Сталин. Крым. Евреи 1942-1954. Глава 1

Виктор Еремин
Глава 1. Еврейский антифашистский комитет. Совинформбюро

При роспуске ОЗЕТа* в мае 1938 г. репрессиям подверглась лишь малая часть руководства общества. Подавляющее число его членов, особенно именитые активисты, продолжали жить и трудиться в элитном столичном эмпирее. Еще до начала Великой Отечественной войны в недрах бериевского НКВД родился замысел использовать озетовские зарубежные наработки для привлечения в СССР дополнительных капиталов, но конкретного воплощения этот замысел пока не имела.
____________________
* ОЗЕТ — Общество землеустройства еврейских трудящихся. Общественная организация, основанная в Москве в январе 1925 г. и ликвидированная в октябре 1938 г. Основной задачей ОЗЕТа была организационная работа по подготовке и учреждению Еврейской Советской Социалистический республики в границах СССР. Первоначально предполагалось основать ЕССР вдоль всего побережья Северного Причерноморья, затем планы Кремля переместили республику на Крымский полуостров, а с окончательным укреплением во власти И.В. Сталина — в Приамурье, в междуречье притоков Амура — рек Бира и Биджан. Руководство ОЗЕТа составляли националистически настроенные представители партийной и творческой элиты столичного еврейства, съехавшегося в Москву со всей страны (прежде всего из еврейской столицы черты оседлости города Одессы) и образовавшего в первые послереволюционные годы элитную верхушку новоформировавшегося советского общества. Благодаря поддержке государства озетовцы составили главную мировую конкуренцию сионистам в борьбе за учреждение еврейской государственности и за подачки от мирового транснационального (американского) капитала. В процессе изменения государственной политики, озетовцы не самоликвидировались, а постепенно преобразовались в особую околовластную этно-интернациональную группу при доминировании еврейского элемента. Полное фактическое рождение интернационального этноса озетовцев относится ко времени функционирования сменившего ОЗЕТ Еврейского антифашистского комитета ЕАК (1942—1948). С образованием государства Израиль окончательно победили сионисты, после чего озетовцы трансформировались в костяк советского диссидентства прозападнического, проамериканского направления. В отличие от русского, патриотического диссидентства (не выбиравшегося из тюрем и лагерей), озетовцы всегда были на слуху, официальная советская идеология популяризировала их имена, обличая как врагов советской власти и СССР, а капиталистический Запад шумно «боролся» за права и свободы исключительно озетовского диссидентства, представляя озетовцев как страдальцев и истинных борцов за страдающий народ. Одновременно именно озетовцы (никогда не выпадавшие из элитной верхушки советского общества и являвшиеся неотделимой частью ее плоти и крови) держали в руках настоящую идеологию советского общества и управляли внутренними, неприметными неподготовленному глазу духовными процессами. Фактически озетовская идеология сформировала культурологические критерии бытия советского общества в погибавшем СССР 1980-х гг. Озетовцами же была разработаны и распространены в общественном сознании идеологические установки горбачевско-ельцинской России и всех постсоветских государств. Озетовцев часто смешивают с еврейским народом. Это ошибка, поскольку они представляют собою только часть национальной элиты в Москве и ряде крупнейших городов страны, а также находящейся под покровительством и контролем этой элиты многонациональной верхушки творческой интеллигенции России и властных структур государства.

Осенью 1939 г., вскоре после освобождения Западных Украины и Белоруссии от польской оккупации, на территорию СССР перебежали руководители польского Бунда Хенрих Эльрих (1882—1942) и Виктор Альтер (1890—1943). Эльрих был главным редактором центрального печатного органа польского Бунда ежедневной газеты «Фольксцайтунг», Альтер же являлся признанным лидером Бунда в 1919—1939 гг. Обоих почти сразу арестовали и обвинили в сотрудничестве с польской контрразведкой и с еврейским националистическим подпольем. Следствие велось почти два года. В допросах подозреваемых принимал участие лично Лаврентий Павлович Берия. Все историки ЕАК сходятся к единому мнению, что по ходу этих допросов и выкристаллизовалась идея создания Еврейского антигитлеровского комитета (ЕАГК). С его помощью предполагалось привлечь еврейские общины США, Великобритании, Латинской Америки и др. к всесторонней поддержке СССР в его борьбе против гитлеровского нацизма. Был разработан подробный план деятельности комитета и его Устав.

