О понимании и толковании Библии

Владимир Павлинов
                Разговор с коллегой по перу, атеистом, бывшим сослуживцем по погранслужбе, Владимиром Конюковым.


     В начале беседы,  прочтем очень важное, для понимания рассматриваемого вопроса о толковании Библии, из Евангелия от Матфея. Глава 13:

1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
2 И собралось к Нему множество народа,
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что ВАМ ДАНО ЗНАТЬ тайны Царствия Небесного, а ИМ НЕ ДАНО,
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
 19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.
 20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
 21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
 22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
 23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

     И еще, крайне, исключительно важное, для понимания этого вопроса, поучение из Евангелия:

     2-е послание Петра 1 глава:
19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,
20 зная прежде всего то, ЧТО НИКАКОГО ПРОРОЧЕСТВА В ПИСАНИИ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ САМОМУ СОБОЮ.
21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

2-е послание Коринфянам 3:
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

     Почему же одним дано, а другим не дано?
     Неужели Бог не может по любви и могуществу Своему дать всем? Он и дает всем, но не все способны восприять и вместить Божественное Откровение! Поэтому, встречаясь с Ним, не замечают или превратно истолковывают Его.
     Объясняется это просто, поясню примером аналогией.
    Добрый человек решил раздать среди необразованных людей интересные книги и учебники и пособия для их просвещения и облегчения жизни. И, раздал.
    И что же мы увидим?
     Их будут как то  читать только те, кто до этого, научился чтению. Эти, в меру развития своего интеллекта и образованности, вместят и воспримут прочитанное в книгах и будут беречь их и передавать полученные знания близким и знакомым.
     А что же сделают другие? А то, что и делали все безграмотные в любой стране, использовали их на подставки,  растопку печей и в костры, на самокрутки, но, никак не по назначению.    
     Вот так и с Божественными Библейскими, душе спасающими Истинами, Их вмещает и внимает им только тот, чья душа готовилась к этому просвЯщению предшествующей жизнью и жаждой Истины и познания Бога и Воли Его.

     Володя, каждый из нас, видит, или думает что видит, в обозреваемых всеми явлениях или общественно политических процессах, нечто из того, что другие не замечают. Видят, либо, по прозорливости своей, либо, по ошибочности своего зрения, физического или духовного - искажающего восприятие.
     В Библии нет ни одного пустого, нейтрального и ничего не значащего слова.
     Во всех ее фразах - стихах, глубочайший смысл, постигаемый очень немногими Божьими людьми, раскрывающих его исключительно верующим людям. 
     А неверующим, глубочайшие смыслы Слова Божьего – не доступны в принципе.
     Почитай Толкования Библии Иоанна Златоуста и других Отцов и Святителей Церкви на Слово Божие.
     И еще, Володя, атеисту, коим ты пока себя числишь, недоступно толкование Слова Божьего в принципе, как недоступно оно и подавляющему числу верующих.
     Поясню, что означает "толковать Библию".
     Это означает данную Богом, Духом Святым -  избранным Им Святым и Святителям способность увидеть, прозреть в видимом всем тексте Библии: абсолютно не осознаваемые самостоятельно - подавляющим числом людей - жизненно важные смыслы, становящиеся доступными остальным людям - только по толковании, то есть разъяснениями Святыми Отцами - и, только при достижении человеком определенного духовного развития и постижения Бога.
     Что бы толковать хоть что то из Библии, нужно быть глубочайше верующим человеком, дабы чувствовать сопряжение, взаимосвязь и взаимообусловленность одного другим каждого библейского,  слова, каждого знака препинания.

     Многое в Библии не требует толкований и доступно для буквального понимания каждым человеком, а все, допускающее различное толкование, может быть в Духе Божием истолковано только теми, на ком почиет Дух Божий, ибо толковать Слово Божие, может только тот, кому это позволяет и поручает Сам Господь, дабы донесено было людям именно то, что хотел им сказать Бог. 
---
 
