Запад Восток. Феномен индийской семьи

Светлана Сук
                Из книги "ИндиЯ. Путеводитель по чувствам"

Удивительно, как многое в Индии, но факт – Индия, в отличие от «развитых», «супер развитых» и «цивилизованных» стран сохранила главное, что делает жизнь человека осмысленной и счастливой - СЕМЬЮ. Статистика неумолима - только 30-40% из тех, кто рожден в России, сохранят свой брак. Индийские мальчики и девочки с детства знают и понимают единственно возможный вариант развития семейного сценария - однажды родители выберут им пару, они проживут вместе всю жизнь, а настолько они при этом будут счастливы – будет зависеть только от них самих. Будет зависеть от тех знаний о взаимодействии мужской и женской энергий, о мужских и женских обязанностях, о женских и мужских секретах, которым их научат мама и папа. Мама и папа, которые так же, как и их родители, и родители их родителей, прожили всю жизнь вместе и свою основную жизненную задачу видели в воспитании ребенка с чертами характера, которые позволят ему чувствовать себя в своей жизни счастливым. Очень редкой индийской маме придет в голову, что главное - карьера, а ребенку достаточно нанять няню и окружить девайсами. Редкий индийский папа подумает - «что-то мне мама моего ребенка перестала подходить, пойду-ка я поищу тетю получше». Конечно, такие тети и дяди есть и в Индии. Так же, как и есть где-то ничтожно малый процент (меньше 1% населения), который все-таки совершил этот странный и дикий для Индии поступок - развод.

Почему все пошло не так?

«Ах, эти браки ненастоящие, это просто союзы по договоренности. Они живут не по любви», - говорят люди из стран со «свободными» нравами, понимая под любовью, в основном, сексуальное влечение, которое со временем тает так же быстро, как количество браков в их странах. Так получается думать, пока не попадаешь в ИНУЮ страну. В страну, где нет «матерей-одиночек», где мужчины не пытаются воспитывать чужих детей, оставив своих детей на попечение чужих мужчин. Где нет тоски и отчаяния в глазах женщин слегка за 30-50 в боевом раскрасе «активного поиска», высматривающих свой шанс на счастье в ночных клубах среди «вечно молодых, вечно пьяных» потрепанных мачо, «отдыхающих от будней семейной жизни». Где длинные династии из больших семей - это правило, а не исключение. Когда попадаешь в такую страну, невольно думаешь - где у нас произошел сбой программы, когда все пошло не так? А может быть, пора бы родителям взять на себя ответственность за семейное счастье своих детей? Может быть, «решай сам» или «делай, как хочешь, но я предупреждала» - это просто форма снятие с себя ответственности, невыполнение своих родительских обязанностей.

«Как я могу выбрать сама себе мужа», - смеется в ответ на мой вопрос двадцатилетняя индийская девушка. Я не знаю жизни, я не разбираюсь в людях так, как мои родители. Я полностью им доверяю, они не выберут мне плохого человека в мужья. Так же ответит и индийский юноша. Они могут доверять своим родителям, которые видели перед собой только один пример - «одна жизнь, одна семья», со своими трудностями, испытаниями, преодолеваемыми вместе. Во время преодоления этих трудностей и испытаний и происходит (должно происходить) формирование таких высоких черт характера, как терпимость, уважение, служение, желание отдавать и дарить счастье. Побег от трудностей, смена партнеров, только усугубляет такие низкие качества характера, как эгоизм, потребительство, ожидание счастья от других, «истасканность» души в деструктивных отношениях, отсутствие внутренних ресурсов для того, чтобы дарить счастье. Они могут доверять своим родителям, а мы?