Видимо, по инициативе Берии, в самом начале Великой Отечественной войны подследственные встретились с наиболее видными и деятельными озетовцами, сотрудничавшими с НКВД. Произошло это в конце лета или в начале сентября 1941 г. в московской квартире поэта Переца Маркиша* — Х. Эльриху и В. Альтеру представили театрального режиссера и актера С.М. Михоэлса и поэта И.С. Фефера. Итогом этой встречи стало окончательное оформление руководства ЕАГК. В президиум Комитета предполагалось ввести десять человек. Семеро должны были представлять евреев оккупированных гитлеровцами стран и еще трое — евреев СССР, США и Великобритании. Председателем президиума должен был стать Х. Эрлих, вице-председателем С.М. Михоэлс, ответственным секретарем президиума — В. Альтер.
___________________
* Перец Давидович Маркиш (1895—1952) — советский еврейский поэт и драматург, творивший на идише. Являлся сторонником создания еврейской автономии в Поволжье. Репрессирован, предан суду и расстрелян.

Однако этим планам не суждено было осуществиться. 12 сентября 1941 г. Эрлих и Альтер были освобождены из тюрьмы и сразу же развили бурную деятельность по организации ЕАГК. «Комитет, по планам Эрлиха и Альтера, должен был заниматься мобилизацией евреев различных стран на борьбу с нацизмом, а также оказанием помощи евреям в оккупированных странах. Уверенные в благожелательном отношении советских властей к их плану, Эрлих и Альтер предложили сформировать в США еврейский легион для отправки на советско-германский фронт, а также создать антигитлеровские еврейские комитеты в странах, боровшихся против нацизма»*. Но потом случилось что-то совершенно невнятное. Якобы Альтер и Эльрих совершили некую роковую ошибку, за что и поплатились.
_____________________
* Этингер Я.Я. Кто способствовал созданию ЕАК. Трагическая судьба Виктора Альтера и Генриха Эльриха. — Международная еврейская газета, 2005, №№ 47—48 (542—543).

Авторы, пытающиеся разобраться в случившемся, в основном конъюнктурно подгоняют все под «катынское дело». Они уверяют, что, побывав в польском посольстве, Альтер и Эльрих вдруг вознамерились выяснить судьбу польских офицеров в местах их интернирования, чего никак нельзя было делать. Писанина эта проходила на ура, пока 18 июня 2012 г. Малая палата Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) официально не признала фальшивыми документы, которые президент СССР М.С. Горбачев и президент РФ Б.Н. Ельцин в течение длительтного времени предъявляли миру как неоспоримое доказательство вины советского НКВД в расстреле 10 тыс. пленных польских офицеров в Катынском лесу. На решение ЕСПЧ наложилась тайна могилы № 9, случайно найденной в 2000 г. в Катынском лесу и оказавшейся под запретом для исследователей по требованию польской стороны. Таким образолм, отпала либеральная аргументация опалы Альтера и Эльриха, новая же пока не найдена. Что случилось на самом деле, не известно.