     Володя, душа твоя чувствует нечто, сокрытое в так заинтересовавших тебя библейских словах:
    "время разбрасывать  камни, и время собирать  камни; "  Библия, Екклесиаст, гл. 3, 5
     Но, тут, ты, я и всякий, заинтересовавшийся, должен задаться вопросом и прежде всего честно ответить самому себе исходя из своего мировоззрения: А чьи это слова?
     Это слова Бога, сказанные им через Екклесиаста, или слова человека?
     Если это слова человека, а так воспринимаешь ты, поскольку атеист, то стоит ли на них заморачиваться и искать в них глубинные смыслы выдуманные тобой: о семени, потомстве и прочем?
     Все, сказанное человеком, так же непрочно и изменчиво, как и сам человек. И, еще ничего из самого мудрого, сказанного людьми, не стало правилом жизни поколений людей или хотя бы значительного слоя из одного поколения. И человечеству жизнь не улучшило.
     Если же признать, что  это слова Бога, что для атеиста неприемлемо, и они не ясны для понимания его, значит Бог это сделал не случайно, а намеренно, дабы души, не готовые вместить, не навредили себе.
     Если же, скрытое Богом - за иносказанием или притчей, хочется познать, нужно идти к тем, кому Бог открыл их смысл и доверил умело донести его до всех, вожделеющих понимать и готовых узнать скрытую от них до поры, во их же благо, истину в ее чистоте - неискаженной никем фантазиями и отсебятиной.
     Ибо и родители и старшие, многое не говорят прямо детям, поскольку их ум не готов воспринять и правильно употребить скрываемые от них до поры знания. 
---

      Ну что ж, давай порассуждаем вместе.

      Владимир Конюков: "Я рассуждаю с точки зрения учебника. "

     - Этими словами, ты берешь на себя обязательство рассуждать по правилам придуманного и сочиненного кем то, учебника, а не по требованиям своей совести и своего мировоззрения.
     Прием вполне позволительный, отстраненный от поиска своих личных ответов.

      Владимир Конюков :"Бог создал человека. "

     - Берется за аксиому, из этого должно вытекать все последующие рассуждения.

     Владимир Конюков: "Человек создал Библию",

     - Противоречит аксиоме о Боге. Ибо, Бог, создавший человека, не позволит ему писать отсебятину и фантазии о Себе в Книге, называемой Библия или Слово Божие.
     Все, что будет написано в Библии о Боге, должно быть абсолютно истинным.
     Человек, не знающий создавшего его Бога, это сделать не может в принципе, ибо о Боге известно лишь только то, что Он Сам открыл о Себе – через избранных Им пророков Ветхого Завета

     Владимир Конюков"…Библию, свод законов, как для верующего, так и для неверующего"

      - Утверждение ошибочное. Библия таковым сводом не является, тем более для неверующих и не христиан, кои ее вообще  не признают за Слово Божие.
     Библия – это Слово Божие о Самом Боге и о Его Воле по отношению к созданному Им человеку.
     Слово Божие открывает глаза души человека на его высокое предназначение при его сотворении, о самоволии и отпадении человека от Бога, о желании Бога помочь согрешившему и согрешающему человеку вернутся на свою, изначальную стезю бессмертия, райского бытия и сотворчества с Богом.
     Именно для этого и создал Бог человека по своему Образу и Своему Подобию.
     Библия повествует о Сотворении всего Сущего Богом, о сотворении Человека и о его отпадении от Бога через первородный грех, об искажении природы человека и всего тварного мира в результате грехопадения. Библия рассказывает об усилиях Бога спасти уклоняющегося по грехам своим в смерть и адские мучения человека. Она рассказывает о страданиях и жесточайших лишениях людей мучающих себя отпадением от Божьей Защиты и   указывает Дорогу возвращения человека к Богу.
     Библия дана всему человечеству, но, каждый волен принять и следовать Ей, либо, считать ее просто одной и книг человеческих или памятником древности, что и делает большинство населения мира.
     Библия является не навязанным, а само признанным Законом, только для относительно небольшой части христиан, воспринимающих Ее именно как Закон своей жизни и стремящихся выполнять -  насколько это у них получается, Волю Божию.
---

     Владимир Конюков: "Получаю отзывы от верующих, а они даже не знают, что Екклесиаст, гл. 3, для мужчин, для сынов челвеческих. "

     - Верующим это не вменится в грех. Вменится только непочтительное отношение к Богу и нежелание жить по Его Заповедям, то есть их прямые согрешения.
    
     Владимир Конюков: "Библия собрана из нескольких книг разных авторов - человеков. "

     - Мы еще не забыли про аксиому из учебника, на который ссылаемся?:

      Владимир Конюков:-  "Бог создал человека."

     Если не забыли, то давай вспомним, Библия, это Ветхий Завет и Новый Завет.
     Ветхий Завет составлен из Пророчеств Ветхих Пророков и содержит 39 книг, из которых первые пять, Книги Моисеевы, составляют иудейскую Тору.
     Книги Нового Завета – это четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна,     Деяния Святых Апостолов и Их Послания, и Откровения Иоанна Богослова.

     Владимир Конюков: "Систематизирована одним человеком, Царём Соломоном. "

     Ошибочное утверждение, Соломон – один из ветхих Пророков, после него были другие, чьи пророчества вошли в Библию уже после него. И, уж тем более, никакого систематизаторского отношения Соломон не имеет к Новому Завету, только своими пророчествами, подтвердившимися в Нем.

