Взгляд на себя со стороны

Андрей Тюков
Что происходит с человеком, когда человек невидим? На какое-то время, он выпал из поля зрения других, его не замечают, или, точнее сказать, он не видит и не знает, что его замечают и видят другие, и что он занимает какое-то место в жизни других, и даже, быть может, место значительное. Но он этого не знает и думает, что его нет.
Внешний источник видения существует. Человек может получить к нему доступ и видеть себя как со стороны, как другого. Он - другой, который сейчас существует в поле зрения зрителя, то есть - самого себя. Это похоже на ситуацию, когда камера слежения наблюдает за кем-то, незаметно для него, а он спустя некоторое время находит в архиве и воспроизводит эту запись. Такой взгляд на себя со стороны технически возможен при условии временнОго расхождения между реальным событием и его воспроизведением. Должна быть временнАя и пространственная пауза между актёром и зрителем, и только в этом случае они оба существуют, иначе возможен только один из двух: только актёр - или только зритель. Зритель и актёр никогда не сосуществуют ипостасно, но один предшествует другому как ипостась другого. Актёр всегда играет для зрителя. Актёр-наблюдатель становится зрителем. Это и есть "видеть видящего" и "слышать слышащего". Человек никогда не исчезает с экрана. А если человек исчез, то это означает, что камеру выключили. Но он имеет возможность наблюдать себя прошлого. Человек не видит и не воспринимает себя настоящего, сиюминутного, но всегда через интервал, всегда спустя время. Этот интервал технически необходим для смены формата, для перенастройки из режима "запись" в режим "воспроизведение". Зная, что всё записано, что он может всё увидеть, человек предполагает, что записано и то, чего он ещё не видит, то есть событийно не состоявшееся в формате "воспроизведение". Иначе говоря, человек существует как прошлое (записанное и воспроизводимое в записи) и как будущее (записанное, но невоспроизводимое в настоящем). Настоящее - технический интервал, пауза, которая требуется для перехода из прошлого в будущее в режиме "воспроизведение". Код человека, тайм-код его развития и всех его изменений, записаны и существуют до рождения и не стираются после физической смерти. Человек может быть восстановлен согласно записи, согласно индивидуальному коду, как олицетворение себя прошлого, и этот "воскрешённый Лазарь" будет настоящим, то есть не имеющим будущего как воспроизводимого прошлого. Так же, на уровне кодов, могут быть восстановлены и возвращены все живые существа и все явления чувственного мира. Чувственный мир конструирует идею в качестве кода эмпирики, упрощённого кода. Этот же код служит средством и основой для реконструкции чувственного мира в настоящем, упрощённого мира, не во всей своей полноте и многообразии, мира без ошибок и отклонений, мира идеального, вечного, изначально заданного до своего явления как воспроизведения записи.

P.S. Схематично и тезисно здесь отображена, вот те на, работа интеллекта. Интеллекту мы придаём неоправданно большое значение и отводим ему роль, которую он не заслужил и которую не играет и не может играть, будучи всего лишь зрителем. Зрителем активным, неравнодушным, творческим - но, увы... И там, где зритель выступает в роли актёра, он "всегда стремится воссоздавать и воссоздаёт из данного... не допускает непредвиденного, отбрасывает всякое творчество"; он "будет исключать, разделять, ограничивать, заменяя, если нужно, сам предмет приблизительным эквивалентом" (Анри Бергсон. "Творческая эволюция"). Наш зритель в роли актёра - то же, что интеллект у Бергсона. Какая жалость, что книга попалась на глаза автору уже после самосочинения под названием "Взгляд на себя со стороны", - не иначе как недоработка архивиста на службе у интеллекта, который "ясно представляет себе только прерывное" и "способен воспринимать только завершённые отрезки" (там же). Завершилось и означает: прервалось...


13 мая 2017 г.