Как бы там ни было, 4 декабря 1941 г. оба лидера вернулись в тюрьму, уже как немецкие шпионы. Их держали в одиночном заключении инкогнито, следствие не вели, не судили. Эрлих не выдержал — 14 мая 1942 г. покончил жизнь самоубийством. Альтера тайно расстреляли 17 февраля 1943 г. по личному приказу Л.П. Берии. «…лишь в сентябре 1992 года стала известна истинная судьба Эрлиха и Альтера. Их уничтожили, чтобы скрыть тайные неофициальные контакты с влиятельными представителями зарубежных еврейских кругов»*. Если судить по словам Судоплатова, причины ареста и гибели авторов идеи ЕАГК являются секретом Полишинеля для наших спецслужб, но открывать эту тайну широкой общественности все еще преждевременно.
_______________________
* Судоплатов П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930—1950 годы. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997.

С начала декабря 1941 г. инициатива по созданию новой общественной структуры перешла в ведение бывших озетовцев. Впрочем, как оказалось, бывших озетовцев не бывает. Правда, в 1940-х годах они вступили в период своей качественной трансформации. Изначально элите озетовцев были присущи выделявшие ее из мировой диаспоры особые свойства. С одной стороны, это было галутное европейское еврейство идиша, не тайно, но официально и публично побывавшее на вершинах власти в крупнейшей мировой державе — СССР и в значительной мере все еще остававшееся при этой власти. Таково было важнейшее отличие озетовцев от сионистов и просто галутных евреев. С другой стороны, значительная часть озетовцев состояла из евреев-территориалистов; еще до учреждения ОЗЕТа их родоначальники, будучи во власти, от имени страны советов громогласно дали сами себе обещание учредить еврейскую национальную государственность на территории Крыма, а потому озетовцы-территориалисты представлялись многим более удачливыми соперниками сионистов. С третьей стороны, озетовцы в большинстве своем придерживались идей социализма и мировой революции (т.е. душой оставались троцкистами), они противостояли претендовавшему на Крым транснациональному капиталу и намеревались учредить (по крайней мере, первоначально) социалистическую республику в составе СССР. Хотя галутная еврейская переселенческая беднота и получала материальную поддержку от «Джойнта», на политике озетовцев американская благотворительность в целом не сказывалась.

Исторический процесс качественно изменил все эти важнейшие отличительные свойства озетовцев: на них сказались трагедия холокостов советского народа и особенно галутных евреев Европы, долгожданное образование Израиля, противоборство за Крым транснационального капитала со сталинистами и др.

После вторичного ареста Х. Эльриха и В. Альтера планы создания ЕАГК вылились в учреждение чекистами Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) под эгидой Совинформбюро. О последней структуре надо сказать особо.

Советское информационное бюро (Совинформбюро) было образовано на третий день Великой Отечественной войны — 24 июня 1941 г. Его основные функции сводились к широкому освещению в отечественных и зарубежных СМИ международных событий, внутренней жизни СССР и хода военных действий.

Изначально в руководство бюро вошли шесть человек.

Возглавил его шурин члена Политбюро ЦК ВКП(б), секретаря ЦК ВКП(б) и первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрея Александровича Жданова — Александр Сергеевич Щербаков (1901—1945). С 1938 г. и до конца жизни он был первым секретарем Московского обкома ВКП(б), а в феврале 1941 г. его избрали секретарем ЦК ВКП(б) по идеологии, кандидатом в члены Политбюро ВКП(б).

Щербаков признан историками одним из самых авторитетных в стране партийных функционеров своего времени. Достаточно сказать, что завизированные им документы Сталин подписывал, не читая. Более того, Щербаков был единственным партийцем, кому Сталин позволял править его доклады и даже вставлять в них собственные мысли*! Щербаков и Жданов стали теми опорными столпами Сталина, благодаря которым вождь, невзирая на военные трудности, начал осенью 1942 г. великие социальные преобразования в СССР. На энтузиазме и деловитости Щербакова** держалась и выстояла городская жизнь столицы в дни гитлеровского наступления на Москву в 1941 г. Предположительно именно Щербакова готовил себе во вторые преемники (после А.А. Жданова) Иосиф Виссарионович. Даже скоропостижная кончина Александра Сергеевича оказала огромное воздействие на судьбу советского народа, но об этом будет рассказано в соответствующей главе.
________________________
* Кремлев С. Мифы о 1945 г. — М.: Яуза, 2010. Подлинное имя автора Сергей Тарасович Брезкун.
** А.С. Щербаков является одним из организаторов Союза писателей СССР и в 1930-х гг. был первым заместителем председателя Союза — А.М. Горького.