     Владимир Конюков:"Древними богословами сделано предупреждение, в Библии не всё надо понимать буквально, есть еретические воззрения. "

     - Володя, извини, это чисто спекулятивное заявление.
     Во-первых, вдумайся сам, как могут быть в Библии, "еретические воззрения"? 
     Еретические воззрения по отношению к чему?
     Во-вторых, кто именно эти "Древние богословы"?
     Как называются их труды и какими авторитетами они признаны?
     В-третьих - в Библии много иносказаний и притч, их и без всяких древних предупреждений нельзя понимать буквально.
     Теперь, о еретических воззрениях. Это воззрения, ставящие целью извратить Учение, в данном случае Библию. Таковые были всегда по проискам Сатаны и бесовского мира.
     И, всегда, разоблачались и отторгались от Тела Церкви, то есть от Церковного сообщества.   
     Ни одного факта извращения первоначальных текстов Священного Писания не выявлено высокими научными инстанциями атеистов, иноверующих – исламистов, и прочих врагов Христианства.   
---

    Продолжаем рассуждение.

      Владимир Конюков: "И вот вопрос тебе, как ты написал, толковать Слово Божие, может только тот, кому поручает Сам Господь. Это для верующих? "

     - Это для всех, если мы принимаем аксиому из упомянутого тобой учебника "Бог создал человека." Если не принимаем, то, только те это понимает и осознают, кто уверовал в Бога.

      Владимир Конюков: "Библия отнесена к Литературе мудростей Древнего Востока. "

      - Только узким кругом мудрствующих атеистов. А для верующих Она - Слово Божье,
для иноверцев – книга ничего для них не представляющая, как они считают, вредная. К мудростям они ее не относят.
    Ибо мудрым для себя человек считает только то, чем он хотел бы обогатить свой интеллект, свою духовность и чем бы хотел поделиться с другими людьми им во благо.

      Владимир Конюков: "Как всякая литература читается, изучается, обсуждается не верующими, дилетантами, прочими"

     - Всякая литература " читается, изучается, обсуждается" не только  " не верующими, диллетантами", но и верующими, и компетентными, и любыми  "прочими".
      И я, в свое время, заставил себя читать Библию, что бы лучше разоблачать попов, ибо тогда был не просто атеистом, а сознательным воинствующим атеистом, нетерпимым ко всему, что касалось Православия и веры вообще.

     Владимир Конюков: "И у них возникают вопросы, заметь, закономерные, почему
     18 притча Екклесиаста так написана: "Сказал я в сердце своём о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;
     19 притча.    - потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё - суета!"
      Эту притчу стесняются богословы разъяснять народу, хотя, твоими словами, Сам Господь им поручил это делать. "
 
     - Экклезиаст, Пророк Божий, глазами Божиими видит окружающих его людей и, зная, о высоком предназначении человека, убеждается, забыли люди о нем, ведут себя ни чем не отличаясь от животных. Те едят и пьют, и люди то же. Животные совокупляются и люди то же. Скоты дерутся, и люди тоже. Те помирают, и люди тоже. Только, в отличие от животных, еще и издеваются над себе подобными, да еще умеют говорить и думать.
     Но, что с того? Собаки и кони вернее близкого друга! Корова и овца не украдет и не нападет. Ослы и мулы не продадут и не предадут.
     Так чем же люди, отринувшие Бога и желающие побольше набить свой желудок и кошелек, отличаются от животных? - Вот о чем, с глубокой скорбью о человеке, говорит в этих притчах Экклезиаст.
     Эти притчи, несут в себе горькое сожаление: Человек, человек – забыл ты, кто ты есть и Кем Быть Должен!
    На что тебе ум, если творишь мерзкое пред Богом и людьми? На что тебе душа, если не хранишь ее, не обогащаешь высокими устремлениями и не готовишь ее к горнему?
     На что ты сам, человек, если ничем добрым и высоким, не отличаешься от животных, созданных до тебя, а во многом бываешь хуже и безжалостнее? Вспомни: кто ты и вернись к Богу, но не зверем, а Человеком!
     Вот эту истину, и пришел возвестить к людям Господь Иисус Христос, и, что бы помочь всем нам вырваться из морока грехов, взошел на Голгофу…
     Ты обвинил богословов в том, что они " стесняются разъяснить народу" (Библию, в данном случае Экклизиаста), но, ты же никого из богословов не знаешь и ничего у них не читал.    
     Зачем же ты так говоришь? А они объяснили и истолковали очень и очень многое, начиная с древних времен. Почитай для начала творения святого Иоанна Златоуста…

      Владимир Конюков:"Меня заинтересовала притча "Время разбрасывать камни...",  камень - символ вечности, человечество - вечное. "

     - Володя, это только при признании Бога. Без Него, человечество рано или поздно себя уничтожит, либо его уничтожит породивший все живое, как веруют атеисты – Хаос.