О семейных сценариях

Мы тоже верили своим родителям и впитывали с детства семейные роли и сценарии. Сколько их? Сколько мы слышали отовсюду этих «Нужно получить образование, работать, быть независимой, чтобы в случае чего...», «Муж сегодня есть, а завтра нет, а профессия (бизнес, квартира и т.д. останутся)», «Успешная женщина интересна всем, а неудачницам остается борщи варить», «Сынок, женщинам нужны от тебя только деньги», «Она тебя хочет окрутить и женить на себе», и много другого деструктивного опыта выливалось на наши неопытные уши со всех сторон от тех, чей жизненный пример казался нам вполне привлекательным. От мужчин, для которых единственная обязанность в семье - «зарабатывать деньги», у которых «жена - не стена», «хороший левак» что-то там укрепляет и прочие непонятно откуда взявшиеся «мужские» постулаты, у которых одна миссия - разрушать, разрушать, разрушать... От женщин, которые выглядят как королевы «на людях», а дом воспринимали как место подготовки к «выходам в свет». От женщин, которые свою женскую состоятельность измеряют количеством любовников, «владением» - бизнесом, бриллиантами и вниманием как можно большего количества мужчин (которое желательно трансформировать в материальные блага). От тех, которых много раз обманывали и предавали. От женщин, которые привыкли выставлять свое тело напоказ, а истинные чувства и желания скрывать. Которых все хотят, но никто по-настоящему не любит, отчего они и сами утрачивают способность любить. Наши прекрасные, смелые, талантливые, трудолюбивые женщины воздвигают вокруг себя баррикады из «независимости» и «самодостаточности» и затаскивают туда своих детей. Стремясь оградить их от своего непрожитого опыта «брошенных», «преданных», «отвергнутых» и «недооцененных», родители обесценивают для своих детей саму идею семьи. Ведь это гораздо легче назвать само явление семьи «отжившей формой взаимоотношений», чем признаться (даже для себя), в нежелании работать над собой, неспособности нарабатывать в себе качества, необходимые для счастливой семейной жизни.

О доверии к опыту

«Учись, работай, и не будешь ни от кого зависеть», - говорит мама дочке, написав тем самым первые буквы в семейном сценарии одиночества. А могла бы сказать: «Учись, развивай себя, получай знания, необходимые женщине, чтобы обрести семейное счастье. Нарабатывай женские энергии, учись вкусно и полезно готовить, создавать уют в доме. И тогда, будучи принцессой по своему внутреннему наполнению, привлечешь в свою жизнь принца».

Говорит «Выглядеть надо «дорого», «сексуально», учит играть на мужских инстинктах, забывая сказать, что инстинкты, которые легко сводят мужчину и женщину, так же легко их и разводят.

А могла бы сказать «Будь чиста и целомудренна. Будь добра и мудра. Учись понимать, принимать и уважать мужскую природу. Пойми и прими свою внутреннюю женскую силу». Многие мамы могли бы так сказать своим дочерям. Сказать, и помочь им. Могли бы, если бы когда-то услышали это сами.

Можем ли мы безоглядно доверять опыту своих родителей? К сожалению, далеко не всегда. Часто, глядя на современных индийских женщин, красивых, образованных, уверенных в своей женской ценности, на твердом фундаменте своего брака создающих мир семейных ценностей, примеры которого им хорошо знакомы, хочется порадоваться за них, не знающих опыта «проб и ошибок», травмирующего и растаскивающего энергию. Мои подруги, в ответ на мои рассуждения, часто говорят мне «Да что они видели, эти индийские женщины, наша жизнь гораздо ярче». Под «яркостью» имеется в виду сексуальный опыт, ведь нам никто не сказал в детстве, что в идеале (в ведическом идеале, например) мужчине до женитьбы не нужно иметь сексуальный опыт, так как в мужском семени содержится сила разума, которую нужно накапливать для эффективного достижения самых высоких и значимых целей. Никто не сказал, что на тонком теле женщины остается отпечаток каждого партнера, и если количество этих партнеров перешло определенную черту, то такая женщина в принципе не годится в качестве жены, так как ее истрепанное тонкое тело не сможет защищать семью от проникновения различного рода деструктивных энергий. Что же остается нам? Очищать свое сознание и тонкое тело. И, возможно, прислушаться и присмотреться к опыту родителей, которые своим детям сказали те главные слова, которые помогают им сохранять свои семьи. К опыту индийских родителей, например.