Заместителем Щербакова в Совинформбюро стал Алексей Лозовский (наст. имя Соломон Абрамович Дридзо) (1878—1952) — заместитель наркома иностранных дел, член РСДРП с 1901 г. С 1921 по 1937 г. он был генеральным секретарем Профинтерна — Красного интернационала профсоюзов. Забавно, но этот человек готовил основную документацию Крымской конференции (февраль 1945 г.) и почти в те же дни сыграл выдающуюся роль при попытке учредить еврейскую государственность в Крыму (за что и поплатился).

Двое других членов бюро руководили главными информационными структурами СССР — Яков Семенович Хавинсон (1901—1989) был ответственным руководителем ТАСС, а Дмитрий Алексеевич Поликарпов (1905—1965) — председателем Радиокомитета.

Еще двое членов бюро были из спецструктур — Георгий Филиппович Саксин (1904—1982) являлся заместителем генерального секретаря народного комиссариата иностранных дел (в Совинформбюро он возглавлял международный отдел) и Филипп Иванович Голиков был начальником Разведывательного управления и заместителем начальника Генерального штаба Красной Армии (РККА).

Таким образом, из шести руководителей Совинформбюро двое были евреями по национальности, четверо русскими. Но в силу загруженности и направленности деятельности основной работой бюро занимались преимущественно Лозовский, Хавинсон и Поликарпов. Это к вопросу об антисемитизме советской власти времен И.В. Сталина.

В первый год войны при Совинформбюро были сформированы пять Антифашистских комитетов — Советских женщин, Советской молодежи, Советских ученых, Всеславянский и Еврейский. Все комитеты курировал А. Лозовский. О создании единственного из всех сугубо национального Еврейского антифашистского комитета было заявлено в открытой печати 7 апреля 1942 г. До этого, в феврале—апреле, учредители комитета провели огромную работу по восстановлению озетовских связей с зарубежными спонсорами, прежде всего с американцами. Сделать это было не сложно, поскольку уже в августе 1941 г. в Нью-Йорке был основан Американский комитет еврейских писателей, артистов и ученых, призванный оказывать всестороннее содействие Советскому Союзу в его войне против нацистов. Работающим главой комитета избрали Хаима Осиповича Житловского*, а почетным председателем согласился стать великий Альберт Эйнштейн. Контакты с этой структурой было легко установить через советское посольство в США, которое с ноября 1941 г. возглавлял М.М. Литвинов, имевший обширнейшие связи с еврейской диаспорой. Правда, Литвинов недолюбливал сионистов, а в начале 1943 г. на посту посла его сменил молодой А.А. Громыко. Но связи-то посольства остались.
______________________
* Хаим Осипович Житловский (1865—1943) — выдающийся политический деятель России, один из основателей партии эсеров. С 1887 г. жил в эмиграции, причем с 1908 г. в США. Был в числе мировых лидеров еврейского территориализма, горячим поборником языка идиш.

Исходя из опыта работы с ОЗЕТом, Сталин наложил на ЕАК два строжайших табу:

1) членами комитета могли стать только граждане СССР;

2) функционировать ЕАК имел право только за рубежом, деятельность комитета на территории Советского Союза была жестко ограничена.

Оба ограничения раздражали и возмущали комитетчиков, но что-либо поделать с этим они были не в силах.

