Про умного Джона и глупого Ивана

Александр Венгеровский
ПРО УМНОГО ДЖОНА И ГЛУПОГО ИВАНА(то ли сказка, то ли быль)

Жили-были умный Джон и глупый Иван. Только Иванова глупость поначалу вовсе была не видна. С незапамятных времён они друг с другом соперничали и всё норовили один другого обогнать.
Особенно Джон старался, только ничего у него не получалось. Возьмётся Иван работать – руками больше наворочает, чем Джон на бульдозере. Где Джон наукой да деньгами, там Иван смекалкой. В общем, что Джон ни сделает, у Ивана лучше получается. Задумает Ивана на машине объехать, а Иван уже свою сделал и не отстаёт. Танк сочинит, чтоб Ивана по бездорожью обогнать, а у Ивана ещё лучше танк имеется, быстрее и легче Джонова, и уже впереди Джона мчится. Джон на самолёт, а у Ивана такой же. Вывернул Джон мозги набекрень, придумал ракету:
«Ну, - думает, - теперь тебе кердык»! Глядь: он только заправляет, а Иван уже летит. Еле-еле догнал.
-Что это такое, - думает Джон, - все Ивана глупым считают, а он то же самое придумывает, что и я, а делает в десять раз дешевле. Вот, Чёрт!
Только он Чёрта помянул, как он немедленно явился и стал Джона учить:
-Ты, - говорит, на сложном никогда его не обгонишь, старайся на простом, на очень простом, а лучше на дурацком.
А Иван в это время думает, чем его Джон после ракеты удивит.
-Не иначе, придумает он в луч обращаться и по пространству яко звёздный свет носиться, - предположил Иван. – Надо и мне так-то, чтобы не отстать. Достал книг учёных и стал в теорию луча вникать, глядь, а Джон мимо него на хромой, шелудивой козе едет. Открыл Иван рот от изумления и спрашивает:
-Что это?
-А это, отвечает Джон, - наиестественнейший вид транспорта. Вы обратите внимание на её шёрстку.
Глядит Иван, а у козы между чёрной шерстью белая пробивается и образует слова
«Рынок» и «Демократия».
-Всё просто, говорит Джон, но человечество-то окромя этой простоты, ничего совершенней не выдумало, - и поскакал со всех козьих ног.
Кинулся Иван к учёным, а Чёрт всех Ивановых учёных своими подменил.
-Действительно, - говорят Чёртовы учёные, - сия коза есть последнее слово науки и выводится она методами генетической кибернетики, которая у нас долгое время была в загоне, но мы берёмся вырастить точно такую и гораздо против Джоновой резвую, так что вы его ещё догоните.
Стали Чёртовы учёные коз выращивать без выходных и перерывов на обед, но никак у них не получалась коза с нужной надписью. Первая вообще без слов на шкурке родилась, вторая со словами, но матерными, третья с непонятными иероглифами. А Иван от нетерпения сгорает, торопит лжеучёных: мол, далеко Джон ускачет – не догоню.
Наконец, Чёртовы учёные пришли к Ивану и сказали, что коза не выводится в наших тоталитарных условиях, она тварь нежная, любит свободу и, по сему, надо сделать либерализацию.
Сделали либерализацию. Цены сразу в тысячу раз взлетели, и Ивановы заводы по производству автомобилей, танков, самолётов и ракет сразу остановились. Иван помаленьку оборудование стал распродавать, чтобы кибернетически-генетические опыты финансировать,  да только, сколько ни финансирует, никак
не получается на козьей шкурке ни «Демократии», ни «Рынка».
-Нет, - говорят Чёртовы учёные, - у нас климат неблагоприятный, в смысле, экономический. Либерализации явно недостаточно, надо ещё и приватизацию провести. Провёл Иван приватизацию ударными темпами, кое-как заводы в частные руки рассовал: сам по деревням ходил, встречных мужиков спрашивал: не нужен ли завод или цех, на худой конец, за пятак серебра? В общем, весь мир удивил, как быстро он всё приватизировал. Мужики из титановых листов закутки для свиней понастроили, из солнечных батарей – сортиры надворные. И стал Иван результатов ждать. Не дождался, сам в лабораторию пошёл. А там уже никого нет: только надписи на стенах срамные, да смеющиеся рожицы. Так и обскакал Джон глупого Ивана на хромой козе и оставил его у разбитого корыта.