Выбор пары

Индийская семья ищет пару для своего готового для семейной жизни ребенка. Все заинтересованные начинают свою тяжелую и ответственную работу. Будущие муж и жена должны иметь совпадения и сочетаемость более, чем по 13 признакам.

Каста

Главный признак, который не подлежит обсуждению, - это каста. Каста – это не только социально-экономический уровень семьи. Каста – это, прежде всего, уровень духовного развития рода, совокупно наработанная семейная карма. Союз с человеком из более низкой касты угрожает всему роду, так как понижает энергетические вибрации рода, ухудшает карму, которую предстоит отрабатывать, в том числе, и потомкам. Невероятная ответственность перед ушедшими и перед еще неродившимися членами рода. Кроме того, каста - это своего рода фильтр. Среди почти 1,5 миллиардного населения касты отфильтровывают «своих», с одинаковой системой жизненных ценностей, одинаковым предназначением, призванием, задачами. Каста защищает от обманов и разочарований – невозможно притвориться тем, кем ты не являешься, надев дорогой костюм или заняв высокую должность, твоя фамилия говорит о тебе все. Детям из одной касты в детстве говорили одни и те же слова о том, что плохо и хорошо, о том, как нужно вести себя в семье и за ее пределами. Они воспитаны на одних и тех же примерах, у них одни и те же законы поведения, они не экспериментируют, не нарабатывают в конфликтах свои правила. Им проще, их семейный корабль не штормит волнами незнания и отсутствия опыта.

Гороскоп

Да, гороскоп для индийца – это как анализ ДНК. Положение небесных светил в моменте рождения определяет характер, а, значит, и судьбу человека. Некоторые сочетания черт характера, видимые в гороскопе потенциальных супругов, изначально являются конфликтными, несочетаемыми, поэтому лучше таких союзов избегать. Семья – не поле для экспериментов. Будущие супруги обязательно консультируются с астрологом на тему, какие существуют острые углы во взаимодействии их характеров, как их лучше обходить.

Родственники

Чем ближе знакомы семьи будущих супругов, тем лучше. Ведь сын или дочь, с большой вероятностью, будут повторять семейных сценарий своих родителей. Какими словами обращались друг к другу родители, какова была степень уважения друг к другу, какая репутация у семьи – все это важно, это будет влиять на благополучие будущей семьи.

Объедение капиталов

Парень и девушка, вступающие в брак – это не самостоятельные единицы без роду, без племени. Они – представители своей семьи, своего рода. Соединяя свои сердца, они объединяют энергии своих родов, а также, в материальном мире, объединяют их капиталы. Для того, чтобы усилить свой род, сделать его сильнее для своих потомков. Мезальянсы преуменьшают богатство, силу, влиятельность рода и поэтому – недопустимы.

Кроме самых важных, существует еще множество признаков совпадения пары, разобраться в которых может только глубокий специалист в вопросах восточного брака, которым является каждый индийский родитель. Можно ли возложить такое важное дело на плечи 25-летнего молодого человека? «Нет», «конечно, нет», «никто не выберет мне жену лучше, чем моя мама», - именно так ответят будущие мужья и жены. Неопытный молодой человек, вероятнее всего, провалит эту важную миссию, так же, как проваливают ее 60% западных, «самостоятельных» молодоженов.

«А где же любовь?»