В руководство Еврейского антифашистского комитета вошли 63 видных деятеля науки и искусства СССР. Председателем его назначили сотрудничавшего с НКВД Народного артиста СССР С.М. Михоэлса. Секретарем ЕАК стал А.Б. Эпштейн* — сексот НКВД. В литературе Эпштейна нередко называют фактическим главой ЕАК, а Михоэлса — подставной фигурой. Так ли это было на самом деле, судить трудно. Эпштейн умер своей смертью в 1945 г., в ЕАК его сменил другой сексот НКВД — уже известный нам Ицик Фефер. В президиум ЕАК вошли такие знаменитые сегодня люди, как писатели И.Г. Эренбург, В.С. Гроссман, С.Я. Маршак, П.Д. Маркиш, Л.М. Квитко, С.М. Эйзенштейн, Д.Ф. Ойстрах, Э.Г. и Е.Г. Гилельс, Я.И. Зак, авиаконструктор С.А. Лавочкин**, несколько генералов и академиков (в их числе единственный русский по национальности — академик П.Л. Капица) и др. Огромный вклад в работу президиума ЕАК внес врач Б.А. Шимелиович***.
_____________________
* Александр Борисович Эпштейн (Шахно Эпштейн) (1883—1945) — советский еврейский публицист и литературный критик; писал на идише. В 1920-х гг. несколько лет под чужим именем работал в социалистической прессе США. Один из инициаторов учреждения еврейской государственности в Крыму.
** Семен Алексеевич Лавочкин (наст. имя Симон Алтерович Лавочкин) (1900—1960) — выдающийся советский авиаконструктор, создатель знаменитых боевых самолетов Ла и ЛаГГ. Один из создателей крылатых ракет.
*** Борис (Борух) Абрамович Шимелиович (1802—1952) — видный организатор советской медицины. Член Бунда, постоянный сотрудник «Джойнта». С 1931 г. возглавлял Центральную клиническую больницу им. С.П. Боткина в Москве. Был обвинен в измене Родине по делу ЕАК и расстрелян.

Особое место в судьбе ЕАК заняла Полина Семеновна Жемчужина (наст. имя Перл <на языке идиш — Жемчужина> Семеновна Карповская) (1807—1970). Видная революционерка, подпольщица в годы Гражданской войны, жена наркома иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова, в прошлом доверенная подруга Надежды Сергеевны Аллилуевой и многолетний близкий человек в семье И.В. Сталина. Постоянно пребывая в высших политических кругах СССР, отлично зная подковерные течения и настроения кремлевской власти, Жемчужина фактически стала неформальным лидером озетовцев, а следовательно, и ЕАК. «Обращаясь в Правительство с разного рода вопросами, Михоэлс, как он сам говорил среди близкого своего окружения, предварительно обсуждал эти вопросы с Жемчужиной и получал от нее необходимые советы и наставления... В результате всего этого, связь Михоэлса с Жемчужиной для нас, окружающих Михоэлса, имела важное значение, так как мы видели в Жемчужине нашего заступника и покровителя»*. Точнее было бы сказать, в Полине Семеновне еврейская диаспора СССР видела полубогиню — защитницу и благодетельницу. Вот свидетельство Д.Н. Гофштейна**:
________________________
* Записка М.Ф. Шкирятова и В.С. Абакумова О П.С. Жемчужиной. Материалы допросов П.С. Жемчужины. Интернет-музей отечественного рыболовства. ** Давид Наумович Гофштейн (1889—1952) — советский еврейский поэт, член президиума Союза советских писателей Украины. Творил на идише. Член президиума ЕАК. 12 августа 1952 г. расстрелян за измену Родине по делу ЕАК.

 «В марте 1945 года во время моего приезда в Москву, я был приглашен в синагогу на траурное богослужение о погибших евреях во время Второй мировой войны. Мне бросилось в глаза, что в синагоге я встретил тех же самых лиц, которых я встречал в Еврейском антифашистском комитете, и что руководители комитета не только являются своими людьми в синагоге, а вместе с раввином занимаются организацией богослужения.