     Владимир Конюков: "Чтобы оно было вечным, отсюда предназначение сынов человеческих - продолжение рода. "

     - То же мы скажем и предназначении сынов животных – самцов зверей. В чем, в этом случае, разница?

       Владимир Конюков: "Вот это было мудростью, но противники Библии извратили не в человеческие семена, а в сельскохозяйственные. "

     Володя, в этом не больше мудрости, чем сказать, что от мороза замерзает вода, или что солнце освещает землю.
И до этих слов Экклезиаста люди продолжали род и с успехом его продолжают прямо сейчас, хотя, очень многие, ничего не слышавшие ни про Экклезиаста, ни про его слова о камнях.

     Владимир Конюков: "А об этом может говорить и атеист. "

     - Полностью согласен. И приветствую желание сказать и говорить разумное.
     Ибо, если человек умен, он может, желая что-либо сказать, ошибиться и сказать неверное.   
     Но, он обязательно, рано или поздно, это заметит и исправит на верное. Поскольку,  он ищет Истину. И, это главное! Он идет, он в дороге, он не хочет быть подобным животным, о которых горевал Экклизиаст.   
---

     И еще.

    Владимир Конюков: "Чтобы оно было вечным, отсюда предназначение сынов человеческих - продолжение рода."

     Володя, как ни горько об этом говорить, но отказавшийся от Бога человек, все делает, что бы это предназначение было уничтожено. Начали это уничтожение педерасты – гомосексуалы, то есть коричнево-вонючие, ибо они в толстом кишечнике долбаются, а там и коричневое и вонючее, а вот яйцеклеток, для продолжения рода, там нет.
     А продолжили ученые негодяи, разработавшие клонирование.
      В безбожном обществе, недалеки временна, когда при желании какого-нибудь новоявленного гитлера, будут искусственно воспроизводиться только женщины, это уже ныне возможно через манипуляции с яйцеклеткой, либо люди будут просто клонироваться, без мужиков и без женщин, либо, в самом лучшем случае из всех ужасных - оплодотворяться семенем избранных. Ты же знаешь, в сперме разового выброса находятся сотни миллионов сперматозоидов. Вот, подоят каких-нибудь шварценеггеров или делонов, и будут штамповать ублюдков - не знающих ни отца ни мать, ни бабушек ни дедушек, ни братьев ни сестер, ни собственных деток, когда вырастут.
     При любых вариантах безбожия, у человечества страшное будущее, ибо очернивший душу человек, да еще при деньгах и власти, не знает меры падения.   
---

     Володя, поразмышляй еще вот над чем:
     Что Экклезиасту, будь он обычным смертным, до окружающих, знакомых и незнакомых людей? 
     А он говорит о всех сынах человеческих!
     Будь он просто обычный, а не Божий человек, зачем бы он говорил такое?:
     "Сказал я в сердце своём о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;"
     Он, как и любой отец, озабоченный их проявившемся нечестием -  мог  бы это сказать только и только  своим сыновьям.
     Сказать, как отец, родивший их, радовавшийся каждому сыну, взращивавший их и надеявшийся на помощников в их лице в ведении большого хозяйства на поле, пастбищах, подворье. А вместо помощников, увидевший их пьющими, жрущими, дерущимися да разоряющими дом не ими построенный.  Именно это он и скажет, чем вы лучше зверей и скотов моих? Вы хуже их. Ибо, скоты приумножают мое достояние, а вы его разоряете.
     Но, сынам человеческим, просто человек, а не Пророк Божий, один из многих отцов, этого сказать публично, на весь мир - никогда бы не посмел. Просто бы не посмел, ибо знает людей. Ибо заплевали бы его соседи и все, кто услышал бы его такие речи. 
     Вот мне или тебе, некто про твоих детей скажет такое, какова будет наша реакция и что мы скажем в ответ?
     Это и подтверждает, что Экклезиаст говорит не от себя, а от Господа и по Его Воле.
     И еще вот над чем поразмышляй.
     Стали бы люди, чьих сынов Экклезиаст назвал животными, записывать эти слова и заповедовать своим сынам и сынам сынов своих сохранять их неискаженными и передавать из поколения в поколение через века, если бы это были слова человеческие, а не Слова Божии, сказанные людям через этого пророка?

11.08.2015