее приспособленным к кризису…

Я в свою очередь рассказала что один больной объяснил нам, что поезда больше не ходят, так как вышла из строя система автоматического управления стрелками и семафорами.
Мне пришлось вернуться не непродолжительное время в поликлинику.  Предупредила, что завтра я приду на работу только лишь в том случае, если будет работать общественный транспорт.
Вернулась к ожидавшим меня Крису и Алисе.  Я уселась рядом с Крисом, Алиса  устроилась среди пакетов на заднем сидении.
Мы тронулись в путь. Уверена – продержимся!