Появившись в синагоге вместе с Бергельсоном*, Фефером, Квитко** и другими (Михоэлс в Москве отсутствовал), я во время богослужения обратил внимание на прошедший в зале шум в результате появления в синагоге нескольких групп незнакомых мне лиц. Все они прошли на почетное место в синагоге и присутствовали там в процессе всего богослужения. На мой вопрос — кто эти лица, Квитко мне ответил, что среди пришедших в синагогу присутствуют артист Академического Большого театра Рейзен***, академики Трайнин**** и Тарле*****, еврейский артист Зускин******, а также несколько генералов, фамилии которых я не знаю.
_____________________
* Давид Рафаилович Бергельсон (1884—1952) — выдающийся советский еврейский прозаик и драматург. Работал на идише. Был членом президиума ЕАК. Расстрелян за измену Родине по делу ЕАК.
** Лев (Лейба) Моисеевич Квитко (1890—1952) — выдающийся советский еврейский поэт, прославившийся своими стихами для детей. Творил на языке идиш. Член президиума ЕАК. В 1944 г. по заданию ЕАК был командирован в Крым на предмет изучения обстановки для учреждения там еврейской государственности. Расстрелян 12 августа 1952 г. за измену Родине по делу ЕАК.
*** Марк Осипович Рейзен (1895—1992) — оперный певец (бас-кантанте), Народный артист СССР.
**** Арон Наумович Трайнин (наст. имя Мовша Арон Нохумович Трайнин) (1883—1957) — ученый-юрист, специалист по уголовному праву; член-корреспондент АН СССР.
***** Евгений Викторович Тарле (наст. имя Евгений Вигдорович Тарле) (1874—1955) — выдающийся российский и советский историк, академик АН СССР. Его фундаментальное исследование «Крымская война» было впервые издано двумя томами в годы Великой Отечественной войны. В монографии блестяще раскрыто геополитическое значение полуострова и описана всесторонняя борьба за него сильнейших европейских держав в середине XIX в. Предполагают, что к изданию «Крымской войны» непосредственное отношение имел ЕАК. Но это лишь одна из многочисленных сомнительных версий.
****** Вениамин Львович Зускин (наст. имя Биньомен Зускин) (1899—1952) — ведущий артист ГОСЕТ, театральный режиссер. Активно снимался в кино. Член президиума ЕАК. Расстрелян 12 августа 1952 г. за измену Родине по делу ЕАК.

Мне особенно бросилось в глаза появление женщины, одетой в траурное платье, которая была с почетом встречена членами правления общины и проведена не на хоры (второй ярус помещения), предназначенный по религиозным обычаям синагоги для женщин, а на возвышенность в первом этаже, где читают тору (пятикнижие Моисея), причем эта возвышенность предназначена только для почетных евреев мужчин.

Заинтересовавшись причиной отступления от вековых обычаев, установившихся на молебствиях в синагоге, я спросил сидевшего рядом со мной Квитко, кто эта женщина. Квитко мне с гордостью ответил, что это близкий нам человек — Жемчужина Полина Семеновна. Рядом с Жемчужиной в синагоге находился пожилой мужчина, который, как заявил один из служащих синагоги, вступивший с нами в разговор, является братом* Жемчужиной. Характерно отметить, что до прихода Жемчужиной служба в синагоге не начиналась, несмотря на истечение времени, назначенного для начала молебствия…»**
____________________
* Брат Жемчужиной А.С. Карповский сразу после войны вышел на пенсию. Его арестовали вскоре после ареста Полины Семеновны. Он умер в тюрьме, не выдержав условий содержания.
** Филиал американской прессы (из Протокола допроса Гофштейна Д.Н. от 12 января 1949 г.). Из сб. «А.А. Жданов, Г.М. Маленков. Сталин и космополиты».
К сожалению, научного исследования роли Жемчужиной в ЕАК и ее националистической деятельности в СССР в целом не существует. Приходится пользоваться обрывками воспоминаний и слухами.