«Ну а все-таки, как же любовь?! Вы женитесь не по любви», - никак не могут успокоиться западные «эксперты» семьи. «Мы по-разному понимаем любовь, - ответят им. Вы сначала влюбляетесь, а потом женитесь. А мы сначала женимся, а потом вместе учимся любить. То, что вы называете любовью, - это не любовь. Индийский мужчина тоже может испытывать такое чувство, глядя на пляже на бикини белой женщины, например, но к любви и семье это никакого отношения не имеет». В былые времена будущие супруги впервые видели друг друга на собственной свадьбе. В современной Индии они, чаще всего, хорошо друг друга знают. Если парень и девушка, которые, по мнению их семей, идеально друг другу подходят, но они категорически не симпатичны друг другу, насильно женить их никто не будет. Но феномен заключается в том, что, как правило, работа, проведенная родителями, плюс их интуиция и знание характера своего ребенка, не дает осечек, пары получаются слаженные и красивые, а дальше, насколько они будут счастливы вместе, будет зависеть от них самих. Часто, наблюдая за индийскими семьями, удивляешься, как им по-настоящему интересно, весело и хорошо вместе. Им не нужны компании, им достаточно своей семьи. И это, вероятнее всего, результат правильного мудрого родительского поиска «своего человека» для своего ребенка. К слову, в Индии не принято собирать дома друзей, не принято подпускать посторонних близко к своей семье. Все общение происходит внутри больших семей-кланов. Семья действительно для Индии – это ВСЕ.

Индийская свадьба

Позади поиски пары, длительные переговорные процессы родителей. И наконец - вот он, долгожданный момент – СВАДЬБА! К этому событию родители готовились с момента рождения ребенка. Даже самые бедные семьи превращают свадьбы своих детей в сказку из жизни богачей. Свадьба должна быть максимально богатой и яркой для возможностей конкретных семей. Считается, что если супругам станет грустно, на их долю выпадут испытания – они будут вспоминать свою свадьбу, и им будет радостнее и проще идти вместе по своему пути. На домах жениха и невесты устанавливаются соответствующие, понятные всем, знаки. Почти неделю в доме невесты собираются женщины семьи. Они читают мантры, танцуют, совершают специальные ритуалы. Невеста должна наполняться чистыми божественными энергиями, чтобы быть готовой к таинству ритуала свадьбы. Подобная деятельность, соответствующая мужским энергиям, проводится и в доме жениха.

И наконец – сам ритуал. Силу и таинство индийских древних ритуалов невозможно осознать разумом. Но они – работают! Работают те энергии, которые привлекают брамины. Супруги вместе «кормят огонь», символизирующий семейный очаг. Жених привязывает сари невесты к своей одежде и водит ее вокруг костра. Так будет теперь всегда – они связаны божественными узами, и мужчина теперь всегда будет вести за собой свою женщину по пути дхармы и нести ответственность за этот путь. А женщина – доверять, уважать и разделять этот пути. Совершается множество ритуалов, порядок и содержание которых не меняется веками. Мантры, которые звучат, слышали еще пра-пра-пра-бабушки и дедушки супругов, души которых наверняка сейчас наверняка благословляют союз. Семья создана! С благословения Богов, родителей и всех, живых и ушедших, членов рода.

Защищенность брака

Индийский брак – это не хрупкое сооружение, обдуваемое ветрами. Это – надежная, защищенная крепость. Эту крепость защищает ВСЕ. Боги, которые сошли на Землю во время проведения свадебной пуджи и благословили супругов. Живые и ушедшие члены рода. Материальная база в виде объединения капиталов кланов. Ответственность, ответственность и снова ответственность супругов – перед Богами, перед семьей. Ответственность за судьбу своих детей, которую они создают своими действиями, словами и мыслями. Вряд ли достойная семья отдаст свою дочь замуж за мужчину, отец которой разрушил свою семью, например. Вдруг сын сделает тоже? Риск и ответственность слишком велики, а, значит, такое решение недопустимо.