Из пяти комитетов, образованных при Совинформбюро, только ЕАК оказался коммерческим, остальные четыре изначально задумывались как затратные, предназначенные для пропаганды. За годы войны ЕАК выпросил у мировой еврейской диаспоры около $ 35 млн, более тысячи санитарных машин и прочих автомобилей, большое количество медикаментов, одежды и иную помощь. За это комитету огромная благодарность от всего советского народа. Активисты комитета (а это в основном были известные писатели, журналисты и артисты) сочинили тысячи агитационных материалов, выступали с концертами на фронтах, создавали художественные и документальные фильмы на алма-атинской ЦОКС*.
______________________
* ЦОКС — Центральная объединенная киностудия. Была создана в Алма-Ате в 1941 г. в результате слияния Алма-Атинской киностудии художественных фильмов и эвакуированных в Казахстан киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм». На ЦОКС было создано 80 % всех художественных фильмов военного времени.

Однако с первых же дней работы ЕАК руководство СССР столкнулось с непиглядными в военное время проявлениями национализма. Это невольно продемонстрировал советский и российский публицист А.И. Ваксберг*: «Непосредственную задачу, поставленную перед комитетом, — сбор денег на оборону, — его руководители осуществляли неукоснительно, как, впрочем, это делали и разные другие “общественные” организации, не имевшие к еврейству никакого отношения. Свидетельством их активности является телеграмма, отправленная в город Куйбышев на Волге, куда был эвакуирован из Москвы Еврейский Антифашистский Комитет: “Председателю Еврейского Антифашистского Комитета в СССР народному артисту СССР товарищу Михоэлсу… прошу передать трудящимся евреям Советского Союза, собравшим дополнительно 3 294 823 рубля на постройку авиаэскадрильи <Сталинская дружба народов> и танковой колонны <Советский Биробиджан>, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин”.
_____________________
* Аркадий Иосифович Ваксберг (1927—2011) — советский и российский юрист и публицист, постоянный автор «Литературной газеты».

Такие телеграммы, составленные по одной и той же модели, под которыми шлепались сталинские факсимиле (скорее всего, он сам понятия не имел об их тексте), сотнями отправлялись по разным адресам: кампания по сбору средств на оборону ширилась с каждым днем. Но можно поручиться, что, по сравнению с вышеприведенной, в них не было и не могло быть лишь одного аналога. Немыслимо представить себе, чтобы хоть в одной телеграмме Сталин передал благодарность “трудящимся армянам Советского Союза”, “трудящимся якутам…”, “трудящимся башкирам…”. И кому могла бы быть адресована такая странная благодарность? Кому еще, кроме евреев, у которых был “свой” комитет?»*
______________________
* Ваксберг А.И. Из ада в рай и обратно. Еврейский вопрос по Ленину, Сталину и Солженицыну. — М.: Олимп, 2003.

Ваксберг, бесспорно, пишет как типичный озетовец — без стыда и совести, в расчете на незнание читателя. Он вынужден признать, что советские люди постоянно делали личные материальные вклады в борьбу против фашистов — каждый в меру своих сил и возможностей: школьники целых городов и даже областей собирали средства на покупку танка или самолета; были семьи, которым удавалось на заработанные деньги купить для Красной Армии военную технику (семейный самолет-истребитель «Леночка — за папу»); были даже одиночки вроде знатного колхозника-пчеловода Василия Викторовича Конева, купившего на скопленные деньги знаменитый самолет-истребитель Ла5ФН «Георгий Конев»*, на котором воевали летчики-асы Иван Кожедуб, а затем Кирилл Евстигнеев и Павел Брызгалов. Никому из жертвователей даже в голову не приходило педалировать свою национальность или давать машинам свои имена. Каждый боролся за одно общее дела — за победу.
______________________
* Истребитель назван в память о погибшем в боях за Ленинград племяннике пчеловода, гвардии подполковнике, летчике-асе Георгии Николаевиче Коневе (1912—1942).