Те, кто дерзают подставлять свою семью под какие-либо удары – безумцы, вступающие в конфронтацию со всем мировым устройством. Человек, порвавший со своей семьей, в Индии автоматически становится изгоем, перед ним закрываются все двери, в том числе и двери родительского дома. Развод в Индии официально разрешен. Но полоса бюрократических препятствий при этом такой длины и сложности, что мало кто доходит до конца. Время и длина бюрократического забега также работают на сохранение брака. Без семьи индиец – никто, былинка на ветру, лишенная духовной и материальной поддержки. Мало кто решается выбрать себе такую участь.

Соблазны «свободного мира»

Наблюдая в Гоа или других курортных местах Индии, большое количество пар, состоящих из индийских парней и белых девушек, создается впечатление, что каноны индийского брака остались далеко в прошлом. Но впечатление это развеивается, если пообщаться с этими парнями поближе. С современными, симпатичными парнями, которые в силу места рождения подпали под удар соблазнов. Если парень происходит из семьи невысокой касты, не обремененной ценным имуществом, то, вполне вероятно, что его родители не будут возражать против брака с белой девушкой, которая может поднять его выше по социальной лестницы. Чем ниже каста, тем меньше правил и ограничений. А если парень из семьи браминов, владеющей дорогостоящими курортными землями? Я знаю такого парня, чья репутация безнадежно испорчена связями с туристками. Браминские семьи уровня его семьи не согласны отдавать за него замуж своих дочерей, считая, что хорошего мужа из него не выйдет. На белых девушках, которые его так привлекают, жениться он не мыслит, потому что «не благословят родители, семья не получит объединения земель, которое планировала», да и вообще «у нее были мужчины, кроме меня, и индийская женщина будет мне гораздо более лучшей и надежной женой». Три года родителя парня, подпортившего свою репутацию, тщетно ищут ему достойную жену. Стоит ли призрак какого-нибудь романтичного счастья разрушенной или несостоявшейся семьи, что в Индии равносильно разрушенной судьбе? Большинство индийцев ответят – НЕТ!

Запад – Восток

«Свободные» западные люди встречаются, влюбляются, разочаровываются, женятся, разводятся. Получаемый «на своих шишках» опыт не успевает накапливаться для понимания все усложняющихся семейных конструкций – бывшие жены, новые дети, приемные дети, сводные братья и сестры, бой-фрэнды мамы, девушки папы – и маленькая или большая, имеющая последствия, трагедия за каждым словосочетанием. И так до седых волос, ведь современные технологии красоты отодвинули возрастную планку очень далеко. Нашим бабушкам «за 50», которые могли вполне хорошо выглядеть, не приходило в голову обнажить «тюнингованные» части тела и отправиться в ночной клуб конкурировать за мужское внимание с девушками возраста своих внучек. Это поощряется обществом, это прогрессивно и «продвинуто». Мы – это наш секс, реализованность, востребованность, значимость определяется количеством секса. Женщины объявили войну морщинам, обесценивая, таким образом, значимость своего возраста. «Я не буду уничтожать свои морщины, они мне слишком дорого стоили», - сказала когда-то одна великая женщина. Современные женщины легко стирают опыт со своих лиц. Накопленные мудрость, знания, понимания скрытой сути вещей обесцениваются продуманными девизами высоко бюджетной индустрии красоты. С лицом, «как у двадцатилетней» женщины отправляются в очередной, отчаянный бой за счастье. Терпят поражения и испытывают разочарования. Люди ищут счастье там, где оно не живет.

А в это время индийские дети рассматривают семейные фотографии бабушек и прабабушек. Знают, в какое время папа вернется домой, и ждут его с ужином. Родители откладывают деньги на «royal wedding», королевскую свадьбу своих детей, которая у них в жизни будет одна. Папа и мама, проживая испытания своей единственной семейной жизни, подчас тяжелые и невыносимые, нарабатывают главный жизненный капитал, передаваемый по наследству, - науку о семейном счастье. Болливуд экранизирует «Рамаяну» и «Махабхарату». Ребенок держит за руки свою маму и своего папу. Другая, параллельная жизнь одной Вселенной...

С почтением перед феноменом индийской семьи, Светлана Сук