Что касается ЕАК, то через комитет Сталин добивался безвозмездных финансовых пожертвований от той диаспоры, в руках которой вот уже скоро шестьсот лет находится бОльшая часть мирового капитала. И это понимали и понимают все. Причем здесь названные Ваксбергом якуты или башкиры, ведь даже американским миллионерам армянского происхождения объемы богатств транснациональных банкиров и корпораций даже не снились? Тем более странно, почему популярный в свое время публицист (сам читавший далеко не всю присланную ему в газету почту да и на прочитанное не желавший самолично давать ответы) предъявляет претензии Председателю Государственного комитета обороны, Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами СССР за то, что тот в годы войны не имел возможности знакомиться с делами частных лиц или даже организаций и лично подписывать отправлявшиеся от его имени письма и что кремлевская канцелярия рассылала ответы корреспондентам с факсимильной подписью вождя — ведь благодарность лично от руководителя страной за помощь обществу в лихое время была так важна духовно для каждого человека.

Необходимо отметить и тот факт, что благодарность была выражена не ЕАК за выпрошенную за границей помощь, а простым людям, собравшим личные средства на приобретение столь необходимой армии техники. Видимо, комитет выступил организатором сбора денег, от его имени было направленно в правительство сообщение о проделанной работе, потому и телеграмма была послана Михоэлсу… Ну и что из этого вытекает? Искренняя благодарность и никакого подтекста.

О националистических выпадах членов ЕАК можно прочитать преимущественно в мемуарной и современной публицистической литературе еврейских авторов. Сведения там даны урывками, с многочисленными оговорками, оправданиями и доказательствами справедливости таких требований. В целом они сводятся к следующему:

а) требование различных преференций для евреев, как самого страдающего от рук нацистов народа;

б) требование направлять средства, выпрошенные ЕАК за рубежом, преимущественно на создание более высокого уровня жизни для еврейской диаспоры в СССР без учета военных тягот и положения других народов воюющей страны;

в) требование особого признания холокоста евреев (без каких-либо уточнений) как центрального события Второй мировой войны и игнорирования факта холокоста советского народа.

Все это и многое другое возмущало руководителей страны (Совинформбюро, в частности) и не только их. Серьезные опасения такая несправедливость к страданиям людей других национальностей вызывала возможность спровоцировать в советском обществе антисемитские настроения. Об этом неоднократно предупреждали руководство ЕАК, особенно преуспел в таком беспокойстве глава Совинформбюро А.С. Щербаков. Результат оказался ожидаемый — все возмущавшиеся и беспокоившиеся уже в 1940-х гг. были прозваны антисемитами, представляют их таковыми и в современной еврейской литературе.

Пример. В 1944 г. писатели из ЕАК создали т.н. «Черную книгу», в которой рассказали о страданиях исключительно еврейского народа в годы войны. Однако, по признанию того же Ваксберга, «Сталин никак не хотел выделять страдания только одного народа, тем самым как бы умаляя меру страданий других». Известный английский историк С.С. Монтефиоре вторит Ваксбергу: «Вождь постановил, что все советские граждане в равной мере страдали в результате оккупации и что никого нельзя выделять»*. Потому в СССР отказались от публикации этой книги, что стало очередным доказательством в копилке сталинского «антисемитизма». Правда, знаменитый историк Ж.А. Медведев утверждает, что «ни антисемитом, ни тем более юдофобом Сталин не был. Юдофобия — это болезненная ненависть к любому представителю еврейской нации… У Сталина этого не было. Нет ни одного высказывания — ни в официальных его выступлениях, ни в архивных документах, которое можно было бы процитировать как антисемитское»**. Впрочем, для «обличителей» Сталина подобные уверения все равно что горох об стенку.
____________________
* Монтефиоре С.С. Сталин: двор Красного монарха. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
** Медведев Ж.А. Сталин и еврейская проблема. М.: Права человека, 2003.